Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99092123-2 "О землеустройстве"
Досье на проект федерального закона
При проведении земельной реформы по объективным, а нередко и субъективным причинам, земельные преобразования проводились форсировано, стихийно, с нарушением их последовательности и комплексности. Реформирование сложившейся системы землепользования и перераспределение земель проведены без необходимого правового, экономического и экологического обоснования, в большинстве случаев без предварительного составления землеустроительной документации, в результате чего появились негативные явления в землепользовании. Процессы формирования землевладений и землепользований в агропромышленном комплексе осуществлялись также хаотически, что привело к возникновению большого количества земельных неурядиц с их чересполосицей, неразмежеванностью, недостаточностью площади сельскохозяйственных угодий для ведения товарного сельскохозяйственного производства, выделению земельных участков для ведения крестьянских хозяйств на удаленных друг от друга местах, что не позволяет им кооперироваться при производстве, переработке и реализации продукции и обустройстве территории, установлению границ земельных участков, затрудняющих обработку земель с учетом природоохранных требований и вызывающих появление эрозионных процессов.
Накопленный практический опыт показывает, что дальнейшие земельные преобразования должны носить регулируемый характер и проводиться более углубленно, с их правовым, экономическим и экологическим обоснованием. Это может быть обеспечено путем предварительного проведения комплекса землеустроительных работ, связанных с юридическим оформлением и закреплением прав граждан и юридических лиц на землю, формированием землепользований новых форм хозяйствования на земле и закреплением их границ в натуре (на местности) межевыми знаками, установлением границ территорий, использование земель которых ограничено или обременено сервитутом и отражения их в документах, удостоверяющих право на землю.
Реальным механизмом наведения порядка в формировании землепользования, обеспечении организации рационального использования и охраны земель, воспроизводства почвенного плодородия, выполнения действующего законодательства и регулирования земельных отношений должно стать землеустройство. В связи с этим назрела необходимость принятия специального федерального закона "О землеустройстве".
Проект Федерального закона "О землеустройстве" подготовлен в соответствии с протоколом первого заседания "круглого стола" от 26 декабря 1997 года N ПР-2212 и направлен на создание правовой базы для проведения комплекса землеустроительных работ, обеспечивающих правовое, экономическое и экологическое зонирование земель, создание наилучших территориальных условий для функционирования всех отраслей экономики страны, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв.
Проект Закона устанавливает, что все решения по перераспределению земель и формированию новых землепользовании, организации и развитию новых форм хозяйствования на земле, мероприятия по рациональному использованию и охране земель, установлению территорий, использованию земель которых ограничено или обременено сервитутом, должны осуществляться только на основе гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденной землеустроительной документации.
Законом определены основные направления осуществления землеустройства, состав и назначение землеустроительной документации, порядок и последовательность ее разработки, согласования и утверждения. Устанавливается, что намеченные в порядке землеустройства целевое назначение земель, организация территории, границы земельных участков, мероприятия по рациональному использованию и охране земель, ограничения и обременения в их использовании являются обязательными для исполнения собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В законопроекте предусмотрены требования, которые должны соблюдаться и обеспечиваться при проведении землеустройства, определены органы, осуществляющие правовое регулирование землеустроительной деятельности и управление землеустройством, а также осуществляющие контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий, определены порядок возбуждения землеустройства, участники землеустроительной деятельности, их права и обязанности, взаимоотношения между ними, источники финансирования землеустроительных работ.
Законом устанавливается порядок организации и выполнения землеустроительных работ, связанных с формированием землепользований, определены требования и особенности их формирования с учетом целевого назначения, фактического использования, действующих норм отвода земель для различных нужд и других норм и условий, порядок изготовления плана границ земельного участка и проведения межевания земель, которое должно обеспечивать бесспорное определение в натуре (на местности) положения границ земельного участка.
Проектом Закона предусматривается создание государственного фонда землеустроительной документации, что даст возможность гражданам и юридическим лицам в установленном порядке получать интересующие их сведения, содержащиеся в землеустроительной документации, о любом земельном участке. В этих целях субъектам землеустроительной деятельности вменяется в обязанность безвозмездная передача копий созданных ими материалов и документов в указанный фонд с сохранением авторских прав на них.
За нарушение Закона "О землеустройстве" предусматривается административная ответственность, а также возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями в результате землеустроительной деятельности личности либо имуществу гражданина или юридического лица.
Землеустроительные работы в Российской Федерации проводятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, предусматриваемые федеральным и региональными законами о бюджете, местных бюджетов, а также за средства граждан и юридических лиц. Принятие законопроекта "О землеустройстве" не потребует дополнительных, кроме предусматриваемых законами о бюджете, средств федерального бюджета на выполнение землеустроительных работ, но позволит юридически урегулировать договорные взаимоотношения между заказчиками и разработчиками землеустроительной документации. Законопроект обеспечит создание правовой базы для проведения землеустройства, как системы мероприятий, направленных на обеспечение регулирования земельных отношений, обоснованное территориальное зонирование и природно-сельскохозяйственное районирование земель, их изучение и оценку, создание оптимальных территориальных условий для функционирования всех отраслей экономики, выявление возможностей для наиболее рационального использования земель и их охраны, сохранения и воспроизводства плодородия почв, создание благоприятной экологической среды и улучшения природных ландшафтов.
Раздел XII действующего Земельного кодекса РСФСР регулирует только основные положения землеустройства не вдаваясь в конкретизацию правовых отношений, связанных с ним.
В силу этого, опираясь на общие нормы Земельного кодекса РСФСР о землеустройстве подготовленный законопроект значительно расширяет, уточняет и конкретизирует правоотношения, возникающие при проведении землеустройства и в силу этого он не противоречит действующему земельному законодательству и не вызывает необходимости отмены, внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты по регулированию земельных отношений.
Для обеспечения действия Закона "О землеустройстве" в полном своем объеме необходимо внести дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, основываясь на положениях статьи 35 законопроекта "О землеустройстве", в соответствии с которой установлены основания для привлечения к административной ответственности виновных лиц за нарушения, указанные в этой статье. Дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести в части указания на органы (должностных лиц) - государственных инспекторов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, имеющих право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении Закона "О землеустройстве", а также в главу 7 вышеназванного Кодекса в части дополнения и уточнения оснований для привлечения виновных к административной ответственности.
Одновременно для полной реализации законопроекта "О землеустройстве" необходимо разработать ряд новых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (перечень прилагается).
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации, которые необходимо
подготовить для полной реализации Федерального закона
"О землеустройстве"
1. Порядок согласования и утверждения конкретных видов землеустроительной документации.
2. О государственном фонде землеустроительной документации и порядок пользования им.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.