Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99049288-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время пункт 14 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" содержит норму, позволяющую уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль на величину превышения суммы положительных курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте над суммой отрицательных курсовых разниц, образовавшихся за период с 1 августа по 31 декабря 1998 года, независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета. Таким образом, положительная переоценка валютных активов и операций хозяйствующих субъектов, в том числе кредитных организаций, выводится из состава налогооблагаемой прибыли.
В условиях масштабного экономического и финансового кризиса, поразившего Россию во второй половине 1998 года, у многих участников экономического процесса значительно ухудшились показатели их деятельности: утрата ликвидности привела к неисполнению договорных обязательств и неплатежеспособности. Среди причин, по которым, в частности, многие кредитные организации оказались неспособными отвечать по своим обязательствам, в том числе и перед частными вкладчиками, можно выделить замораживание государством большей части выпусков государственных ценных бумаг и новацию долга по ним, а также многократное увеличение рублевой задолженности банков и крупных компаний по незахеджированным валютным пассивам, которые привлекались путем размещения еврооблигаций, получения синдицированных кредитов иностранных банков, не говоря уже о неразрешенной проблеме срочных валютных контрактов, по которым российские банки взяли на себя значительную часть риска девальвации российского рубля.
В рамках задачи создания условий выхода из кризисной ситуации была, в частности, предпринята попытка изменить порядок налогообложения в целях уменьшения балансовых убытков предприятий и организаций путем невключения чистых положительных курсовых разниц в налогооблагаемую прибыль (пункт 14 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" - введен Федеральным законом от 03 03.99 N 45-ФЗ), а также разрешения направлять часть вновь полученной прибыли на покрытие убытка, полученного в предыдущем году, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов) (пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" - в редакции Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ).
Основной функциональной задачей кредитной организации является кредитование реального сектора: удельный вес кредитов, предоставленных предприятиям торговли и промышленности, в активах многих российских банков превышает пятьдесят процентов. В условиях режима свободного плавания курса российского рубля и отсутствия эффективных инструментов страхования валютного риска основная часть кредитов выдается в свободно конвертируемой валюте, преимущественно в долларах США. Соответственно, при значительном росте курса доллара (а в первом полугодии 1999 года девальвация национальной валюты составила около 20%) на счетах валютной переоценки накапливается сумма положительных курсовых разниц, с которой должен быть уплачен налог на прибыль, в то время, как реальный доход с инвестиций еще не получен. Аналогично и доходы налогоплательщиков, имеющих валютные активы, часто вызваны не реальным результатом их финансово-хозяйственной деятельности, а переоценкой валютных активов. Такой подход к налогообложению положительных курсовых разниц вступает в противоречие с политикой стимулирования инвестиционной активности и приводит к свертыванию кредитования реального сектора экономики и субъектов Российской Федерации.
Увеличение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму положительного сальдо нереализованных курсовых разниц в отдельных случаях также приводит к увеличению задолженности перед бюджетом, поскольку денежные средства на уплату налога с вышеупомянутых "бумажных" доходов организации вынуждены перечислять из собственных или заемных источников, но не из источника возникновения налога.
Поскольку существующая норма о невключении чистых положительных курсовых разниц в налогооблагаемую прибыль действует лишь в отношении периода с 1 августа по 31 декабря 1998 года, данный законопроект распространяет действие указанной нормы и на 1999 год с тем, чтобы избежать неэффективного налогообложения, стимулировать промышленные инвестиции и способствовать преодолению кризисных явлений в банковской сфере.
Финансово-экономическое обоснование
К сожалению, точный расчет налоговых потерь от уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на величину положительного сальдо курсовых разниц, предписываемого данным законопроектом, не может быть произведен. Вышеупомянутый законопроект затрагивает базовые компоненты функционирования финансовых рынков, в каком-то смысле являясь для них фундаментообразующим. Его основная цель не столько в уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, сколько в изменении самой структуры дохода, что даст стимул российским и зарубежным инвесторам к дополнительным финансовым вложениям в реальный сектор экономики.
Сумма налоговых потерь от уменьшения налогооблагаемой базы на величину положительного сальдо курсовых разниц сама по себе является величиной, зависимой от порядка учета данных курсовых разниц. При существующем порядке налогообложения бюджет получает дополнительный доход от переоценки валютных активов налогоплательщиков, но проигрывает в результате низкого уровня инвестиционных вложений.
Вот некоторые данные, иллюстрирующие неэффективность существующего порядка налогообложения курсовых разниц для российской экономики.
Для финансирования различных строительных проектов по экспорту российского газа за рубеж Газпромбанк предоставляет долгосрочные кредиты предприятиям в иностранной валюте.
Источником для выдачи таких кредитов служат средства ОАО "Газпром", вносимые в рублях в уставный капитал банка.
Таким образом в бухгалтерском учете Газпромбанка формируется длинная валютная позиция, которая в условиях падения рубля приводит к образованию положительных нереализованных курсовых разниц, с которых должен быть уплачен налог на прибыль.
Средний размер длинной валютной
позиции Газпромбанка в 1999 году 270 млн долларов США
Курс на 01.01.99 20,65 руб/$ 5,576 млрд руб
Курс на 15.09.99 25,47 руб/$ 6,877 млрд руб
Курсовая разница 1,301 млрд руб
Налог на прибыль,
подлежащий уплате в бюджет = 1,301 x 38% = 494,38 млн руб
Соответственно, в текущем году банк обязан перечислить в бюджет около полумиллиарда рублей с прибыли, которая реально будет получена только после погашения долгосрочных кредитов.
С точки зрения предприятий учет нереализованных курсовых разниц в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль в некоторых случаях также становится своеобразной платой за право реализации новых хозяйственных проектов. Данный феномен хорошо виден на следующем примере:
В 1999 году на строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС) "Транснефть" планирует привлечь 100 млн. долларов США
Курс на 01.01.99 20,65 руб/$ 2,065 млрд руб
Курс на 15.09.99 25,47 руб/$ 2,547 млрд руб
Разница, учитывающаяся как доход "Транснефти" 482 млн руб
Налог на прибыль,
подлежащий уплате в бюджет = 482 x 35% = 169,75 млн руб
Этот налог фактически взимается с первоначального капитала, необходимого для "запуска" строительства БТС.
Прямым следствием существующего порядка налогообложения курсовых разниц является также недостаточная активность иностранных банков по рекапитализации своих дочерних структур в России. По данным ЦБ РФ с 01.01.99 г. по 20.09.99 г. нерезидентами была произведена оплата увеличения уставного капитала 12 банков на общую сумму 5727,4 млн. рублей. При этом суммарный дефицит капитала (рассчитанный как сумма, необходимая банкам для выполнения норматива достаточности капитала H1) банков, доля иностранного участия которых превышает 50%, составляет по состоянию на 1 августа 1999 г. около 9 млрд. руб. Указанная величина дефицита капитала вполне могла бы быть погашена путем наращивания уставного капитала за счет средств нерезидентов (соответствующие намерения сообщались иностранными инвесторами Центральному Банку), но для их привлечения необходимо внести изменения в существующий порядок учета курсовых разниц.
Действительно, пусть банк увеличивает свой уставный капитал на 1 млн. долларов при курсе 25 руб/$. Это отражается в балансе:
Актив Пассив
Счета ностро 25 млн руб Капитал 25 млн руб
(1 млн $)
Через год курс рубля снизился до 26 руб/$.
В балансе это будет отражено так:
Актив Пассив
Счета ностро 26 млн руб Капитал 25 млн руб
(1 млн $) Прибыль 1 млн руб
С 1 млн. руб. банк уплачивает налог на прибыль = 1 млн x 38% =
380 тыс.
После уплаты налога собственные средства банка = 25 млн + (1 млн x
380 тыс) = 25,62 млн руб
Или в долларовом эквиваленте 25,62/26 = 985,4 тыс. долларов
Таким образом складывается ситуация, в которой зарубежные инвесторы фактически "доплачивают" бюджету за возможность рекапитализации российских дочерних структур. Возникает стойкое несоответствие между декларируемой политикой привлечения иностранных инвестиций и существующей практикой налогообложения денежных средств в иностранной валюте.
Учитывая все вышесказанное, принятие нормы, исключающей курсовые разницы из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль должно привести к значительному увеличению инвестиционных потоков, что компенсирует налоговые потери государства.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного Федерального закона
Принятие настоящего закона не потребует дополнительных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Справка о состоянии законодательства
В настоящее время сфера действия данного законопроекта регулируется Федеральным законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.