Проект федерального закона N 99109349-2
"Об основах технического учета и инвентаризации недвижимости"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственная система технического учета недвижимости
Глава III. Порядок проведения технического учета недвижимости
Глава IV. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной системы технического учета и инвентаризации отдельных видов недвижимости на территории Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие при сборе, регистрации, обобщении и предоставлении сведений об объектах учета, полученных при описании и индивидуализации недвижимого имущества.
Статья 2. Основные термины и определения.
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия и определения:
технический учет (далее также учет) недвижимости - описание и индивидуализация недвижимой вещи или их совокупности как инвентарного объекта технического учета, в результате чего последний получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов путем осуществления комплекса работ по определению местоположения, технической паспортизации, регистрации и учету текущих изменений объектов;
инвентарный объект технического учета - единица технического учета недвижимости, которой являются объект недвижимости со всеми принадлежностями, имеющими общее назначение, или же обособленный имущественный комплекс, отнесенный Федеральным законом к недвижимым вещам;
техническая инвентаризация - периодическая проверка объекта учета в натуре и его описание, осуществляемые с соблюдением утвержденных технических норм и правил, в целях выявления на конкретную дату наличия, местоположения (адреса), наименования, назначения, фактического использования, состава технического состояния, стоимостных и иных показателей.
техническая паспортизация объекта - первичная техническая инвентаризация объекта учета, в результате которой на него составляется технический паспорт унифицированной формы и иная стандартизированная учетно-техническая документация;
техническая регистрация (регистрация) объекта учета - запись в реестре о наименовании объекта учета, его индивидуальных признаках и присвоенном ему инвентарном номере, которая является доказательством существования объекта учета и разрешения использования его по конкретному назначению, указанному в записи;
местоположение (адрес) объекта учета - структурированное описание по установленной форме однозначно определяющее расположение объекта на местности в соответствии с установленным для него кадастровым или инвентарным номером;
инвентарный номер - идентификационный номер, присваиваемый объекту учета при его регистрации как объекта учета;
инвентарное дело - комплект технической и правовой документации, характеризующий историю возникновения и изменения недвижимости по данным технического учета и регистрации документов, на объект учета с определенным инвентарным номером;
литера - буквенное или цифровое обозначение входящих в состав инвентарного объекта зданий, строений и сооружений в инвентаризационно-технической документации;
домовладение - единый комплекс недвижимых вещей жилого и гражданского назначения, включающий земельный участок и расположенные на нем одно или несколько зданий основного назначения, а также иные строения и сооружения;
здание (строение) основного назначения - архитектурно-строительный объект, главенствующий по капитальности постройки, архитектурным признакам и назначению, для целей строительства и эксплуатации которого выделялся земельный участок.
сооружение - инженерно-строительный объект, назначением которого является выполнение различных технических функций, самостоятельным объектом технического учета и регистрации является каждое отдельное сооружение основного назначения со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое или законченное функциональное устройство;
помещение - единица комплекса недвижимого имущества, выделенная в натуре и предназначенная для самостоятельного использования. В жилых или нежилых зданиях это может быть этаж или внутренняя изолированная часть этажа строения функционального назначения, отделенная от других помещений стенами без проемов или глухими перегородками, имеющая самостоятельный выход (выходы) на улицу, во двор, коридор общего пользования, вестибюль или на лестничную клетку;
жилая комната - функциональная часть жилого помещения (квартиры, общежития), отделенная от других помещений (жилых и подсобных комнат) перегородками и предназначенная для постоянного проживания.
Статья 3. Законодательство о техническом учете и инвентаризации недвижимости.
Законодательство о техническом учете и инвентаризации недвижимости состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения технического учета, и инвентаризации недвижимости в Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.
Статья 4. Понятие государственный технический учет объектов недвижимости.
1. Государственный технический учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными действующими нормативными актами единой системы сбора, регистрации и обобщения информации о недвижимом имуществе в целях признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов учета.
Записи об объекте недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, признаются в качестве основания для удостоверения юридически значимых документов, содержащих описание основных физических и экономических характеристиках недвижимого имущества.
2. Государственный технический учет недвижимости осуществляется независимо от принадлежности недвижимого имущества по единой системе учета.
3. Государственная система технического учета недвижимости является составной частью единой системы информации о недвижимости, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Основой функционирования государственной системы технического учета недвижимости являются инвентаризационный архив, фонд документированной информации и многоцелевые базы данных об объектах учета, содержащие все необходимые сведения, документы и иную информацию, предназначенные для осуществления технического учета недвижимости.
5. Государственный технический учет недвижимости и предоставление данных этого учета осуществляются на платной основе по месту нахождения недвижимости уполномоченными органами и организациями технического учета и инвентаризации.
Статья 5. Объекты государственного технического учета недвижимости
1. Инвентарный объект, как единое целое, независимо от количества собственников и владельцев, наличия отдельных составных элементов, входящих в его состав, формируется на основе результатов технической инвентаризации в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества.
2. Государственному техническому учету подлежат следующие инвентарные объекты:
единые комплексы недвижимого имущества, в том числе кондоминиумы и домовладения, включающие земельные участки в установленных границах и расположенные на них жилые и нежилые здания, строения и сооружения основного назначения и иные единицы имущественного комплекса;
здания, строения, в том числе жилого, гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, возведенные в массиве квартальной или иной застройки, либо производственной площадке на необособленном земельном участке;
сооружения различных типов, в том числе передаточные устройства и транспортные коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры городских и сельских поселений (далее - сооружения);
объекты благоустройства.
3. Инвентарный объект определяется назначением, юридическими (нормативными) и фактическими границами и составом, является самостоятельным объектом учета и объектом права.
4. В составе инвентарного объекта могут учитываться и регистрироваться отдельные объекты вещных прав на недвижимое имущество при условии выделения их в натуре, в том числе функциональные части здания - жилые помещения, нежилые помещения определенного функционального назначения, служебные постройки, гаражные боксы и сооружения вспомогательного назначения.
Статья 6. Основные принципы технического учета недвижимости
1. Технический учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации специализированными организациями технической инвентаризации.
2. Земельные участки, участки недр, леса, обособленные водные объекты, особо ценные объекты культурного и природного наследия, иные объекты недвижимости со специальными отличительными признаками, особо сложные инженерные сооружения могут быть объектами специальных видов учета и регистрации на основе закона или иного правового акта. Их технический учет производится специализированными органами с учетом нормативных требований настоящего Федерального закона.
3. Данные технического учета объекта недвижимости, внесенные в Реестр недвижимости, и присвоенный ему кадастровый номер, считаются установленными с момента их регистрации и являются доказательством существования объекта на дату первичной инвентаризации или дату регистрации текущих изменений.
4. Единство и сопоставимость данных технического учета обеспечивается единством принципов, методов и технологий, а также унификацией учетно-технической документации. Правила и методические указания в части учета и оценки недвижимости, относящейся к основным фондам и нематериальным активам юридических лиц, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
5. Периодичность регистрации текущих изменений происходящих в объектах недвижимости, проводимой правообладателями в плановом порядке, должна составлять не менее одного раза в пять лет. При совершении сделок с объектами недвижимости проведение технического учета объекта является обязательным.
6. Данные технического учета являются основой для организации и ведения налогового, бухгалтерского и статистического учета недвижимости. Технический учет ведется на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений между сведениями, записанными на бумажных и электронных носителях, приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Статья 7. Цели технического учета недвижимости
Создание единой государственной системы технического учета недвижимости осуществляется в целях:
систематизации и актуализации данных о недвижимости;
информационного обеспечения органов государственного управления, местного самоуправления, юридических лиц и граждан;
обеспечения градостроительной деятельности, эксплуатации и управления государственной и муниципальной недвижимостью;
обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
осуществления налогообложения недвижимости;
ведения государственного учета жилищного фонда, кадастрового и статистического учета недвижимости;
и иных целях, предусмотренных законом
Статья 8. Обязательность государственного технического учета недвижимости
Обязательному государственному техническому учету подлежат:
вновь созданные объекты недвижимости, не зарегистрированные ранее в установленном порядке;
ранее учтенные объекты недвижимости, в отношении которых осуществлены реконструкция, перепланировка, капитальный ремонт, изменение состава объекта или назначения;
ранее не учтенные объекты недвижимости, права на которые и сделки с ними подлежат государственной регистрации или обязательному нотариальному удостоверению.
Статья 9. Обязательность применения данных технического учета и инвентаризации недвижимости
Технический учет недвижимости и его данные подлежат обязательному применению в следующих случаях:
осуществление градостроительной деятельности, мониторинга недвижимости;
ведение государственных земельного и градостроительного кадастров;
налогообложение недвижимого имущества физических и юридических лиц;
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
страхование недвижимого имущества;
ведение реестров государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
переоценка основных фондов в части недвижимости предприятий и организаций дня целей бухгалтерского учета и налогообложения, включая объекты незавершенного строительства;
создание кондоминиумов, товариществ собственников жилья, садоводческих, дачных товариществ и кооперативов, жилищно-строительных и гаражно-строительных кооперативов;
эксплуатация объектов учета или их частей, оценка их физического износа;
функционального и технического состояния;
планирование, осуществление контроля и охрана со стороны государственных органов и органов местного самоуправления по использованию недвижимости, земель и природных ресурсов, принятие управленческих и иных решений.
Глава II. Государственная система технического учета недвижимости
Статья 10. Полномочия органов государственной власти в области технического учета недвижимости
1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области государственного технического учета недвижимости относятся:
утверждение федеральных программ создания и развития государственной системы технического учета недвижимости в Российской Федерации;
определение состава базовых показателей технического учета недвижимости; установление общих правил по содержанию и ведению инвентаризационных архивов об объектах учета, порядка создания, ведения и финансирования единой информационной системы о недвижимости на территории Российской Федерации;
утверждение общероссийских нормативов и стандартов по осуществлению технического учета недвижимости;
определение предельных размеров оплаты за осуществление технического учета недвижимости и предоставление сведений об объектах учета;
определение перечня сведений технического учета недвижимости, доступ к которым ограничен, а также порядка их предоставления;
иные, установленные законодательством полномочия в системе технического учета недвижимости.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного технического учета недвижимости относятся:
утверждение программ создания и развития государственной системы технического учета недвижимости, разработка и принятие нормативных правовых актов по техническому учету недвижимости в субъекте Российской Федерации;
определение состава показателей, дополнительно включаемых при осуществлении технического учета недвижимости на территории субъекта Российской Федерации;
установление дополнительных правил по содержанию и ведению инвентаризационных архивов об объектах учета, порядка создания, ведения и финансирования единой информационной системы о недвижимости на территории субъекта Российской Федерации;
ведение государственных реестров архивов организаций технической инвентаризации;
определение размеров оплаты за осуществление государственного технического учета недвижимости и предоставление сведений об объектах учета.
3. Методическое руководство и координацию работ по техническому учету недвижимости на территории Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее именуемый - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Статья 11. Обязанности и права организаций осуществляющих технический учет недвижимости
1. Организации технической инвентаризации обязаны:
осуществлять на обслуживаемой территории работу по техническому учету недвижимости независимо от форм собственности;
предоставлять учреждениям юстиции информацию о поставленных на государственный учет объектах недвижимости в объеме, необходимом для их работы, на основании письменных запросов;
предоставлять налоговым органам сведения о поставленных на государственный учет объектах недвижимости, их налогооблагаемой стоимости и принадлежности, согласно имеющейся информации и на основе государственных и/или муниципальных заказов;
предоставлять руководителям органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительным органам, суду и прокуратуре необходимые сведения об объектах недвижимости по их письменным запросам в соответствии с законодательством;
организовывать ведение государственной статистики о зданиях (строениях), помещениях и сооружениях по формам, утверждаемым федеральным органом статистики;
предоставлять физическим и юридическим лицам, по их письменным запросам, сведения и справки в соответствии с установленным порядком для обеспечения операций с объектами недвижимости.
2. Организации технической инвентаризации имеют право:
запрашивать и получать у органов государственной власти и местного самоуправления, у всех юридических и физических лиц информацию, необходимую для ведения технического учета объектов недвижимости на безвозмездной основе;
требовать предоставления надлежаще оформленной копии правоустанавливающего документа или документа разрешающего возведение, достройку, переоборудование, перепланировку, реконструкцию недвижимости или иное для приобщения его к делу на конкретный объект;
требовать безусловного выполнения технической инвентаризации объекта недвижимости в целях его постановки на учет как объекта налогообложения, а также получения сведений необходимых для выполнения государственной регистрации прав на него и сделок;
требовать от правообладателей проведения текущего обследования в связи с изменением состава, технического состояния, границ объекта недвижимости, а также в связи с передачей прав на него другим лицам.
Статья 12. Ответственность организаций осуществляющих технический учет недвижимости
Организация, осуществляющая технический учет недвижимости несет ответственность за достоверность, полноту и своевременность представляемой информации, а также за полноту, достоверность и сохранность информационной базы на объекты недвижимости в соответствии с действующим законодательством.
Статья 13. Источники средств на развитие государственной системы технического учета недвижимости
1. Государственная система технического учета недвижимости действует и развивается за счет платы за выполненные работы и предоставляемую информацию об объектах поставленных на государственный учет и иных источников, разрешенных законодательством.
2. Паспортизация и плановая техническая инвентаризация жилых строений и помещений производится за счет средств их собственников или владельцев по ставкам, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Внеплановые обследования, паспортизация объектов и учет текущих изменений характеристик недвижимого имущества могут осуществляться по обращениям их собственников или владельцев по договорным ценам.
4. Работы по выполнению обязанностей, связанных с предоставлением информации правоохранительным, налоговым органам, органам суда и прокуратуры, учреждениям по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иным органам государственной власти органам местного самоуправления финансируются в соответствии с действующим законодательством.
Глава III. Порядок проведения технического учета недвижимости
Статья 14. Основные этапы проведения технического учета и инвентаризации недвижимости
1. Проведение технического учета недвижимости состоит из комплекса работ по определению местоположения (адреса), технической инвентаризации (паспортизации), регистрации и учета текущих изменений объекта недвижимости.
2. Основанием для проведения работ по техническому учету недвижимости является обращение органов государственной власти и местного самоуправления, их уполномоченных представителей, юридических или физических лиц.
3. Учетные действия начинаются с момента приема документов, необходимых для проведения технического учета недвижимости. Объект недвижимости считается учтенным с момента внесения записей о нем в Единый государственный реестр недвижимости.
4. Собственник или владелец недвижимого имущества обязан обеспечить доступ к объекту для проведения технической инвентаризации в согласованные сроки. Дата проведения технической инвентаризации письменно согласовывается между заинтересованными сторонами.
При проведении плановой инвентаризации собственник или владелец письменно извещается о дате ее проведения.
5. При нахождении объекта в общей долевой собственности работы по внеплановой инвентаризации или текущих изменений проводятся по всему инвентарному объекту в целом за счет заявителя.
6. Инвентаризационная оценка недвижимости осуществляется на основе данных, получаемых при проведении технической инвентаризации недвижимости, и в обязательном порядке применяется в случаях, установленных законом, в том числе при налогообложении имущества физических лиц и нотариальных действиях.
7. Запись в Единый государственный реестр недвижимости о наличии, местоположении, составе и состоянии объекта осуществляется на дату фактической инвентаризации (обследования) объекта. Собственник или владелец объекта недвижимости обязан предоставить необходимую документированную информацию для внесения. В Единый государственный реестр недвижимости сведений о принадлежности объекта.
8. Документация технического учета недвижимости ведется на бумажных и магнитных носителях, приоритет имеют записи на бумажных носителях, если иное не установлено действующим законодательством.
Статья 15. Перечень документов необходимых для выполнения технического учета недвижимости
Для технического учета объектов недвижимости собственник, его законный представитель представляет в организацию технической инвентаризации следующие документы:
заявление на выполнение работ;
документы, удостоверяющие личность (для физических лиц) и учредительные документы и доверенность (для юридических лиц);
подлинники и копии документов, определяющих нормативные (юридические) границы, состав и принадлежность объектов недвижимости.
Статья 16. Единый государственный реестр недвижимости
1. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой документ, который предназначен для проведения технического учета жилой и иной недвижимости за исключением земельных участков.
2. В Едином государственном реестре недвижимости содержатся следующие основные сведения об объектах недвижимости и их комплексах:
кадастровый и инвентарный номер;
наименование и назначение;
местоположение (адрес);
краткое описание объекта, в том числе состав, площадь и объем;
качественные характеристики, в том числе состояние и физический износ;
экономические характеристики, в том числе инвентаризационная стоимость;
результаты регистрации текущих изменений объекта;
наименование лиц, обязанных нести бремя содержания недвижимого имущества, ответственных за техническое состояние недвижимости в целом или ее отдельных частей;
зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения).
Статья 17. Порядок учета текущих изменений
1. Все инвентарные объекты технического учета, указанные в настоящем Федеральном законе, подлежат периодическому обследованию с выполнением комплекса необходимых работ с целью выявления происшедших изменений и актуализации материалов технического учета. Целью внесения изменений является получение точной информационной модели на конкретную дату.
2. При отсутствии выявленных изменений организации технической инвентаризации выдают заявителям справку установленного образца, подтверждающую факт наличия объекта на дату обследования в зарегистрированных границах и составе для представления по месту требования. Выдаче информации должно предшествовать обследование на месте с целью уточнения фактических границ, состава и состояния объектов. В справке указывается (подтверждается) кадастровый номер объекта, его состав, границы, иные показатели и дата обследования.
3. Выявленные при обследовании на месте факты самовольного строительства, переоборудования, перепланировки зданий (строений), помещений и сооружений, а также самовольного занятия земель фиксируются актом установленного образца, один экземпляр которого в десятидневный срок направляется в местный орган градостроительства или по земельным ресурсам и землеустройству, уполномоченный решать вопросы об устранении указанных нарушений. Выявленные факты, до их устранения, указываются при выдаче любой информации, касающейся конкретного объекта недвижимости с соответствующими пометками.
Статья 18. Основания для приостановления или отказа в регистрации недвижимости в качестве объекта технического учета
1. При возникновении у должностного лица, уполномоченного на выполнение технического учета объектов недвижимости, сомнений в наличии у заявителя оснований для технического учета и (или) инвентаризации заявленного объекта он обязан принять необходимые меры по получению от заявителя дополнительных сведений. Заявитель извещается о приостановлении технического учета и (или) инвентаризации в письменном виде с обоснованием данного решения.
2. При наличии противоречий или расхождений между представленными документами и фактическими данными технической инвентаризации заявитель обязан устранить выявленные противоречия.
3. В техническом учете недвижимости может быть отказано в случаях, если с заявлением о проведении технического учета недвижимости обратилось ненадлежащее лицо или документы, представленные для проведения технического учета недвижимости, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Решение должностного лица в отказе зарегистрировать объект недвижимости может быть обжалован в административном порядке или в суде.
Статья 19. Автоматизированная система ведения базы данных на недвижимость
1. В целях эффективного использования данных технического учета, их оперативного обновления в режиме реального времени уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления создается автоматизированная система ведения технического учета недвижимости.
2. Порядок создания, развертывания и эксплуатации автоматизированной системы ведения технического учета недвижимости определяется нормативными документами уполномоченного федерального органа исполнительной власти и соответствующими общероссийскими стандартами.
Статья 20. Система государственных информационных ресурсов в области кадастрового и технического учета недвижимости и государственной регистрации прав на нее
1. Государственный земельный кадастр. Единый государственный реестр прав, Государственный градостроительный кадастр и Государственная система технического учета недвижимости, а также ведомственные системы специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимости составляют единую государственную систему информационных ресурсов в области учета объектов недвижимости и регистрации прав на них.
2. Органа государственного земельного кадастра, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, налоговые органа, органы и организации, осуществляющие ведение технического учета недвижимости, а также иные органы, организуют информационное и технологическое взаимодействие на основе единой кадастровой нумерации объектов недвижимости и общей картографической основы.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 21. О введении в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации с момента его официального опубликования.
По правоотношениям, возникшим до введения в действие настоящего Федерального закона, он применяется к правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Президент Российской Федерации |
Б.Н.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.