Проект федерального закона N 99092123-2
"О землеустройстве"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для принятия
в первом чтении
Глава I. Общие положения
Глава II. Управление землеустроительной деятельностью
Глава III. Состав и виды землеустроительных работ
Глава IV. Землеустроительная документация
Глава V. Ответственность за нарушение законодательства
о землеустройстве
Глава VI. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области землеустройства, порядок проведения землеустройства и направлен на регулирование отношений, возникающих в процессе осуществления землеустроительной деятельности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными органами по управлению земельными ресурсами, гражданами и юридическими лицами в обеспечении рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
Землеустройство - система мероприятий, обеспечивающих регулирование земельных отношений, изучение, планирование, организацию использования и охраны земель, создание новых и упорядочение существующих землепользований, земельных фондов, административно-территориальных образований и других объектов землеустройства с обозначением границ в натуре (на местности), устройство территории сельскохозяйственных организаций и улучшение природных ландшафтов.
Землеустроительная деятельность - управленческая, научная, техническая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных органов по управлению земельными ресурсами, граждан и юридических лиц, осуществляемая при землеустройстве.
Землеустроительные работы - все виды камеральных и полевых обследовательских, изыскательских, топографо-геодезических, картографических, проектных и других работ, выполняемых при проведении землеустройства и которые предусматривают получение конкретного результата (землеустроительной документации).
Землеустроительный процесс - состав, очередность и порядок действий при проведении землеустроительных работ, включающий подготовительные работы, проведение полевых обследований и изысканий, разработку проектной документации, ее рассмотрение и утверждение, перенесение проектов в натуру (на местность), оформление и выдача землеустроительной документации.
Землеустроительный проект - совокупность правовых, экономических, технических документов, включающих расчеты, описание, чертежи, в которых обосновываются, графически отображаются и письменно излагаются землеустроительные мероприятия.
Землеустроительные мероприятия - предусмотренные землеустроительной документацией работы по формированию и организации территории объекта землеустройства, организации рационального использования и охраны земель с учетом их целевого назначения, ограничений в использовании земель и обременений правами иных лиц (сервитутов), сохранению и повышению плодородия почв.
Объекты землеустройства - территория административно-территориального образования или его части, землепользование, в отношении которых осуществляется землеустройство.
Землепользование - земельный участок (совокупность земельных участков), имеющий фиксированную замкнутую границу, площадь, местоположение и используемый гражданином или юридическим лицом для определенных целей в соответствии с законодательством.
Формирование землепользования - комплекс работ по установлению местоположения, границ, площади земельного участка или их совокупности, других характеристик, с учетом установленных целевого назначения, ограничений и обременений в использовании земель.
Межевание земель - комплекс работ по установлению (восстановлению) в натуре (на местности) границ административно-территориальных образований, границ земельных участков собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов с закреплением их межевыми знаками установленного образца и привязкой к пунктам опорной межевой сети.
Землеустроительная документация - совокупность документов, полученных в результате проведения и осуществления землеустройства и включающая программы, схемы, проекты, тематические карты (атласы), материалы (технические отчеты) обследований и изысканий.
Государственный фонд землеустроительной документации - совокупность документов, подлежащих длительному хранению в федеральном органе исполнительной власти по управлению земельными ресурсами или его территориальных органах в целях их дальнейшего использования.
План земельного участка - графический документ, отображающий местоположение, размер, размещение внешних границ земельного участка и границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц (сервитутов), а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с земельным участком.
Внутрихозяйственное землеустройство - система мероприятий по организации территории сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в границах их землепользований, обеспечивающих полное и рациональное использование земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов, а также максимальное удовлетворение экономических интересов при соблюдении установленных условий пользования землей и ее охраны.
Межхозяйственное землеустройство - система правовых, социально-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих перераспределение земель, формирование рационального землепользования и землевладения, предоставление и изъятие земель для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей, наделение земельными участками граждан и юридических лиц, установление и изменение границ и площадей земельных участков.
Статья 2. Правовое регулирование землеустройства
Правовое регулирование землеустройства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Назначение землеустройства
Землеустройство обеспечивает:
1) регулирование и совершенствование земельных отношений;
2) определение перспектив рационального использования и охраны земель;
3) создание организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах;
4) образование новых и упорядочение существующих земельных участков, оформление планов границ земельных участков;
5) обоснованное перераспределение земель по формам собственности и субъектам прав на землю, создание специальных фондов земель;
6) проектирование и закрепление границ административно-территориальных образований (кроме поселений), закрепление черты городов и других поселений;
7) создание условий для консолидации и компактного размещения земельных участков с учетом экологических требований;
8) закрепление границ земельных участков в натуре (на местности);
9) получение информации о количественном, качественном состоянии, использовании земель и их оценке;
10) внутрихозяйственную организацию территории;
11) подготовку землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;
12) получение информации для разработки землеустроительной и градостроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами.
Статья 4. Принципы проведения землеустройства
При проведении землеустройства соблюдаются следующие принципы:
1) обеспечение интересов субъектов прав на землю и населения, проживающего на территории, затрагиваемой землеустройством;
2) обеспечение приоритета экологических требований над экономической целесообразностью использования земель;
3) сохранение и бережное использование земельных ресурсов и природных ландшафтов;
4) создание равных организационных и территориальных условий для различных форм хозяйствования и развития всех отраслей экономики;
5) учет перспектив и комплексности развития территорий;
6) гласность в проведении и реализации землеустроительных мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на устраиваемой территории;
7) учет пригодности земель сельскохозяйственного назначения для предусмотренного целевого использования;
8) обеспечение компактности при формировании землепользований, оптимальности их по площади и конфигурации, удобного доступа к ним;
9) недопущение дробления земельных участков и создания чересполосицы, приводящих к невозможности использования их по целевому назначению.
Статья 5. Обязательность землеустройства
1. Землеустройство проводится в обязательном порядке на землях всех категорий независимо от форм собственности и их целевого назначения в случаях:
1) разработки перспективных планов организации рационального использования и охраны земель;
2) установления в натуре (на местности) границ административно-территориальных образований, черты городов и других поселений и зон с особым правовым режимом использования земель;
3) перераспределения земель и их приватизации;
4) образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства;
5) формирования земельных участков при предоставлении и обороте земель и закреплении их границ в натуре (на местности);
6) организации и устройстве территории сельскохозяйственных организаций и разработки мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв;
7) установления в натуре (на местности) границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц.
2. Установленные утвержденной землеустроительной документацией мероприятия по формированию и организации территории объекта землеустройства, рациональному использованию и охране земель, границы земельных участков и земель ограниченных и обремененных (сервитуты) в их использовании и другие мероприятия являются обязательными для исполнения собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Землеустроительная документация, разработанная в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона учитывается при разработке федеральных целевых программ, целевых программ субъектов Российской Федерации, местных целевых программ, схем, проектов социально-экономического развития территории и размещения производительных сил, развития инженерной и социальной инфраструктур, при градостроительном планировании развития территории, охраны природы, природопользования и других разработках в части использования данных о долгосрочном и краткосрочном использовании и охране земель и об установленных границах объектов землеустройства.
3. Внесение изменений в землеустроительную документацию допускается с разрешения органа, утвердившего данную документацию.
4. Землеустройство, проведенное до введения в действие настоящего Федерального закона, признается имеющим юридическую силу.
5. Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы при проведении землеустройства обязаны обеспечить разработчикам землеустроительной документации доступ ко всем земельным участкам, затрагиваемым землеустройством.
Статья 6. Открытость сведений о землеустройстве
1. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного доступа.
2. Сведения, содержащиеся в землеустроительной документации предоставляются любому лицу (далее "заявитель"), предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя), федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его территориальными органами в установленном порядке.
3. Запрашиваемые сведения о землеустройстве или мотивированный в их предоставлении отказ в письменной форме заявителю должны быть выданы в течение 10-ти дней. Отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.
4. Сведения, содержащиеся в землеустроительной документации, предоставляются за плату или бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об информации.
5. Бесплатно предоставляются сведения, содержащиеся в землеустроительной документации, по запросам:
1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) правоохранительных органов и судов - по находящимся в производстве делам;
3) налоговых органов;
4) органов государственной статистики;
5) землеустроительных учебных заведений для учебных и научных целей;
6) других лиц, определенных законами Российской Федерации.
6. Орган, предоставивший информацию, обязан по запросу собственников, владельцев и пользователей земельных участков предоставлять им информацию о лицах, получивших сведения о земельных участках, на которые они имеют права.
7. Использование полученной информации способами и в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам собственников земли, землевладельцев, землепользователей влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Глава II. Управление землеустроительной деятельностью
Статья 7. Государственное управление землеустройством
1. Управление землеустройством осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. К ведению Правительства Российской Федерации относится проведение единой политики ведения и установления основных начал землеустройства, принятие нормативных правовых актов по землеустройству и контролю за их соблюдением, обеспечение финансирования и организация осуществления землеустройства в соответствии с федеральными программами, координация деятельности субъектов Российской Федерации в области землеустройства, а также организация землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности.
3. К ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов по землеустройству, финансирование и организация осуществления землеустройства в соответствии с региональными программами, координация деятельности органов местного самоуправления в области землеустройства, а также организация и осуществление землеустройства на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
4. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют землеустройство в пределах территории муниципального образования.
Статья 8. Основания для проведения землеустройства
Землеустройство проводится на основании:
решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустроительных работ;
заявления (ходатайства) граждан и юридических лиц, претендующих на предоставление им земельных участков;
договоров между гражданами и юридическими лицами (собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями, арендодателями), заключенных ими с разработчиками землеустроительной документации.
Статья 9. Участники отношений, возникающих при землеустройстве
1. Участниками отношений, возникающих при землеустройстве, являются заказчик и разработчик землеустроительной документации, а также третьи лица, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства.
2. Заказчиками землеустроительной документации являются лица, перечисленные в статье 8 настоящего Федерального закона, принявшие решение или возбудившие ходатайство о проведении землеустройства и обеспечивающие финансирование землеустроительных работ.
3. Разработчиками землеустроительной документации являются научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации по землеустройству, другие юридические лица и граждане, получившие в установленном порядке лицензии на выполнение землеустроительных работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4. Взаимоотношения между заказчиком и разработчиком землеустроительной документации регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
5. Отбор разработчиков землеустроительной документации при проведении землеустроительных работ за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами в установленном порядке.
6. Граждане и юридические лица - заказчики землеустроительной документации за счет своих средств имеют право на выбор юридического или физического лица для заключения с ними договора на производство землеустроительных работ, если иное не предусмотрено законами Российской Федерации.
7. Разработчик землеустроительной документации в своей деятельности обязан:
1) руководствоваться законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также требованиями инструкций, нормативно-технических документов по осуществлению землеустройства;
2) уведомлять заинтересованных лиц о проведении землеустройства;
3) соблюдать требования законодательства о государственной тайне в отношении информации, полученной в связи с проведением землеустройства;
4) соблюдать права и законные интересы лиц, которые могут быть затронуты при проведении землеустройства.
8. Разработчик землеустроительной документации несет ответственность за достоверность, качество и экологическую безопасность мероприятий, предусмотренных землеустроительной документацией.
9. Третьи лица, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, имеют право:
1) участвовать при обсуждении вопросов землеустройства и получать безвозмездно информацию о ходе и результатах землеустройства, затрагивающих их интересы;
2) обжаловать неправомерные действия, затрагивающие их интересы в процессе землеустройства, в соответствии с законодательством.
Статья 10. Источники финансирования землеустройств
Источниками финансирования землеустройства являются:
1) средства федерального бюджета при проведении землеустройства для федеральных нужд, на землях, находящихся в федеральной собственности и при осуществлении федеральных программ;
2) средства бюджета субъекта Российской Федерации при проведении землеустройства для нужд субъекта Российской Федерации, на землях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и при осуществлении региональных программ;
3) средства бюджета муниципального образования при проведении землеустройства для нужд муниципального образования и на землях, находящихся в муниципальной собственности;
4) средства граждан и юридических лиц;
5) прочие источники (иностранные займы, средства от оказания услуг и др.).
Статья 11. Нормативные документы по землеустройству
1. Нормативные документы по осуществлению землеустройства устанавливают порядок организации и выполнения землеустроительных работ, состав, содержание землеустроительного процесса, требования к ним, нормы и правила их выполнения. Указанные документы разрабатываются федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и утверждаются в установленном порядке.
2. Нормативные документы по осуществлению землеустройства обязательны для использования всеми участниками землеустройства и являются основой для проведения государственной землеустроительной экспертизы и осуществления контроля при выполнении землеустроительных работ.
Статья 12. Государственный контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий
Государственный контроль за проведением землеустройства, осуществлением землеустроительных мероприятий и соблюдением установленных требований нормативных документов при разработке землеустроительной документации проводится федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его территориальными органами.
Глава III. Состав и виды землеустроительных работ
Статья 13. Состав землеустроительных работ
Землеустройство предусматривает:
1) изучение состояния земель;
2) планирование и организацию рационального использования и охраны земель, за исключением градостроительной деятельности;
3) межхозяйственное землеустройство;
4) внутрихозяйственное землеустройство.
Статья 14. Цели и виды работ по изучению состояния земель
1. Изучение состояния земель проводится с целью получения информации об их количественном и качественном состоянии и использовании, обеспечения экономического механизма регулирования земельных отношений, оборота земель, совершенствования платежей за землю, разработки землеустроительных проектов, ведения учета земельных ресурсов.
2. Изучение состояния земель включает следующие основные виды работ:
1) топографо-геодезические и картографические;
2) почвенные, агрохимические, геоботанические и другие обследования;
3) ресурсную оценку земель в районах Крайнего Севера;
4) инвентаризацию земель;
5) составление, подготовку к изданию и издание специальных тематических карт состояния и использования земель.
3. Периодичность обновления материалов, полученных в результате топографо-геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических, агрохимических и других обследований устанавливается федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
Статья 15. Топографо-геодезические и картографические работы
1. Материалы топографо-геодезических и картографических работ являются планово-картографической основой для разработки схем и проектов землеустройства, проведения почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований, инвентаризации земель, формирования земельных участков и изготовления планов их границ, ведения учета земельных ресурсов, оценки и мониторинга земель, составления специальных тематических карт.
2. Информационное содержание, масштаб топографо-геодезических и картографических материалов устанавливаются, исходя из конкретных целей, для которых используются данные материалы.
Статья 16. Почвенные, агрохимические, геоботанические и другие обследования
Почвенные, агрохимические, геоботанические и другие обследовательские и изыскательские работы проводятся на землях всех категорий и форм собственности с целью получения информации о качественном состоянии земель, а также с целью выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, подтоплению, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, биогенному заражению, другим негативным явлениям.
Полученная информация используется для агроэкологической оценки земель и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений по проведению рекультивации, консервации, введению ограничений в использовании земель, восстановлению, сохранению и повышению плодородия почв, улучшению природных ландшафтов, а также для разработки мероприятий по организации рационального использования и охране земель, ведению учета качественного состояния земельных ресурсов и мониторинга земель.
Статья 17. Ресурсная оценка земель в районах Крайнего Севера
Ресурсная оценка земель в районах Крайнего Севера проводится с целью установления продуктивности оленьих пастбищ, охотничьих угодий, рыбных промыслов и других возобновляемых биологических ресурсов и разработки предложений по осуществлению хозяйственной деятельности малочисленных народов Крайнего Севера на территориях традиционного природопользования.
Статья 18. Инвентаризация земель
1. Инвентаризация земель, в зависимости от целей, проводится по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо по ходатайству собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
2. Инвентаризация земель проводится с целью уточнения или установления местоположения, границ (без закрепления, на местности), размеров, правового статуса, выявления неиспользуемых, нерационально используемых или неиспользуемых по целевому назначению земель, других необходимых количественных и качественных характеристик земель, отражаемых в государственном земельном и других кадастрах и документах государственной регистрации прав на землю, а также необходимых для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель и принятия на этой основе решений об упорядочении использования земель.
3. В зависимости от поставленных целей может проводиться полная или целевая инвентаризация земель.
Полная инвентаризация земель проводится на всей территории Российской Федерации и на землях всех категорий, независимо от форм собственности на землю, с уточнением или установлением характеристик земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Целевая инвентаризация земель проводится на землях отдельных категорий, на территориях отдельных регионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в зонах проявления негативных процессов, по группам или отдельным земельным участкам.
При целевой инвентаризации информация о состоянии и использовании земель может уточняться по всем или отдельным характеристикам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Статья 19. Специальные тематические карты
Специальные тематические карты составляются с целью отображения на них комплексной характеристики состояния и использования земель, мероприятий по организации их рационального использования и охраны, перспектив использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, принятых решений по управлению земельными ресурсами.
Статья 20. Цели и виды работ по планированию использования и охране земель
1. Планирование использования и охраны земель (за исключением объектов градостроительной деятельности) осуществляется в целях определения долгосрочной или краткосрочной перспективы рационального использования земель всех категорий, независимо от форм собственности на землю и форм хозяйствования, разработки предложений для принятия решений по перераспределению земель с учетом потребности агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, развития городов, других поселений и систем расселения, промышленности, транспорта, горнодобывающих отраслей, территорий природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, историко-культурного назначения, создания фонда перераспределения земель с целью обеспечения земельными участками граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и организации крестьянских (фермерских) хозяйств и других надобностей, обеспечения мероприятий по охране земель.
2. Планирование использования и охраны земель включает следующие основные виды работ:
1) разработку предложений по использованию и охране земель на федеральном и региональном уровнях;
2) выделение земель, относящихся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
3) природно-сельскохозяйственное районирование и зонирование земель;
4) зонирование территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений;
5) формирование специальных земельных фондов;
6) земельно-хозяйственное устройство не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель городов и других поселений.
Статья 21. Организация рационального использования и охраны земель
Организация рационального использования и охраны земель включает систему мероприятий по формированию устойчивого землепользования и обоснованию размещения в соответствии с экологическими и экономическими требованиями компактных и оптимальных по площади землепользований и землевладений, созданию благоприятных территориальных условий для эффективного ведения сельскохозяйственной и иной хозяйственной деятельности, устойчивому развитию городов и других поселений в соответствии с градостроительной документацией, разработке комплекса мер по охране земель.
Статья 22. Особенности планирования использования земель в городах и других поселениях
1. Планирование рационального использования и охраны земель в городах и других поселениях проводится взаимоувязано с градостроительной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их органами архитектуры и градостроительства.
Землеустроительная и градостроительная документация соответствующих уровней дополняют друг друга.
2. Планы земельно-хозяйственного устройства земель городов и других поселений разрабатываются, как правило, одновременно с генеральными планами городов и других поселений.
Статья 23. Цели и виды работ при межхозяйственном землеустройстве
1. Межхозяйственное землеустройство проводится на землях всех категорий с целью создания территориальных условий для функционирования всех отраслей экономики, формирования и совершенствования рациональной системы устойчивого землепользования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, обеспечения точности и бесспорности установления в натуре (на местности) границ землепользований, административно-территориальных образований, специальных земельных фондов, территорий с особыми режимами использования и обремененных правами иных лиц.
2. Межхозяйственное землеустройство включает следующие виды работ:
1) составление проектов образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства;
2) формирование земелепользований;
3) межевание земель.
Статья 24. Составление проектов образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства
1. Составление проектов образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства производится:
1) при изменении границ и размеров объектов землеустройства при их укрупнении, разукрупнении, перераспределении земель между ними, передачи части земель в ведение органов местного самоуправления, выделении земель для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, реорганизации сельскохозяйственных организаций;
2) с целью консолидации земельных участков и устранения чересполосицы, вкрапливания, дальноземелья, изломанности границ и экологически нецелесообразного их расположения.
2. При составлении проекта образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства определяются:
1) размеры и границы объектов землеустройства с учетом их специализации, возможного объема производственно-хозяйственной деятельности, развития инженерной и социальной инфраструктуры;
2) границы земель с особым режимом использования земель и обремененных правами иных лиц;
3) порядок, условия и сроки перехода к пользованию земельными участками в новых границах.
Статья 25. Формирование землепользования
1. Формирование землепользования осуществляется при:
1) предоставлении (продаже) гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
2) изъятии (выкупе) земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
3) совершении гражданами и юридическими лицами сделок, связанных с оборотом земельных участков или их частей и переходом прав на землю.
2. Основанием для формирования землепользования являются обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение и переход прав на землю, а также обязанности по использованию земли.
3. При формировании землепользования должен быть выделен земельный участок (земельные участки), имеющий присущие только ему индивидуальные характеристики: местоположение, бесспорные границы, площадь, координаты поворотных точек.
Размер землепользования устанавливается или уточняется с учетом действующих норм предоставления земель для различных нужд, компактного размещения, соблюдения природоохранного законодательства, градостроительных, санитарных, противопожарных, иных норм и правил с использованием имеющейся землеустроительной и градостроительной документации. В границы землепользования включаются площади, непосредственно занятые объектами недвижимости, а также прилегающие территории, необходимые для обеспечения функционирования (обслуживания) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами. Одновременно устанавливаются границы земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц (сервитутами).
4. При формировании новых землепользований при их разделе по соглашению сторон или решению суда проводятся работы по установлению границ земельных участков в натуре (на местности) согласно долям, определенным соглашением или решением суда. На основании проведенных работ определяются местоположение, границы, площадь каждого нового сформированного землепользования.
5. Порядок формирования землепользования устанавливается федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами, а в городах и других поселениях - совместно с федеральным органом архитектуры и градостроительства.
6. По каждому сформированному землепользованию составляется план земельного участка.
План земельного участка может быть изготовлен:
с использованием имеющегося планово-картографического материала и определением координат точек границ земельного участка графическим, аналитическим и другими методами;
по материалам дистанционного зондирования;
по данным измерений, полученным при съемке земельного участка в натуре (на местности) или при межевании земель.
План земельного участка служит основанием для нанесения его границ на соответствующий дежурный кадастровый план и присвоения ему кадастрового номера.
План земельного участка удостоверяется органами, ответственными за проведение кадастровых работ, и является обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на землю.
Технические требования к изготовлению и оформлению плана земельного участка устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами, а в городах и других поселениях - с участием федерального органа архитектуры и градостроительства.
Статья 26. Межевание земель
1. Межевание земель проводится с целью бесспорного определения и опознания в натуре (на местности) положения границ земельных участков (межевых знаков и граничных линий), определенных на планово-картографических материалах.
2. Межевание земель осуществляется на основании землеустроительной и градостроительной документации, на графической части которой указываются проектные границы, положение межевых знаков и исходные геодезические данные, необходимые для определения местоположения поворотных точек границ земельного участка в натуре (на местности) и может проводиться геодезическими, аэрофотогеодезическими и другими методами, обеспечивающими необходимую точность определения координат поворотных точек границ и размера земельного участка.
Землеустроительная документация по межеванию городских земель разрабатывается в составе проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений и проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений и являются основанием для установления границ земельных участков на местности.
3. Границы земельных участков в натуре (на местности) закрепляются межевыми знаками. Допускается закрепление границ земельных участков без установки межевых знаков в случае их совпадения с естественными и искусственными линейными сооружениями и рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами, дорожными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими линейными сооружениями и рубежами).
Границы земельного участка, закрепленные в натуре (на местности) знаками установленного образца или совпадающие с естественными или искусственными сооружениями и рубежами признаются бесспорными и охраняются государством.
4. Опорная межевая сеть закрепляется на местности долговременными знаками.
Координаты пунктов опорной межевой сети и межевых знаков определяются в общегосударственной системе координат или в установленных федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами местных системах координат при условии обеспечения их связи с общегосударственной.
5. Пункты опорной межевой сети являются государственной собственностью и после закладки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью:
1) органам местного самоуправления, если они заложены на землях находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику, владельцу, пользователю земельного участка, если они находятся на его земельном участке.
Пункты опорной межевой сети отражаются на базовой земельно-кадастровой карте, которая вместе с каталогом координат пунктов опорной межевой сети и межевых знаков наряду с другими материалами по межеванию земель сдаются в государственный фонд землеустроительной документации.
6. Межевые знаки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью гражданам и юридическим лицам, в собственности, владении и пользовании которых находятся земельные участки.
7. Снос и восстановление утраченных пунктов опорной межевой сети и межевых знаков проводится с разрешения территориальных органов федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
8. Порядок межевания земель и контроль за соблюдением технических требований к межеванию земель, охраной пунктов опорной межевой сети и межевых знаков устанавливается и осуществляется федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его территориальными органами, а в городах и других поселениях совместно с органами архитектуры и градостроительства.
Статья 27. Цели и виды работ при внутрихозяйственном землеустройстве
1. Внутрихозяйственное землеустройство проводится с целью устройства территории и территориальной организации производства сельскохозяйственной организации и крестьянского (фермерского) хозяйства в границах их землепользований, обеспечивающее эффективное ведение сельскохозяйственного производства, рациональное использование земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
2. При внутрихозяйственном землеустройстве с учетом требований пункта 1 настоящей статьи выполняются следующие основные виды работ:
1) внутрихозяйственная организация территории сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств;
2) разработка проектов на мероприятия по защите почв от эрозии и других негативных явлений, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель.
3. Предложения по организации и размещению производственных подразделений сельскохозяйственной организации, закреплению за ними земельных угодий, режиму и условиям их использования, территориальной и внутриполевой организации севооборотов, сенокосов и пастбищ при внутрихозяйственном землеустройстве разрабатываются на уровне технического проекта и осуществляются после перенесения указанных элементов проекта внутрихозяйственного землеустройства, утвержденного в установленном порядке, в натуру (на местность).
Почвозащитные, природоохранные, мелиоративные мероприятия, мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв при внутрихозяйственном землеустройстве разрабатываются в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами на уровне схемы и реализуются на основе дополнительно разрабатываемых технических проектов на осуществление соответствующих мероприятий.
Статья 28. Требования при проведении внутрихозяйственного землеустройства
При проведении внутрихозяйственного землеустройства создаются условия для:
1) сбалансированности территории хозяйства с качественными и количественными показателями земель, наличием трудовых и материальных ресурсов, специализацией производства, оптимальным размером производства товарной продукции;
2) стабильности организации территории хозяйства и сельскохозяйственного производства;
3) возможности размещения и комплексного использования объектов производственной и инженерной инфраструктуры и мелиоративных систем;
4) сохранности ценных сельскохозяйственных угодий, воспроизводства и повышения плодородия почв, улучшения природных ландшафтов и создания благоприятной экологической среды;
5) оптимальности взаимосвязи между поселениями, производственными центрами, обслуживаемой территорией, размещением и организацией производства.
Глава IV. Землеустроительная документация
Статья 29. Виды землеустроительной документации
1. Основными видами землеустроительной документации являются:
1) федеральные и региональные программы использования и охраны земель;
2) схемы отнесения земель к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований;
3) материалы зонирования (за исключением объектов градостроительной деятельности) и природно-сельскохозяйственного районирования земель, размещения и установления границ особо охраняемых территорий, территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера;
4) схемы землеустройства административно-территориальных образований, схемы городского землепользования, схемы формирования специальных фондов земель, планы земельно-хозяйственного устройства не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель городов и поселков;
5) проекты перераспределения земель, образования новых и упорядочения существующих землепользований, организации их территории внутрихозяйственного землеустройства (за исключением проектов межевания в поселениях, которые составляются при разработке градостроительной документации);
6) материалы по формированию землепользования, межеванию земель, изготовлению плана земельного участка, закреплению и изменению на местности черты поселений;
7) проекты рекультивации нарушенных земель, защиты почв от эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, негативных геологических процессов и явлений, восстановления и консервации земель, загрязненных отходами производства, радиоактивными и химическими веществами, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, сохранения и повышения плодородия почв;
8) материалы (технические отчеты) топографо-геодезических и картографических работ, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству;
9) материалы по составлению дежурных карт границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц;
10) материалы по выявлению и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель;
11) материалы по инвентаризации земель, систематическому выявлению неиспользуемых, нерационально используемых и используемых не по целевому назначению земель и формированию фонда перераспределения земель;
12) специальные тематические карты (атласы) состояния и использования земельных ресурсов.
Исходя из задач и целей проводимого землеустройства в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона могут изготавливаться другие виды землеустроительной документации.
2. Землеустроительная документация любого вида включает в себя текстовые и графические материалы.
3. Землеустроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания, выданного заказчиком землеустроительной документации.
4. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами по проведению землеустройства и осуществлению градостроительной деятельности.
Статья 30. Согласование землеустроительной документации
1. Землеустроительная документация согласовывается с собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на которых проводится землеустройство, федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами или его территориальным органом в зависимости от уровня разрабатываемой землеустроительной документации, с соответствующими органами архитектуры и градостроительства и другими заинтересованными органами исполнительной власти, а также с третьими лицами, права и законные интересы которых затрагиваются землеустройством.
2. Землеустроительная документация подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
3. В случае необходимости основные направления разрабатываемой землеустроительной документации могут быть обсуждены с участием населения. Порядок проведения обсуждения устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 31. Утверждение землеустроительной документации
1. Согласованная в установленном порядке, землеустроительная документация утверждается:
1) федеральным органам исполнительной власти по управлению земельными ресурсами - землеустроительная документация, связанная с выполнением работ, имеющих федеральное значение и на землях, отнесенных к федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - землеустроительная документация, связанная с выполнением работ, имеющих региональное значение и на землях, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления - землеустроительная документация, связанная с выполнением работ на землях, отнесенных к муниципальной собственности, а также находящихся в их ведении в соответствии с их компетенцией;
4) собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельных участков и другими заказчиками - проекты внутрихозяйственного землеустройства и проекты, связанные с рациональным использованием земель, сохранением и повышением плодородия почв, разрабатываемые и осуществляемые за их средства, по согласованию с органами местного самоуправления и территориальными органами федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
2. Землеустроительная документация, связанная с формированием границ земельных участков, межеванием земель, изготовлением плана земельного участка, а также материалы топографо-геодезических и картографических работ, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству, по составлению специальных тематических карт состояния и использования земельных ресурсов рассматриваются и принимаются соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
3. Порядок согласования и утверждения конкретных видов землеустроительной документации устанавливается федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
Статья 32. Землеустроительное дело
1. Результаты проведенных землеустроительных работ по каждому объекту землеустройства формируется в землеустроительное дело.
В состав землеустроительного дела включаются подлинники всех документов, получаемых в ходе подготовительных работ, полевых обследований и изысканий, экземпляр проектных материалов (программ, схем, проектов и др.), оригиналы картографических материалов, чертежей, подлинники документов согласования и утверждения землеустроительной документации, другие материалы, данные и сведения, в отношении данного объекта землеустройства.
2. Землеустроительное дело хранится в федеральном органе исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его территориальных органах.
Статья 33. Государственный фонд землеустроительной документации
1. Государственный фонд землеустроительной документации является составной частью государственного фонда геодезических, картографических, землеустроительных, земельно-кадастровых и других материалов и данных о состоянии и использовании земель России.
2. Материалы и документы государственного фонда землеустроительной документации не подлежат включению в состав имущества приватизируемых организаций.
3. Материалы и документы государственного фонда землеустроительной документации хранятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Доступ к материалам и документам государственного фонда землеустроительной документации, являющимися носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
5. Граждане и юридические лица - разработчики землеустроительной документации, выполняющие работы за счет средств заказчиков, обязаны безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных ими материалов и документов в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами для регистрации и включения в государственный фонд землеустроительной документации.
6. Граждане и юридические лица - пользователи материалов и документов государственного фонда землеустроительной документации, обязаны:
обеспечивать сохранность полученных во временное пользование материалов и документов и возвращать их в установленные сроки;
не разглашать содержащиеся в указанных материалах и документах сведения, составляющие государственную тайну.
Глава V. Ответственность за нарушение законодательства
о землеустройстве
Статья 34. Административная ответственность за нарушение законодательства о землеустройстве
1. Административному взысканию могут быть подвергнуты граждане и юридические лица за следующие нарушения:
1) нарушение установленного порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, а равно внесение в нее изменений без разрешения утвердившего его органа;
2) уничтожение или порчу межевых знаков;
3) воспрепятствие проведению землеустройства и осуществлению контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных землеустроительной документацией;
4) не предоставление разработчиком копии землеустроительной документации в землеустроительный фонд;
5) нарушение утвержденной землеустроительной документации.
Административные взыскания налагаются должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти по государственному контролю за использованием и охраной земель в соответствии с возложенными на них полномочиями.
2. Наложение штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, виновных в совершении административного правонарушения, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
3. Порядок наложения взысканий и размеры штрафа определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 35. Возмещение ущерба, причиненного в результате землеустроительной деятельности
Ущерб, причиненный неправомерными действиями (бездействиями) в результате землеустроительной деятельности личности либо имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновным в причинении ущерба, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Разрешение споров по вопросам землеустройства
Споры между участниками отношений, возникающих при землеустройстве, разрешаются судом или арбитражным судом в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.