Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 99106920-2 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Досье на проект федерального закона
Изменения направлены на исключение возможности произвольного толкования Закона при идентификации опасных производственных объектов по признакам использования на них грузоподъемных механизмов и ведения работ в подземных условиях.
Как показывает практика, случаи произвольного толкования имеют место, они негативно влияют на организационные и экономические условия деятельности подавляющего большинства предприятий, чем наносится существенный ущерб экономике страны в целом. Неправомерное отнесение конкретных предприятий и иных объектов к категории опасных производственных объектов, влечет за собой регистрацию их в государственном реестре с оформлением массы документов, обязательное страхование ответственности за нанесение вреда третьим лицам в случае аварии и т.д.
Суть проблемы по двум пунктам предлагаемых изменений сводится к следующему:
1. Действующая редакция пункта 3 Приложения 1 относит к опасным производственным объектам объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
Совершенно очевидно, что законодатель имеет в виду цехи и иные производственные площадки предприятий, на которых постоянно установлены стационарные грузоподъемные механизмы в виде кранов, подъемников и т.п. и аварии которых могут нанести существенный ущерб "жизненно важным интересам личности и общества".
Естественно считать, что такой ущерб возможен при авариях и инцидентах с тяжелыми кранами и т.п., но не с мобильными грузоподъемными кранами, временно используемыми на строительных площадках или с малыми стационарными кранами в производственных цехах.
Безусловно, все грузоподъемные механизмы потенциально опасны, но следует проводить четкую грань между промышленной безопасностью опасных производственных объектов в терминах соответствующего Федерального закона и повышенной опасностью конкретных механизмов и машин. Безопасное применение всех грузоподъемных механизмов обеспечено Федеральными законами "О сертификации" (все грузоподъемные механизмы подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям стандартов и иных нормативных документов по безопасности) и "О лицензировании отдельных видов деятельности (проектирование, строительство, монтаж, эксплуатация и ремонт подъемных сооружений являются лицензируемыми видами деятельности).
Поэтому нет нужды включать все грузоподъемные механизмы в число субъектов закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Однако Госгортехнадзор России именно это делает в своей повседневной практике, причем подкрепляет ее произвольными толкованиями Закона в своих официальных письмах (прилагаются). Так, в письме от 02.09.98 г. N 12-01/860 разъясняется, что поскольку "краны всех типов ... в момент подъема и пускания груза (людей) должны оставаться неподвижными или "стационарно установленными", все объекты, на которых используются все типы кранов, в том числе и мобильные краны, "должны быть отнесены к категории "опасных". Здесь налицо превратное толкование буквы закона, не говоря о его духе, поскольку ни один нормативный документ Госгортехнадзора не содержит требования неподвижности крана в момент подъема или опускания груза. Но, стремясь расширить сферу своей компетенции, Госгортехнадзор не ограничивается отнесением всех объектов, где используются любые краны, к категории опасных, и в следующем письме от 13.01.99 г. N 02-35/38 относит к опасным производственным объектам уже сами краны всех типов, пользуясь явно надуманным доводом о том, что любой кран имеет стационарно установленные на нем лебедки, гидроцилиндры и т.п. Таким образом, под действие закона подпадают все промышленные, сельскохозяйственные и иные предприятия, на которых используются хоть самые малые и простые грузоподъемные механизмы, т.е. почти все предприятия страны. Это существенно осложняет условия их работы и наносит им прямой экономический ущерб.
Письмом от 21.02.99 г. N 03-35/12 Госгортехнадзор относит к опасным производственным объектам уже жилые дома, на том основании, что в них имеются лифты. Это явно не соответствует закону, поскольку жилой дом никак не может относиться к производственным объектам, а на практике наносит огромный ущерб жилищно-коммунальному хозяйству страны (обязательное страхование и т.д.). И все это в ситуации, когда все лифты сертифицируются и их эксплуатация лицензируется, в соответствии с двумя другими упомянутыми выше законами, причем лицензии выдаются тем же Госгортехнадзором.
Предлагаемая редакция пункта 3 Приложения 1 устраняет всякую возможность произвольного толкования закона и абсурдную, но реально практикуемую деятельность надзорных органов, наносящую прямой ущерб экономике. Предлагаемый порог грузоподъемности в 25 тонн обеспечит отнесение к опасным производственным объектом в терминах закона лишь ограниченного числа предприятий или их подразделений, действительно представляющих существенную опасность.
2. Действующая редакция пункта 5 Приложения 1 относит к опасным производственным объектам объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Выделенные слова допускают произвольное толкование, что и происходит на практике. Так, Госгортехнадзор в своем письме от 26.04.99 г. N 04-35/417, адресованном Госстрою России, со ссылкой на закон "О недрах" ("недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя") относит к опасным производственным объектам все строительные объекты, на которых ведутся работы ниже почвенного слоя, и распространяет на них все положения закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Известны случаи, когда территориальные органы Госгортехнадзора относят к горным работам любые работы, выполняемые в открытых котлованах и даже свайные работы без образования котлованов. Таким образом, по произволу инспектора Госгортехнадзора к опасным производственным объектам может быть отнесена подземная часть любого здания, даже возводимая в открытом котловане, несмотря на то, что все аспекты безопасности здесь регулируются Строительными Нормами и Правилами и контролируются органами Госархстройнадзора. Возможны и совсем абсурдные ситуации когда, например, опасным производственным объектам станет силосная траншея.
Предлагаемая редакция пункта обеспечивает четкую идентификацию строительных работ, производимых в действительно подземных условиях (строительство туннелей метро и т.п.) и исключает произвольное включение в число субъектов закона работ, которые по своей сути таковыми не являются.
Принятие предлагаемых изменений не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и каких-либо иных материальных затрат.
Принятие предлагаемых изменений не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.