Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу директора Смоленского областного государственного унитарного предприятия "Экология" (далее ОГУП "Экология") Шламотова С.Ф. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области от 02 апреля 2019 года N062/2019, решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 08 июля 2019 года, решение судьи Смоленского областного суда от 21 августа 2019 года, вынесенные в отношении директора ОГУП "Экология" Шламотова С.Ф., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области от 02 апреля 2019 года N062/2019, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 08 июля 2019 года, решением судьи Смоленского областного суда от 21 августа 2019 года директор ОГУП "Экология" Шламотов С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, директор ОГУП "Экология" Шламотов С.Ф. просит отменить постановления, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ОГУП "Экология" Шламотова С.Ф. к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.
Из пункта 2 статьи 11 Закона об отходах следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначенный, как следует из пункта 2 данного документа, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора.
По смыслу пунктов 4, 5 указанного Порядка отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, который составляет один календарный год.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, совместной проверкой проведенной Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области и прокуратурой Хиславичского района Смоленской области установлено, что предприятием на основании лицензии от 06 февраля 2017 года N (67)-2849-СТР осуществляется деятельность по обезвреживанию и размещению отходов III - IV классов опасности на полигоне ТБО, расположенном по адресу: "адрес".
Предприятием не представлена в административный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год.
Кроме того, в результате этой проверки были выявлены многочисленные нарушения Правил складирования, и сортировки и захоронения отходов на этом полигоне.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что предприятие и его директор имели возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, директор ОГУП "Экология" Шламотов С.Ф. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что директор ОГУП "Экология" Шламотов С.Ф. трижды был привлечен за одно и тоже правонарушение, нельзя признать убедительными.
Эти доводы проверялись судами и не нашли своего подтверждения.
Из содержания постановлений должностных лиц от 02 апреля 2019 года и от 18 марта 2019 года видно, что проверки ОГУП "Экология" проводились Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области и прокуратурой на основании различных распоряжений, в разное время и на разных объектах.
С учетом этого суды пришли к правильному выводу о том, что действия (бездействия) директора ОГУП "Экология" Шламотова С.Ф. по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления на полигоне, расположенном по адресу: "адрес" образуют самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание, предусмотренное санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменено обществу на предупреждение с соблюдением положений статьи 4.1.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области от 02 апреля 2019 года N062/2019, решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 08 июля 2019 года, решение судьи Смоленского областного суда от 21 августа 2019 года, вынесенные в отношении директора ОГУП "Экология" Шламотова С.Ф, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора Смоленского областного государственного унитарного предприятия "Экология" Шламотова С.Ф. без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.