Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-30
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 17 ноября 1999 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О государственной поддержке многодетных семей" (далее именуется - Федеральный закон) по следующим основаниям.
Федеральный закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже урегулирована Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общественных объединениях" и другими законами. Кроме того, ряд положений Федерального закона противоречит требованиям Конституции Российской Федерации о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 1 устанавливается приоритет международного договора Российской Федерации над Федеральным законом. Однако указанная иерархия нормативных правовых актов в правовой системе Российской Федерации установлена статьей 15 Конституции Российской Федерации, в связи с чем эти отношения не могут быть урегулированы федеральным законом. Аналогичное замечание касается также пункта 2 статьи 3 Федерального закона, наделяющего органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых средств. Данные вопросы закреплены частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации и также не могут быть предметом регулирования Федерального закона.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 2 Федерального закона установлена норма, исключающая из сферы действия Федерального закона многодетные семьи иностранных граждан и лиц без гражданства и тем самым ограничивающая их права в данной сфере общественных отношений. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Ограничение прав и свобод допустимо только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
По вопросам, не относящимся к компетенции федеральных органов исполнительной власти, субъекты Российской Федерации в соответствии со статьями 71-73 и 76 Конституции Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, в том числе в сфере финансирования. Следовательно, соответствующие положения статьи 3 Федерального закона подлежат исключению.
Представляется неправомерным положение статьи 4 Федерального закона о включении в общий трудовой стаж одного из родителей деятельности по уходу за детьми и их воспитанию в многодетных семьях, поскольку забота о детях, их воспитание в соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации являются родительскими правами и обязанностями и реализуются вне рамок трудовой деятельности.
Статья 6 Федерального закона подлежит исключению, поскольку вопросы создания и деятельности общественных объединений, в том числе многодетных семей, в полном объеме урегулированы Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Кроме того, пунктом 2 этой статьи устанавливается положение, предусматривающее вмешательство общественных объединений многодетных семей в деятельность органов государственной власти, что противоречит статье 17 названного Федерального закона, в соответствии с которой не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусматривается, что должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за выполнение ими полномочий, предусмотренных Федеральным законом, в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами. Однако данная норма установлена пунктом 2 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не может быть предметом регулирования Федерального закона.
Кроме того, реализация положений Федерального закона потребует значительных дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, однако указанные средства не предусмотрены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 год".
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-30
Текст письма официально опубликован не был