Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-20
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 3 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 22 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (далее именуется - Федеральный закон) по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону кредитный потребительский кооператив граждан (далее именуется - кооператив) фактически выполняет функции небанковской кредитной организации.
В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" деятельность по привлечению и размещению денежных средств физических лиц должна осуществляться на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации. Вместе с тем пунктом 6 статьи 15 Федерального закона прямо устанавливается, что указанные виды деятельности кооперативов не подлежат лицензированию Центральным банком Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона предусматривается, что законодательство Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах граждан состоит, в частности, из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Однако Федеральным законом не определены случаи, когда отношения в области деятельности кооперативов могут регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона Правительству Российской Федерации предоставляется право определять федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий единые требования к деятельности кооперативов. При этом в Федеральном законе не содержатся нормы, определяющие как компетенцию Правительства Российской Федерации, так и компетенцию федеральных органов исполнительной власти по установлению указанных требований, а также по управлению и контролю.
Федеральным законом предусматривается, что гражданин - член кооператива может передавать ему денежные средства для их использования в соответствии с целями кооператива. Эти денежные средства (личные сбережения) передаются кооперативу по договору на платной основе (пункт 2 статьи 6, пункты 3 и 4 статьи 15 Федерального закона) и не являются собственностью самого кооператива (статья 14 Федерального закона). Таким образом, фактически речь идет о договоре доверительного управления, объектом которого являются денежные средства, при этом в Федеральном законе нигде прямо не указывается, что данный договор является договором доверительного управления.
Пунктом 2 статьи 1013 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается, что деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, за исключением случаев, предусмотренных законом. Следовательно, Федеральный закон не может рассматриваться в качестве исключения, предусмотренного названной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации доверительным управляющим может быть только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, к которым потребительский кооператив не относится.
Федеральным законом также не установлено, на какой срок заключается договор о передаче денежных средств. Вместе с тем пунктом 2 статьи 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что договор доверительного управления заключается на срок, не превышающий пяти лет, а на отдельные виды имущества законом могут быть предусмотрены иные предельные сроки. Следовательно, в данной части Федеральный закон не соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом Российской Федерации к таким договорам.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона устанавливается, что фонд финансовой взаимопомощи, создаваемый кооперативом, формируется за счет части собственных средств, а также за счет средств, передаваемых по договору членами кооператива. Поскольку средства, переданные по договору, не являются собственностью кооператива, порядок их использования должен определяться исключительно на основании договора между кооперативом и его членом.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона определяются случаи прекращения членства в кооперативе, в том числе исключение из членов кооператива на основаниях и в порядке, которые предусмотрены, в частности, уставом кооператива. При этом иные основания прекращения членства согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона также могут предусматриваться уставом. Во-первых, в данном пункте фактически дублируется положение пункта 1. Во-вторых, допускается возможность закрепления в уставе кооператива иных оснований для прекращения членства, отличных от оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, что является прямым нарушением прав членов кооператива.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона устанавливается, что в случае прекращения членства в кооперативе, сумма, которую должен получить гражданин, выплачивается в сроки, предусмотренные уставом кооператива. В случае если такой срок не установлен, выплата производится не позднее чем через три месяца со дня подачи заявления о выходе. Данная норма позволяет устанавливать в уставе кооператива сколь угодно долгий срок возвращения средств гражданину, прекратившему свое членство в кооперативе. Кроме того, основанием для прекращения членства может быть смерть члена кооператива или признание его умершим (пункт 1 статьи 7 Федерального закона), однако по смыслу пункта 3 статьи 7 Федерального закона выплата денежной стоимости доли гражданина должна производиться только после подачи заявления о выходе, поскольку с этого момента отсчитывается 3-месячный срок.
В статье 12 Федерального закона не установлен срок проведения реорганизации кооператива, в случае если число его членов превышает две тысячи человек.
Необходимо также отметить, что в доработке нуждаются нормы Федерального закона, касающиеся функционирования органов управления кооператива. Так, в статье 19 не установлено, в каких случаях общее собрание членов кооператива считается правомочным. Федеральным законом не определены также вопросы, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов (решение данного вопроса отнесено к сфере регулирования устава кооператива).
Федеральный закон содержит также ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости его доработки.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-20
Текст письма официально опубликован не был