Проект федерального закона N 99109360-2
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия РФ в области сохранения, пользования,
популяризации объектов культурного наследия
и основные принципы организации государственной
охраны объектов культурного наследия
Глава III. Финансирование мероприятий по государственной охране
объектов культурного наследия
Глава IV. Государственный учет объектов, представляющих
историко-культурную ценность, и единый
Государственный Реестр объектов культурного наследия
Глава V. Историко-культурная экспертиза
Глава VI. Государственная охрана объектов культурного наследия
Глава VII. Сохранение объекта культурного наследия
Глава VIII. Особенности владения, пользования и распоряжения
объектами культурного наследия
Глава IX. Возникновение, осуществление, ограничение,
приостановление, прекращение и защита права
пользования объектом культурного наследия,
включенным в Реестр, и права пользования
выявленным объектом культурного наследия
Глава X. Особенности аренды объекта культурного наследия
и безвозмездного пользования объектом культурного
наследия
Глава XI. Историко-культурные заповедники
Глава XII. Исторические поселения
Глава XIII. Ответственность за нарушение настоящего ФЗ
Глава XIV. Заключительные и переходные положения
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также на реализацию права народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана памятников истории и культуры является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона
Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:
1) отношения, возникающие в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
3) особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, отнесенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке к объектам федеральной собственности;
4) порядок создания и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
5) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сохранении, об использовании, о популяризации и о государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
1. Законодательство Российской Федерации о сохранении, об использовании, о популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственной охраны, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определяются настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
2. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности и настоящим Федеральным законом.
3. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся источники информации о зарождении и развитии культуры, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения, в том числе объекты религиозного назначения, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений; мемориальные квартиры; некрополи, мавзолеи и отдельные захоронения, произведения монументального искусства; объекты науки и техники (включая военные) и группы элементов, которые имеют ценность с точки зрения истории, науки или искусства; следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, частично или полностью скрытые в земле или под водой, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившейся территории группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, религиозного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, если единство или связь указанных памятников, строений и сооружений с пейзажем представляют ценность с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения, в том числе исторические центры поселений и фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, а также территории, представляющие ценность с точки зрения археологии, истории, градостроительства, эстетики, этнологии или антропологии, в том числе места бытования народных художественных промыслов, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, ландшафты, связанные с историческими (в том числе военными) событиям, и природные ландшафты, связанные с памятниками, жизнью выдающихся исторических личностей, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения обрядов.
Статья 4. Категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) подразделяются на следующие категории:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования Российской Федерации.
Статья 5. Территории объектов культурного наследия
Территории объектов культурного наследия, внесенных в Государственный реестр объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, входящим в состав земель особо охраняемых территорий, правовой режим которых регулируется земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Понятие государственной охраны объектов культурного наследия
Государственная охрана объектов культурного наследия - система правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических и иных принимаемых государством мер, направленных на выявление, учет, изучение, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранение объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа России в той мере, в которой это установлено настоящим Федеральным законом.
2. Каждый гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
3. Каждый гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и в пределах данных, содержащихся в едином Государственном реестре объектов культурного наследия.
Статья 8. Участие общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
1. Общественные объединения, уставы которых предусматривают в качестве основной цели деятельность по выявлению, сохранению, изучению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, вправе участвовать в государственной охране объектов культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Религиозные объединения вправе оказывать содействие органам исполнительной власти, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава II. Полномочия Российской Федерации в области сохранения,
пользования, популяризации объектов культурного наследия
и основные принципы организации государственной охраны объектов
культурного наследия
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
К полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - в области государственной охраны объектов культурного наследия) относятся:
1) установление особенностей владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия; находящимися в федеральной собственности;
2) проведение единой инвестиционной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;
3) формирование и обеспечение реализации федеральной целевой программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
4) определение основных направлений государственной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;
5) обеспечение сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения;
6) организация и определение порядка деятельности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия;
7) установление общих принципов содержания и установления границ объектов культурного наследия и зон их охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны;
8) установление общих принципов проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;
9) создание и ведение единого Государственного реестра объектов культурного наследия;
10) принятие в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решений о включении в единый Государственный реестр объектов культурного наследия объектов культурного наследия федерального значения; об исключении объектов культурного наследия из единого Государственного реестра объектов культурного наследия, о перемещении или об изменении объекта культурного наследия, об изменении категории объекта культурного наследия федерального значения, о воссоздании утраченного объекта культурного наследия федерального значения;
11) осуществление государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и установление порядка проведения такого контроля федеральными органами государственной власти;
12) отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;
13) установление порядка внесения объектов культурного наследия в Список всемирного наследия;
14) утверждение режимов использования территорий и зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного наследия;
15) установление общих принципов содержания историко-культурных заповедников;
16) отнесение объектов культурного наследия к историко-культурным заповедникам федерального значения;
17) установление порядка проведения историко-культурной экспертизы;
18) осуществление Российской Федерацией международного сотрудничества в области охраны объектов культурного наследия;
19) заключение и организация выполнения международных договоров Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия;
20) установление порядка осуществления статистической отчетности в области охраны объектов культурного наследия;
21) установление порядка использования информации, содержащейся в едином Государственном реестре объектов культурного наследия, при формировании иных государственных реестров и нормативных правовых актов.
Статья 10. Федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны объектов культурного наследия
Полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, предусмотренные статьей 9 настоящего Федерального закона, осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия).
Статья 11. Государственный контроль за охраной объектов культурного наследия
Государственный контроль за охраной объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Государственные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
1. Для обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются целевые федеральные программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральные программы охраны объектов культурного наследия) и целевые региональные программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональные программы охраны объектов культурного наследия).
2. Проект федеральной программы охраны объектов культурного наследия разрабатывается на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченного государственного органа в области управления имуществом, находящимся в федеральной государственной собственности, государственного органа в области охраны окружающей природной среды, других органов исполнительной власти, уполномоченных в области градостроительной деятельности, науки, культуры и образования.
Мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия религиозного назначения включаются в проект федеральной программы охраны объектов культурного наследия с учетом предложений религиозных организаций.
Расходы на реализацию утвержденной Правительством Российской Федерации федеральной программы охраны объектов культурного наследия учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год.
3. Контроль за выполнением федеральной программы охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Порядок разработки, финансирования и реализации региональных программ охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Глава III. Финансирование мероприятий по государственной охране
объектов культурного наследия
Статья 13. Источники финансирования мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия
1. Источниками финансирования мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия являются:
федеральный бюджет;
бюджеты субъектов Российской Федерации;
внебюджетные поступления.
2. В целях обеспечения использования выделенных средств целенаправленно на мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия могут создаваться целевые бюджетные фонды в составе федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Основания предоставления льгот физическим и юридическим лицам, вложившим свои финансовые средства в работы по сохранению объектов культурного наследия
1. В целях привлечения дополнительных финансовых средств на сохранение объектов культурного наследия предусматривается специальная система льгот физическим и юридическим лицам, вложившим свои финансовые средства в работы по сохранению объектов культурного наследия.
Физические и юридические лица, являющиеся владельцами объекта культурного наследия на праве аренды и вкладывающие свои средства в работы по сохранению указанного объекта, предусмотренные статьями 39 - 43 настоящего Федерального закона, имеют право на льготы при установлении ставки арендной платы.
Характер и размер указанных льгот, порядок их предоставления определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Некоммерческие организации, владеющие объектом культурного наследия на праве аренды, имеют право на компенсацию произведенных ими затрат или части затрат на работы по сохранению указанного объекта за счет включения установленной арендной платы в стоимость произведенных затрат.
Порядок предоставления указанной компенсации и ее размер определяются договором аренды.
3. Физические и юридические лица, являющиеся собственниками объекта культурного наследия, включенного в Государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта федерального значения, и производящие за свои средства установленные настоящим Федеральным законом необходимые работы по его сохранению, имеют право на компенсацию произведенных ими затрат. Размер компенсации определяется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на основании федеральной программы охраны объектов культурного наследия.
Порядок выплаты компенсации определяется Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Государственный учет объектов, представляющих
историко-культурную ценность, и единый Государственный Реестр объектов
культурного наследия
Статья 15. Единый Государственный реестр объектов культурного наследия
1. В Российской Федерации ведется единый Государственный реестр объектов культурного наследия (далее - Реестр), содержащий данные об объектах культурного наследия.
2. Реестр представляет собой банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов, методов и формы ведения Реестра.
3. Реестр является основным источником информации при создании земельного кадастра, градостроительного кадастра, иных банков данных или информационных систем, использующих (учитывающих) информацию об объектах культурного наследия и их территориях.
Статья 16. Порядок ведения Реестра
1. Ведение Реестра возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. При регистрации объекта культурного наследия в Реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия вносятся следующие данные:
1) регистрационный номер объекта культурного наследия, присваиваемый ему при регистрации данного объекта в Реестре;
2) сведения об органе государственной власти, принявшем решение о включении объекта культурного наследия в Реестр;
3) номер и дата решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в Реестр;
4) вид объекта культурного наследия;
5) наименование объекта;
6) время возникновения или дата создания объекта культурного наследия, даты основных изменений данного объекта и (или) дата связанных с ним исторических событий;
7) место нахождения объекта;
8) категория объекта;
9) описание особенностей объекта культурного наследия, послуживших основанием для внесения его в Реестр и не подлежащих изменению (далее - предмет охраны);
10) описание границ территории объекта культурного наследия;
11) фотографическое изображение объекта культурного наследия;
3. Положение о едином Государственном реестре объектов культурного наследия утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Сведения, указанные в части два настоящей статьи, за исключением фотографических изображений ансамблей и достопримечательных мест, подлежат официальному опубликованию.
Статья 17. Порядок включения объектов культурного наследия в Реестр
1. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих историко-культурную ценность, рекомендуемых для включения в Реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.
2. Объекты, представляющие историко-культурную ценность, в отношении которых вынесено заключение историко-культурной экспертизы о включении их в Реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона.
3. Данные об объектах, представляющих историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Указанные документы являются частью Реестра и подлежат бессрочному хранению.
4. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (в дальнейшем - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) в трехдневный срок направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона, с предложением о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр.
5. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия о решении органа государственной власти о включении данного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе включить данный объект в Реестр, в течение тридцати дней со дня принятия решения органом государственной власти.
6. Объекты археологического наследия относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка, на котором обнаружен объект археологического наследия, в течение трех дней со дня обнаружения данного объекта.
7. Включение выявленных объектов культурного наследия в Реестр осуществляется с учетом общественного мнения.
8. В Реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента событий, связанных с ними, прошло не менее сорока лет.
9. Включение объектов культурного наследия в Реестр осуществляется:
для объектов культурного наследия федерального значения - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия при согласовании с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае угрозы утраты или нанесения невосполнимого ущерба выявленному объекту культурного наследия и при отказе органа государственной власти субъекта Российской Федерации включить указанный объект в Реестр либо в случае включения в Реестр объекта археологического наследия согласование с органами государственной власти субъекта Российской Федерации не проводится;
для объектов культурного наследия регионального или местного значения - в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации.
Статья 18. Паспорт объекта культурного наследия
На объект культурного наследия, включенный в Реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается утвержденной Правительством Российской Федерации формы паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре.
Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых органу, осуществляющему государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектами культурного наследия.
Статья 19. Документы, представляемые для принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр
Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия либо физическое или юридическое лицо представляет в орган государственной власти:
заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр;
заключение историко-культурной экспертизы;
сведения об объекте культурного наследия, указанные в подпунктах четыре тире одиннадцать части два статьи 16 настоящего Федерального закона;
сведения о собственнике объекта культурного наследия;
сведения о владельце земельного участка, на котором расположен объект археологического наследия;
сведения о результатах публичного обсуждения вопроса о включении объекта культурного наследия в Реестр.
Статья 20. Особо ценные объекты культурного наследия
Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
Объект культурного наследия, состоящий в Реестре и включенный в Список Всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в приоритетном порядке.
Статья 21. Порядок внесения объектов культурного наследия в Список всемирного наследия
Объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам Всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном международной Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.
На основании заключения историко-культурной экспертизы предложения о включении в Список всемирного наследия объектов культурного наследия из числа объектов культурного наследия федерального значения и документация, оформленная в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия при Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), направляются в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Исключение объекта культурного наследия из Реестра
Исключение объекта культурного наследия из Реестра производится Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения историко-культурной экспертизы и обращения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Статья 23. Порядок изменения категории объектов культурного наследия
1. Изменение категории объектов культурного наследия федерального значения производится Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения историко-культурной экспертизы в случае несоответствия объекта культурного наследия требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия федерального значения.
Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия федерального значения, учитывается в Реестре как объект культурного наследия регионального значения в случае согласия субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данный объект культурного наследия.
2. Изменение категории объекта культурного наследия регионального значения осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статья 24. Сроки принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр
Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе во включении такого объекта в Реестр должно быть принято органом государственной власти в срок не более двух лет со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона.
Статья 25. Право на пользование информацией об объекте культурного наследия
1. Граждане и юридические лица вправе получать в соответствующих органах охраны объектов культурного наследия, а также в органах местного самоуправления информацию, содержащуюся в документах, представляемых для включения объекта культурного наследия в Реестр.
2. Порядок оплаты услуг по предоставлению информации, указанной в части первой настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения, опубликованные в Реестре, или сведения, изложенные в заключении историко-культурной экспертизы на выявленный объект культурного наследия, предоставляются безвозмездно собственнику объекта культурного наследия, внесенного в Реестр, собственнику выявленного объекта культурного наследия, а также собственнику земельного участка, в границах которого расположен объект культурного наследия, внесенный в Реестр или выявленный.
Статья 26. Отличительные знаки и надписи на объектах культурного наследия
Соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны установить отличительные знаки и выполнить соответствующие надписи на объектах культурного наследия, включенных в Реестр. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственном языке республик - субъектов Российской Федерации.
Глава V. Историко-культурная экспертиза
Статья 27. Историко-культурная экспертиза
1. Историко-культурная экспертиза проводится в целях обоснования внесения объекта культурного наследия в Реестр, определения категории объекта культурного наследия, обоснования изменения категории объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из Реестра, определения соответствия проектов зон охраны объектов культурного, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемой землеустроительной, земляной, строительной, мелиоративной, хозяйственной и иной деятельности требованиям сохранения объектов культурного наследия, а также в случае отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам Всемирного наследия.
2. Заключение историко-культурной экспертизы может быть обжаловано в суд.
Статья 28. Принципы историко-культурной экспертизы
Историко-культурная экспертиза основывается на принципах:
научной обоснованности, объективности и законности заключений историко-культурной экспертизы;
презумпции потенциальной опасности для объектов культурного наследия любой намечаемой хозяйственной деятельности;
обязательности соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия при проведении историко-культурной экспертизы;
достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу;
независимости;
гласности, участия общественных объединений и религиозных организаций.
Статья 29. Объекты историко-культурной экспертизы
Объектами историко-культурной экспертизы являются:
объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
материалы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в Реестр;
материалы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из Реестра;
материалы, обосновывающие изменение категории объекта культурного наследия;
материалы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо к объектам Всемирного наследия, либо к историко-культурным заповедникам;
градостроительная и проектная документация, градостроительные регламенты в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
документация, обосновывающая землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы, которые способны оказывать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия.
Статья 30. Финансирование и порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы
1. Историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и (или) до утверждения градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов.
2. Историко-культурная экспертиза проводится при условии оплаты заказчиком ее проведения в соответствии с договором о проведении историко-культурной экспертизы.
3. Организации и лица, которые могут привлекаться в качестве экспертов, порядок проведения историко-культурной экспертизы, порядок определения размеров оплаты историко-культурной экспертизы, перечень представляемых экспертам материалов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований, проводящихся в рамках данной экспертизы, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 31. Заключение историко-культурной экспертизы
1. Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны культурного наследия о возможности проведения работ, указанных в части первой статьи 30 настоящего Федерального закона, а также для принятия решений по объектам историко-культурной экспертизы, указанным в статье 29 настоящего Федерального закона. В случае несогласия с выводами историко-культурной экспертизы орган охраны культурного наследия вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Государственная охрана объектов культурного наследия
Статья 32. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия
1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их уничтожения, разрушения, нарушения установленного порядка их использования и предотвращения других действий, причиняющих вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
2. Мероприятия по охране объектов культурного наследия включают в себя:
государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность, и ведение Реестра;
проведение историко-культурной экспертизы;
согласование в случаях и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов и решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима;
в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; контроль за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного наследия;
разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;
выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;
установку отличительных знаков и соответствующих надписей;
контроль за состоянием объектов культурного наследия;
иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Статья 33. Зоны охраны объектов культурного наследия
1. В целях сохранения объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
2. Охранная зона устанавливается на территории, в границах которой применяется особый режим использования земель, запрещающий любое строительство и хозяйственную деятельность, в целях обеспечения сохранности данного объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении, за исключением специальных мер, направленных на сохранение (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается на территории, в границах которой вводятся ограничения на новое строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующей застройки.
Зона охраняемого природного ландшафта устанавливается на территории, в границах которой вводится режим запрещения или ограничения хозяйственной деятельности, нового строительства и реконструкции существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, озера, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
3. Границы зон охраны объекта культурного наследия и режимы содержания данных зон (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия Российской Федерации, внесенных в Список всемирного наследия) утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации - в отношении объекта культурного наследия регионального и местного значения.
4. Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия и требования к режимам содержания зон охраны объекта культурного наследия определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 34. Особенности проектирования и проведения земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных и хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия
1. Проекты проведения земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.
2. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ, направленных на обеспечение сохранности данного памятника или ансамбля и (или) его территории.
3. Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к застройке на территории достопримечательного места определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, включаются в правила застройки и вносятся в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
4. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляются:
для объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
для объектов культурного наследия регионального и местного значения - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Статья 35. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при производстве земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы производятся при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, представляющих историко-культурную ценность.
В случае обнаружения на данной территории при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, в проекты указанных земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены мероприятия по обеспечению сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в Реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие землеустроительной, градостроительной документации и градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменения после включения выявленных объектов в Реестр.
2. До установления зон охраны объекта культурного наследия, внесенного в Реестр, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территории, непосредственно связанной с территорией указанного объекта культурного наследия, производятся при наличии в составе перечисленных выше работ мероприятий по обеспечению сохранности данного объекта культурного наследия, получивших положительные заключения историко-культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы.
3. Финансирование указанных в первой и второй частях настоящей статьи мероприятий по обеспечению сохранности обнаруженных объектов, представляющих историко-культурную ценность, либо объектов культурного наследия, производится за счет физических и юридических лиц, являющихся заказчиками проводимых работ.
4. Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, указанных в первой и второй частях настоящей статьи, осуществляется по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Статья 36. Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, представляющих опасность для объектов культурного наследия
1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, не указанных в заключении историко-культурной экспертизы.
Исполнитель работ обязан проинформировать соответствующих орган охраны объектов культурного наследия об обнаруженном объекте.
2. Указанные в части первой настоящей статьи работы, а также работы, проведение которых может представлять собой угрозу сохранности объекта культурного наследия, должны быть немедленно остановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.
3. В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, или угрозы сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению органа охраны объекта культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.
Работы по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, представляющего историко-культурную ценность, либо по изменению характера работ, представлявших собой угрозу сохранности объекта культурного наследия, осуществляются за счет средств заказчика работ, указанных в части первой настоящей статьи.
Статья 37. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия
В случае угрозы сохранности объекта культурного наследия движение транспортных средств на территории объекта культурного наследия или в его зонах охраны ограничивается или запрещается в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Статья 38. Контроль за состоянием объектов культурного наследия
Органы охраны объектов культурного наследия обязаны контролировать состояние объектов культурного наследия, включенных в Реестр, и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фиксацию объектов культурного наследия в целях разработки текущих и перспективных программ по сохранению данных объектов культурного наследия.
Глава VII. Сохранение объекта культурного наследия
Статья 39. Сохранение объекта культурного наследия
Сохранение объекта культурного наследия включает в себя консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление для современного использования, а также научно-изыскательские и проектные работы, связанные с сохранением объекта культурного наследия.
Статья 40. Консервация объекта культурного наследия
Консервация объекта культурного наследия - комплекс научно-изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до наших дней облика указанного объекта.
Статья 41. Ремонт памятника
Ремонт памятника - комплекс научно-изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника, включенного в Реестр, без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Статья 42. Реставрация памятника или ансамбля
Реставрация памятника или ансамбля - комплекс научно-изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях выявления и сохранения эстетической и исторической ценности объекта культурного наследия.
Статья 43. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без нанесения вреда его историко-художественной ценности и сохранности, в том числе реставрация представляющих историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Статья 44. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия
1. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся при наличии письменного разрешения, выданного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и под контролем указанного органа.
2. Разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдается:
для объекта культурного наследия федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
для объекта культурного наследия регионального и местного значения - в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
3. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с заданием, выдаваемым соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Задания на выполнение всех видов работ на объектах культурного наследия религиозного назначения выдаются с учетом мнения религиозных организаций.
4. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Указанные лицензии выдаются в установленном федеральным законом порядке.
5. Работы по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются в работах по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения объектов культурного наследия.
6. Физические и юридические лица, ведущие разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами по сохранению данного объекта и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ.
7. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществляющие научное руководство указанными работами, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия комплект отчетной документации, включая научный отчет о выполненных работах.
8. Работы по сохранению объекта культурного наследия принимаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия как выполненные только вместе с комплектом отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны культурного наследия.
9. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, разрешения ("открытого листа") на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия сроком не более чем на один год.
10. Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные и антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
11. Отчет о выполненных археологических полевых работах и вся полевая документация подлежат передаче на хранение в государственную часть Архивного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Статья 45. Обязанности физических и юридических лиц по обеспечению режима использования территории объекта культурного наследия
Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 46. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия
1. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при особой исторической, научной, художественной, градостроительной или иной общественной значимости утраченного объекта культурного наследия и при наличии достаточных научных данных, необходимых для воссоздания утраченного объекта культурного наследия.
2. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с учетом общественного мнения, а также с учетом мнения религиозных организаций соответствующей конфессии в случае воссоздания объекта культурного наследия религиозного назначения.
Глава VIII. Особенности владения, пользования и распоряжения
объектами культурного наследия
Статья 47. Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, включенными в Реестр, и выявленными объектами культурного наследия
1. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
2. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в Реестр или выявленного объекта культурного наследия, учитывая невосполнимость утраты объекта культурного наследия.
3. Отнесение объекта культурного наследия к одной из категорий, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона, или изменение его категории не является основанием для прекращения права собственности на указанный объект культурного наследия.
Статья 48. Особенности пользования, владения и распоряжения земельным или водным участком, в пределах которого находится объект археологического наследия
В случае, если в пределах земельного или водного участка обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта собственник земельного или водного участка пользуется, владеет или распоряжается принадлежащим ему участком с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Статья 49. Объекты культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности
1. Отнесение объектов культурного наследия, включенных в Реестр, к федеральной собственности или к собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется по соглашению между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен объект культурного наследия.
До подписания данного соглашения объекты культурного наследия остаются в федеральной собственности.
2. Исключительно в федеральной собственности находятся объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.
3. Перечень объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих отчуждению, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия.
4. Перечни объектов культурного наследия, не подлежащих отчуждению из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, утверждаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 50. Порядок и основания отчуждения объектов культурного наследия из государственной и муниципальной собственности
1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия или восстановления художественной, архитектурной, градостроительной, исторической, научной или иной ценности объекта культурного наследия, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по представлению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в период до 2005 года может осуществляться отчуждение из государственной и муниципальной собственности только тех объектов культурного наследия, которые разрушены более чем на сорок процентов.
Положения абзаца первого части первой настоящей статьи не распространяется на объекты культурного наследия, отнесенные к жилому фонду, а также на объекты культурного наследия религиозного назначения, которые подлежат изъятию из государственной и муниципальной собственности в установленном законом порядке.
2. Объекты культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных во второй и третьей частях статьи 49 настоящего Федерального закона, могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации в порядке, установленном гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
Объекты культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных во второй и третьей частях статьи 49 настоящего Федерального закона, могут передаваться в муниципальную собственность, собственность граждан или юридических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере приватизации, гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
3. Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям, зарегистрированным в установленном федеральным законом порядке.
4. Объекты археологического наследия, объекты культурного наследия, состоящие в Реестре и включенные в Списки Всемирного наследия, историко-культурные заповедники являются государственной собственностью и приватизации не подлежат.
5. Перечень объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, порядок отчуждения объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, ограничения при приватизации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, а также основы приватизации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются федеральным законом.
Глава IX. Возникновение, осуществление, ограничение,
приостановление, прекращение и защита права пользования объектом
культурного наследия, включенным в Реестр, и права пользования
выявленным объектом культурного наследия
Статья 51. Основания возникновения права пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия
Право пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия физическими и юридическими лицами возникают:
для собственника - из права собственности;
для лица, не являющегося собственником, - из актов государственных органов;
из договоров;
из решений суда;
по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 52. Осуществление права пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия
1. Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектами культурного наследия, включенными в Реестр, и право пользования выявленными объектами культурного наследия по своему усмотрению, если это не ухудшает состояние объектов культурного наследия, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
2. Запрещается использование объектов культурного наследия в целях и способами, которые противоречат настоящему Федеральному закону и законодательству субъектов Российской Федерации об охране и использовании культурного наследия.
3. Объекты культурного наследия, включенные в Реестр, используются с обязательным выполнением следующих требований:
сохранение внешнего и внутреннего облика объекта культурного наследия в соответствии с данными, включенными как предмет охраны в паспорт объекта культурного наследия;
согласование с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия проведения земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия;
обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения, входящих в состав земель особо охраняемых территорий;
публичная доступность объекта культурного наследия, условия которой устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
4. Выявленные объекты культурного наследия используются при условии обязательного исполнения следующих требований:
сохранение внешнего и внутреннего облика выявленного объекта культурного наследия в соответствии с данными, определенными как предмет охраны в заключении историко-культурной экспертизы;
согласование с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия.
5. Вмешательство органов государственной власти в деятельность, осуществляемую физическими и юридическими лицами по использованию объектов культурного наследия не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 53. Основания принудительного ограничения права пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и права пользования выявленным объектом культурною наследия
В случаях нарушения настоящего Федерального закона право пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, или право пользования выявленным объектом культурного наследия может быть принудительно ограничено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения сохранения и использования данного объекта культурного наследия, для охраны окружающей природной среды, для соблюдения прав и законных интересов граждан.
Статья 54. Ограничения при пользовании объектом культурного наследия, включенным в Реестр или выявленным объектом культурного наследия
1. В отношении объекта культурного наследия, включенного в Реестр и находящегося в государственной собственности, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ограничения при пользовании данным объектом.
В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие необходимость введения ограничения при пользовании объектом культурного наследия, устранены, порядок пользования данным объектом восстанавливается в полном объеме.
2. Право пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, или выявленным объектов культурного наследия, находящимися в частной собственности или в муниципальной собственности, может быть ограничено или прекращено по решению суда.
3. В случае несогласия физического или юридического лица с решением соответствующего органа исполнительной власти об ограничении права пользования, физическое или юридическое лицо может обжаловать такое решение в суд.
Статья 55. Основания и порядок прекращения права пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, или права пользования выявленным объектом культурного наследия
Право пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, или право пользования выявленным объектом культурного наследия прекращается в случае:
добровольного отказа физического или юридического лица от права пользования;
по истечении срока договора на право безвозмездного пользования или договора аренды объекта культурного наследия;
смерти физического лица или прекращения деятельности юридического лица;
принудительного прекращения права пользования объектом культурного наследия по основаниям, предусмотренным статьей 53 настоящего Федерального закона.
2. Принудительное прекращение права пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия может наступить в случаях:
умышленного нанесения пользователем ущерба объекту культурного наследия;
изъятия земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия, для государственных нужд;
в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Принудительное прекращение права пользования объектом культурного наследия по основаниям, предусмотренным статьей 53 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, предусмотренном для ограничения права пользования объектом культурного наследия.
4. Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, и земельные участки, являющиеся их неотъемлемой частью, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Статья 56. Прекращение права собственности на объект культурного наследия, включенный в Реестр
1. В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в Реестр, не выполняет требований по сохранению объекта культурного наследия, или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта, соответствующий орган охраны культурного наследия обращается в суд с исковым заявлением об изъятии объекта культурного наследия у собственника.
В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, соответствующий орган охраны объектов культурного наследия выкупает данный объект культурного наследия или организует его продажу с публичных торгов.
2. В случае, если объект культурного наследия, включенный в Реестр, уничтожен по вине владельца данного объекта культурного наследия, земельный участок, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, может быть изъят по решению суда с возмещением стоимости земельного участка в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Глава X. Особенности аренды объекта культурного наследия
и безвозмездного пользования объектом культурного наследия
Статья 57. Особенности договора аренды объекта культурного наследия
1. Договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований настоящего Федерального закона.
2. В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются сведения, включенные в Реестр как предмет охраны данного объекта культурного наследия, подлежащий сохранению в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности на данный объект культурного наследия.
3. Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально на то уполномоченным Правительством Российской Федерации, и физическим или юридическим лицом.
4. Условия, на которых передается в аренду объект культурного наследия, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
5. Условия, на которых передается в аренду объект культурного наследия, находящийся в муниципальной собственности, определяются нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр и находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, а также могут осуществлять частичную компенсацию расходов на консервацию, ремонт и реставрацию объекта культурного наследия, включенного в Реестр и находящегося в частной собственности.
7. Договор аренды объекта культурного наследия подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 58. Порядок предоставления объекта культурного наследия, включенного в Реестр и находящегося в федеральной собственности, в безвозмездное пользование
1. Объект культурного наследия, включенный в Реестр и находящийся в федеральной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование на условиях договора безвозмездного пользования следующим юридическим лицам:
общественным объединениям, целью которых является деятельность по сохранению объектов культурного наследия;
детским общественным объединениям;
общественным организациям инвалидов;
благотворительным организациям;
религиозным организациям;
общероссийским творческим союзам.
2. Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, включенного в Реестр, заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и должен содержать требования по сохранению объекта культурного наследия.
Глава XI. Историко-культурные заповедники
Статья 59. Историко-культурные заповедники
1. В отношении достопримечательного места, представляющего выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особенном режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурным заповедникам.
2. Режим содержания историко-культурного заповедника содержит требования, предъявляемые к деятельности музея, и регулируется Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
3. Историко-культурные заповедники могут быть федерального, регионального и местного значения.
Статья 60. Порядок организации историко-культурного заповедника
1. Граница историко-культурного заповедника определяется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных материалов, обосновывающих предлагаемую границу историко-культурного заповедника.
2. Граница историко-культурного заповедника может не совпадать с границей достопримечательного места.
3. Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница, режим его содержания устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница, режим его содержания устанавливаются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок организации историко-культурного заповедника местного значения, его граница, режим его содержания устанавливается органом местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Глава XII. Исторические поселения
Статья 61. Понятие исторического поселения и предмет охраны исторического поселения
1. Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие эстетическую, социально-культурную, историческую, археологическую, архитектурную или градостроительную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
2. В историческом поселении охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и внешний вид зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные элементы.
Статья 62. Особенности регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении
1. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в пределах территории исторического поселения должна осуществляться при условии сохранения объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения, указанных во второй части статьи 61 настоящего Федерального закона, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. В целях сохранения объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих историко-культурную или природную ценность, в исторических поселениях устанавливается особый порядок регулирования градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Особый порядок регулирования градостроительной деятельности в исторических поселениях представляет собой последовательные и взаимосвязанные мероприятия по охране объектов культурного наследия, проводимые под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности, и включает в себя составление на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований историко-культурного опорного плана в границах территории исторического поселения с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих историко-культурную ценность, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития данного исторического поселения, а также разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для сохранения объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов указанного исторического поселения.
4. Градостроительная документация для территорий исторических поселений и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с органом охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
5. Данные, содержащиеся в историко-культурных опорных планах, сведения о границах объектов градостроительной деятельности особого регулирования, границах зон охраны объектов культурного наследия подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр.
Глава XIII. Ответственность за нарушение настоящего
Федерального закона
Статья 63. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, юридические и физические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лица, нанесшие ущерб объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), обязаны возместить стоимость восстановительных работ, что не освобождает данных лиц от связанной с их действиями административной и уголовной ответственности.
Глава XIV. Заключительные и переходные положения
Статья 64. О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых законодательных актов Союза ССР и о признании утратившими Российской Федерации силу некоторых законодательных актов
1. Признать недействующими на территории Российской Федерации:
Закон СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 44, ст.628);
Закон СССР "Об уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 29, ст.837);
постановление Верховного Совета СССР от 29 октября 1976 года "О порядке введения в действие Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 44, ст.629);
постановление Верховного Совета СССР от 2 июля 1991 года "О введении в действие Закона СССР "Об уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 29, ст.838);
Пункт 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1983 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта, народного образования и культуры" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 39, ст.583).
2. Признать утратившими силу:
Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978, N 51, ст.1387);
постановление Верховного Совета РСФСР от 15 декабря 1978 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978, N 51, ст.1388);
пункт 3 раздела I приложения 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в части, касающейся объектов историко-культурного наследия (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 3, ст.89);
постановление Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 года "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 30, ст.420);
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года "О внесении изменений в Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст.118).
Статья 65. Срок и пределы действия нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации
1. Впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, регулирующих правила сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, установленных настоящим Федеральным законом, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, применяемым постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
2. Все охранные договоры, охранно-арендные договоры, договоры аренды, договоры безвозмездного пользования и охранные обязательства, закрепляющие за физическими и юридическими лицами - пользователями памятников истории и культуры - соответствующие памятники истории и культуры, находящиеся в государственной собственности, подлежат переоформлению с участием соответствующих органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
3. Впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сохраняется порядок согласования градостроительной и проектной документации, выдачи согласований и разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленный Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
4. Все зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнести соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
5. Впредь до утверждения Правительством Российской Федерации положения о едином Государственном реестре объектов культурного наследия в Российской Федерации сохраняется порядок отнесения объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, установленный законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации.
Статья 66. Отнесение памятников истории и культуры к соответствующей категории объектов культурного наследия и к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом
1. Отнести памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения.
2. Отнести объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января 1999 года, к объектам культурного наследия федерального значения.
3. Отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" к объектам культурного наследия регионального значения, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
4. Отнести объекты, являющиеся на 1 января 1999 года вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", к выявленным объектам культурного наследия Российской Федерации с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 19 настоящего Федерального закона в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 67. Приведение правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 68. Введение в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.