Пояснительная записка
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разработан по поручению Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г. N ВМ-П1-02189 во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N Пр-1688 в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П положения и нормы отдельных статей Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 г. N 179-ФЗ) были признаны нарушающими конституционно-правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, а также не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Законопроект восстанавливает право граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, на внеочередное обеспечение жильем без условия сдачи ими жилой площади по прежнему месту жительства (подпункт "а" Постановления КС РФ).
Законопроектом упразднены:
- снижение размера ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям граждан, прибывших на территорию зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения до переселения в другие районы в период с 1 января 1987 года до вступления силу Федерального закона от 24.11.95 г. N 179-ФЗ (подпункт "б" Постановления КС РФ);
- лишение граждан, прибывших для постоянного проживания на территорию зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 1 января 1991 года до вступления в силу Федерального закона от 24.11.95 г. N 179-ФЗ, ежемесячных денежных компенсаций доплат к пенсиям и пособиям (подпункт "в" Постановления КС РФ);
- уменьшение дополнительных отпусков для граждан, прибывших на территорию зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения до переселения в другие районы в период с 1 января 1997 года до вступление в силу Федерального закона от 24.11.95 г. N 179-ФЗ (подпункт "в" Постановления КС РФ);
- лишение граждан, прибывших на территорию зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 1 января 1991 года до переселения в другие районы в период с 1 января 1997 года до вступление в силу Федерального закона от 24.11.95 г. N 179-ФЗ, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (подпункт "в" Постановления КС РФ);
- ограничение права на получение денежных доплат на питание детей (подпункт "г" Постановления КС РФ);
- ограничения право военнослужащих, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, на получение ежемесячных денежных компенсации в возмещение вреда здоровью (подпункт "д" пункта 1 Постановления КС РФ).
Для всех инвалидов из числа военнослужащих и гражданских лиц, имеющих право на указанные ежемесячные денежные компенсации, устанавливается единый порядок их получения в зависимости от группы инвалидности.
Это повышает адресность социальной помощи пострадавшим гражданам, позволяет им четко знать сумму компенсации за ущерб здоровья, существенно упрощает применение Закона и исключает социально неоправданную разницу в суммах этих выплат.
Законопроект также предусматривает упорядочение предоставления льгот и компенсаций в части бесплатного питания детей до трехлетнего возраста с молочной кухни по рецептам из детской поликлиники, а также школьников и дошкольников, если они не посещают, соответственно, школу в период учебного процесса и дошкольные учреждения по медицинским показаниям. Порядок и размеры указанных компенсаций определяется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В целях повышения эффективности и усиления контроля за обеспечением населения бесплатными лекарствами по рецептам врачей указанную норму предложено реализовывать в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, определяемым Правительством Российской Федерации.
В 1992 году в статью 28 Закона было введено дополнение, по которому лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности выплачивается страховая сумма до 200 минимальных размеров месячной оплаты труда (далее по тексту - МРОТ).
Данная норма повторяет положения статьи 39 Закона, согласно которой за этот же самый страховой случай инвалидам-чернобыльцам в порядке возмещения вреда уже установлены существенные денежные выплаты: инвалидам первой группы - 100 МРОТ, второй группы - 70 МРОТ, а третьей - 50 МРОТ.
Учитывая то, что помимо указанных выплат по статье 39 гражданам этой категории установлены и ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью по статье 25 Закона: инвалидам первой группы - 30 МРОТ, второй - 15 МРОТ, третьей - 8 МРОТ, сверхльготу по статье 28 из Закона предлагается исключить.
Обилие годовые расходы федеральных средств на прямые ежемесячные компенсационные выплаты инвалидам-чернобыльцам, в том числе военнослужащим за ущерб здоровью по оценке Минтруда России составляют около 624 млн. рублей, а с учетом роста численности инвалидов чернобыльцев (около 17% в год) - около 730 млн. рублей. Указанные средства учтены в проекте федерального бюджета 1999 года, поэтому реализация законопроекта в части компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью не потребует дополнительных расходов федеральных средств.
По оценке Минтруда России и Минфина России введение в действие настоящего законопроекта потребует дополнительных расходов федеральных средств в сумме около 417 млн. рублей в год в основном на предоставление льгот и социальных компенсаций гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
По данным Минтруда России общие расходы, связанные с выплатой гражданам недополученных компенсаций за период с 1 июня 1998 г. (вступление в силу соответствующих пунктов постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П) по 31 декабря 1999 г. составят около 760 млн. рублей (ежемесячное увеличение указанной задолженности с 1 января 2000 г. - около 40 млн. рублей).
По информации Минфина России средства на указанные цели не учтены в проекте федерального бюджета на 2000 год, представленного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также невозможность погашения указанной задолженности в течение одного года, Минфин России предлагает это осуществить в 2001 - 2003 годах равными частями, предусмотрев на эти цели средства в бюджетах на соответствующие годы. Порядок и условия возврата гражданам недополученных компенсаций определяется Правительством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
1. По пункту 25 статьи 14 и пункту 2 статьи 29.
Законопроект предусматривает исчисление суммы в возмещение вреда исходя из группы инвалидности в кратности к минимальному размеру оплаты труда, распространив эту норму на военных пенсионеров.
Численность инвалидов-чернобыльцев по группам инвалидности и количество семей, потерявших кормильца, приведены в таблице 1 (по данным Минтруда России)
Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------
Группа |Гражданские |Минобороны | МВД | ФСБ |Всего,
инвалидности | лица, чел. |России, чел.|России, чел.|России, чел.| чел.
-------------------------------------------------------------------------
I 747 600 80 12 1439
II 21206 1410 490 13 23119
II 22572 1840 230 371 25013
Количество 2577 640 30 19 3266
семей, поте-
рявших кор-
мильца
Расходы федеральных средств на выплату ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью (при минимальной зарплате 83,49 руб.) приведены в табл.2 (тыс. руб. в месяц)
Таблица 2
-------------------------------------------------------------------------
Группа | Кратность | Сумма на | Численность | Сумма
инвалидности | минимальной | одного | инвалидов | выплат
| з/п | человека | |
-------------------------------------------------------------------------
I 30 2,505 1439 3604
II 15 1,252 23119 28953
III 8 0,668 25013 16707
Итого 49571 49264
Семьи 10 835 3266 2727110
Всего - - 52837 51991
С учетом среднегодового роста численности инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (около 17%) общие расходы федеральных средств на выплаты сумм в возмещение вреда здоровью составят 730,0 млн. рублей в год.
Указанные расходы бюджетных средств предполагается сохранить на уровне фактических расходов на эти цели в 1999 году.
2. По статье 18.
По пунктам 1, 2, 5 и 6 предусматривается предоставление льгот и компенсаций гражданам, проживающим и работающим в зоне проживания с правом на отселение. Численность граждан этой категории - 175 тыс. человек. С учетом увеличения учетного стажа проживания и численности граждан этой категории (на 30% с 1987 по 1995 гг.) дополнительные расходы на предоставление им льгот и компенсаций составят около 82 млн.рублей.
3. По статье 19.
По пунктам 1, 2, 3 и 4 предусматривается предоставление льгот и компенсаций гражданам, проживающим и работающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Численность граждан этой категории - 1540 тыс. человек. С учетом-увеличения учетного стажа проживания и численности граждан этой категории (на 20% с 1991 по 1995 гг.) дополнительные расходы на предоставление им льгот и компенсаций составят около 296 млн. рублей.
4. По статье 20.
По пунктам 1, 2, 3 и 4 предусматривается предоставление льгот и компенсаций гражданам, проживающим и работающим в зоне отселения. Численность граждан этой категории - 80 тыс. человек. С учетом увеличения учетного стажа проживания и численности граждан этой категории (на 20% с 1987 по 1995 гг.) дополнительные расходы на предоставление им льгот и компенсаций составят около 39 млн. рублей.
В целом по данным Минтруда России и Минфина России введение в действие законопроекта потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета в сумме около 417 млн. рублей в год в основном на предоставление социальных льгот и компенсаций гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
По данным Минтруда России общие расходы, связанные с выплатой гражданам недополученных компенсаций за период с 1 июня 1998 г. (вступление в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П) по 31 декабря 1999 г. составят около 760 млн. рублей (ежемесячное увеличение указанной задолженности с 1 января 2000 г. - около 40 млн. рублей).
По информации Минфина России средства на указанные цели не учтены в проекте федерального бюджета на 2000 год, представленного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Учитывая невозможность погашения указанной задолженности в течение одного года, Минфин России предлагает это осуществить в 2001 - 2003 годах равными частями, предусмотрев на эти цели средства в бюджетах на соответствующие годы. Порядок и условия возврата гражданам недополученных компенсаций определяется Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.