Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99109360-2 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Законопроект "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (2) является доработанным ко второму чтению вариантом законопроекта, принятого в первом чтении 26 декабря 1997 года. Текст подготовлен Комитетом Государственной Думы по культуре с участием Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе. При подготовке данного варианта законопроекта были учтены поправки, поступившие из 43 субъектов Российской Федерации, от Президента РФ, Правительства РФ, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда, депутатов Государственной Думы и Комитетов Государственной Думы, членов Совета Федерации, а также заключения Правовых Управлений Государственной Думы и Совета Федерации.
Всего было рассмотрено 812 поправок, из них 411 рекомендовано к принятию и учтено в тексте проекта.
Законопроект был внесен на второе чтение Государственной Думы 20 мая 1999 года, однако был снят с рассмотрения в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации, которое должно было быть представлено к первому чтению.
В настоящее время положительное заключение Правительства Российской Федерации получено.
В связи с необходимостью соблюдения Регламента Государственной Думы законопроект 29 сентября 1999 года был возвращен к процедуре первого чтения, но снова был снят с рассмотрения в первом чтении в связи с протестом одного из субъектов законодательной инициативы данного законопроекта - представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, по мнению которого были допущены нарушение Регламента Государственной Думы и изменение концепции законопроекта.
Авторы законопроекта с данным мнением не согласились и, имея четырехлетний опыт совместной работы с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, пришли к выводу о необходимости раздельного рассмотрения в первом чтении данного законопроекта и первоначального варианта законопроекта, внесенного в Государственную Думу в 1997 году. Таким образом, оба законопроекта будут рассматриваться как альтернативные в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
Законопроект "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (2) ставит своей задачей обеспечение сохранности объектов культурного наследия народов Российской Федерации посредством создания соответствующих условий, регулирует отношения, возникающие в сфере сохранения, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В данном законопроект значительно расширен состав объектов культурного наследия, подлежащих охране, соответствующий международным нормам, которые относят к объектам культурного наследия не только памятники истории и культуры, но и достопримечательные места, исторические поселения и иные крупные территориальные комплексы.
Законопроект устанавливает порядок создания и ведения Государственного Реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), содержание права собственности на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) как особого вида недвижимого имущества, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), отнесенными к федеральной собственности. Кроме того, законопроект устанавливает нормы, регулирующие процедуру отнесения недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, и требования по их охране.
Законопроект вводит требования по охране и сохранению объектов культурного наследия как нормы прямого действия, а не через заключение охранных договоров и обязательств, как это существует в настоящее время.
В соответствия с Конституцией Российской Федерации охрана памятников истории и культуры относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем законопроект закладывает основы формирования структуры государственных органов в области сохранения, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) как единой системы, осуществляющей государственную политику в данной сфере и выполняющей контрольно-инспекционные и научно-методические функции.
В пределах, допустимых действующим законодательством Российской Федерации законопроект устанавливает компетенцию федеральных органов в области сохранения, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Несмотря на то, что вопросы приватизации недвижимости не могут являться предметом регулирования настоящего законопроекта, в нем все же предусматривается ряд положений, регулирующих вопросы приватизации недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия. Законопроект устанавливает ограничения на приватизацию памятников и на отчуждение их из федеральной собственности, а также вводит ограничения на использование недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, и предусматривает особый порядок регистрации сделок с указанным имуществом.
Законопроект открывает возможность отчуждения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Законопроект предусматривает передачу памятников религиозного назначения в собственность только религиозным организациям.
Законопроект устанавливает нормы, в соответствии с которыми объекты культурного наследия не могут быть изъяты из федеральной собственности, и предусматривает создание специализированного бюджетного фонда для финансирования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия.
Проект предусматривает меры охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в условиях современной реконструкции городов и населенных мест, впервые законодательно устанавливает необходимость лицензирования исследовательской, проектной и производственной ремонтно-реставрационной деятельности на памятниках истории и культуры.
Подробно прописаны нормы, обеспечивающие сохранность объектов археологического наследия.
Законопроект предусматривает распространение требований, предъявляемые к деятельности музеев, на режим содержания и использования историко-культурных заповедников, обеспечив тем самым правовую базу для дальнейшей деятельности музеев-заповедников.
Законопроект предусматривает введение историко-культурной экспертизы, положительное заключение которой является основанием для принятия решения государственным органом охраны наследия об отнесении объектов недвижимости к культурному наследию Российской Федерации, а также для разрешения любой хозяйственной и строительной деятельности.
В рамках действующего законодательства определяются формы участия общественных и религиозных объединений в охране объектов культурного наследия, в том числе тех общественных объединений, уставы которых предусматривают в качестве основной цели деятельность по выявлению, сохранению, изучению, использованию и популяризации объектов культурного наследия. К таким объединениям, в первую очередь, относится Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Введены нормы, определяющие участие религиозных объединений в подготовке целевых программ охраны объектов культурного наследия в части мероприятий, касающихся сохранения культовых зданий и сооружений, в подготовке историко-культурной экспертизы, при подготовке задания на проведение всех видов работ на объекте культурного наследия религиозного назначения, при воссоздании культового объекта.
Законопроект определяет юридические лица, которые могут получить объекты культурного наследия в безвозмездное пользование, в том числе - религиозные организации.
Таким образом, законопроект отражает особое положение объектов религиозного назначения, предусматривает осуществление широкого спектра мер, имеющих целью не только сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), но и включение их в активную экономическую, социальную и культурную жизнь страны, позволяет рассматривать культурное наследие как один из важнейших определяющих факторов современного развития общества и государства.
Проект закона разработан на основе изучения документов по охране культурного наследия России XVIII - XX вв., законодательных актов других государств, материалов ЮНЕСКО и иных международных организаций, с учетом накопленного практического опыта в этой области.
Проект закона исходит из положений о непреходящей ценности и уникальности культурного наследия России и приоритетности требований данного закона в вопросах, касающихся сохранения памятников культуры. В связи с этим внесены соответствующие поправки в проект Кодекса РФ об административных правонарушениях, в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в "Основы законодательства РФ о культуре", внесен в Совет Государственной Думы законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Указанный законопроект давно ждут граждане России, так как наступивший правовой вакуум в сфере охраны и сохранения культурного наследия приводит к утрате национального достояния.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований.
Законопроект подготовлен с учетом требований юридической техники.
Финансово-экономический расчет к реализации законопроекта "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (2)
Законопроект "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" разработан в связи с необходимостью приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом Российской Федерации действующего Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Расходы на осуществление государственной охраны памятников истории и культуры всегда предусматривались в государственном бюджете.
Предлагаемый к рассмотрению в первом чтении законопроект "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" также предусматривает финансирование расходов на осуществление деятельности по государственной охране, консервации, ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников.
Деятельность по государственной охране, консервации, ремонту и реставрации объектов культурного наследия федерального значения осуществляется в рамках целевой федеральной программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российский Федерации (1997 - 1999 годы)" и иных целевых федеральных программ, которые будут разработаны в дальнейшем для осуществления указанной деятельности.
Данные программы служат основанием для расчета финансирования деятельности по государственной охране и сохранению объектив культурного наследия народов Российской Федерации в федеральном бюджете на текущий год по разделу "Культура, искусство и кинематография", подраздел "Культура и искусство".
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" на подраздел "Культура и искусство" предусмотрено 3,3 трил. рублей, в 1998 году - 3,2 млрд. рублей, в 1999 году - 2,7 млрд. рублей. Из них на подпрограмму "Изучение, сохранение и реставрация недвижимых памятников истории и культуры" в 1997 году было предусмотрено 264,5 млрд. руб., в 1998 году - 246,5 млн. рублей, в 1999 году - 127,3 млн. руб.
Дополнительных расходов законопроект не предусматривает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.