Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1546
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон), поскольку он противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу РСФСР, Лесному кодексу Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных народов", иным федеральным законам и вносит тем самым существенный дисбаланс в систему законодательства Российской Федерации.
В соответствии с принципом равноправия на все коренные малочисленные народы в Российской Федерации в равной мере распространяются гарантии, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В связи с этим принятие Федерального закона, предусматривающего распространение указанных гарантий при регулировании правового статуса общин коренных малочисленных народов лишь на народы, проживающие в определенных географических регионах, в частности на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, нарушает это конституционное требование.
Статьями 9, 36 и 72 Конституции Российской Федерации земля отнесена к одному из различных видов природных ресурсов. Поэтому включение в это понятие водных и других природных ресурсов (статья 1 Федерального закона) неправомерно. Также неправомерно отождествлять понятия "земли" и "территории", так как территория не относится к природным ресурсам.
Данное в Федеральном законе определение понятия "община коренных малочисленных народов", относящее ее к разновидности некоммерческих организаций, не соответствует определению этого понятия, данному в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов", согласно которому община является формой общественного самоуправления. При этом многие положения Федерального закона, определяющие статус общины, порядок ее создания и ликвидации, имущественные права членов общины, не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О некоммерческих организациях", в которых, в частности, предусмотрено, что в качестве членов некоммерческих организаций могут выступать только физические или юридические лица, а не семья. В связи с этим положение об общинах коренных малочисленных народов (статья 9 Федерального закона) не может рассматриваться в качестве одного из учредительных документов. Кроме того, члены некоммерческой организации не могут участвовать в распределении ее доходов, имущество некоммерческой организации не может включать паи.
Федеральным законом чрезмерно подробно и жестко урегулирован порядок внутренней организации и деятельности общины коренных малочисленных народов, включая даже обязанность членов общины участвовать в ее деятельности. Это противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и Федеральному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных народов", которые гарантируют право на общественное (общинное) самоуправление.
С учетом гарантированного статьей 19 Конституции Российской Федерации равенства прав и свобод человека и гражданина (в том числе прав на осуществление местного самоуправления) независимо от национальной принадлежности, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, является неконституционным положение о предоставлении права органам местного самоуправления наделять общины коренных малочисленных народов отдельными полномочиями органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 8 Федерального закона). Это противоречит также и статье 3 Конституции Российской Федерации, которая не предусматривает подобной формы реализации властных полномочий.
Кроме того, многие положения Федерального закона, регулирующие вопросы природопользования, предоставления льгот, социального страхования членов общин коренных малочисленных народов, деятельности общин в области образования и культуры, не могут быть отнесены к предмету его правового регулирования, поскольку трактуют эти отношения по иному, чем это предусмотрено в базовых федеральных законах.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1546
Текст письма официально опубликован не был