Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-26
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 22 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" (далее именуется - Закон) по следующим основаниям.
Закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже урегулирована Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Кодексом законов о труде Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. Регулирование значительной части положений Закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесено к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Кроме того, ряд положений Закона противоречит положениям Конституции Российской Федерации, касающимся недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 2 Закона устанавливается приоритет международного договора Российской Федерации над федеральным законом. Однако указанная иерархия нормативных правовых актов в правовой системе Российской Федерации установлена статьей 15 Конституции Российской Федерации. В связи с тем что эти отношения являются предметом правового регулирования Конституции Российской Федерации, они не могут быть урегулированы федеральным законом.
По вопросам, не относящимся к компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в сфере дорожной деятельности. Следовательно, соответствующие положения статьей 6, 9, 17, 23 и других статей Закона подлежат исключению.
Статьей 13 Закона предусматривается создание в качестве федерального органа исполнительной власти федерального дорожного органа. Многими статьями Закона (13-16, 18, 22 и другими) предусматриваются конкретные полномочия федерального дорожного органа, что свидетельствует о присвоении себе законодателем полномочий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и противоречит принципу разделения властей, закрепленному Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Главой II Закона предусмотрено включение в систему государственного управления автомобильными дорогами и дорожной деятельностью органов местного самоуправления, а также государственных учреждений федерального дорожного органа и государственных унитарных предприятий. Данное положение противоречит статье 11 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой государственно-властные полномочия, в том числе и государственное управление, в Российской Федерации осуществляются исключительно органами государственной власти. Применительно к органам местного самоуправления данное положение противоречит статье 12 Конституции Российской Федерации, которой предусматривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации допускается возможность наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Относительно включения организаций, не являющихся органами государственной власти, в систему государственного управления автомобильными дорогами и дорожной деятельностью, следует отметить, что Конституцией Российской Федерации не допускается возможность осуществления государственно-властных полномочий юридическими лицами.
Пунктом 3 статьи 44 Закона на Правительство Российской Федерации возлагается функция по установлению порядка пользования автомобильными дорогами в военное время. Указанное положение противоречит статье 87 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-26
Текст письма официально опубликован не был