Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1552
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (далее именуется - Закон) по следующим основаниям.
Закон подготовлен без учета положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Основная глава Закона "Приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации" по своему содержанию носит характер не закона, а программного документа. Нормы статей этой главы либо декларативны, либо не имеют механизма реализации.
Ряд положений Закона представляет собой цитирование конституционных норм, что является недопустимым. Так, например, положения пункта 2 статьи 3 Закона уже урегулированы частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Аналогичное замечание относится к пункту 3 статьи 11 и пункту 2 статьи 12 Закона.
Положения Закона, касающиеся региональных и местных целевых программ, не относятся к предметам ведения Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 (пункт "е") Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные программы, а вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Следовательно, субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос о необходимости принятия региональных программ, определяют их содержание и объем финансирования. Вопросы местного значения, в том числе принятие программ социально-экономического развития муниципального образования, находятся в ведении органов местного самоуправления.
Статья 4 Закона содержит положения, которые относятся к предмету конституционного регулирования и предусматриваются статьей 72 Конституции Российской Федерации. В Законе возможно только четкое определение полномочий Российской Федерации в рамках совместного ведения. Кроме того, положение указанной статьи, касающееся долевого финансирования межрегиональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, не согласуется с положениями статьи 1 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". За счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет привлечения внебюджетных источников финансируются только федеральные целевые программы, в которые включены межрегиональные и региональные целевые программы.
Анализ Закона свидетельствует о том, что большинство его положений направлено на присвоение законодателем полномочий Правительства Российской Федерации, что противоречит принципу разделения властей, закрепленному в статьях 10, 11 и 110 Конституции Российской Федерации. Так, статьями 5 - 9, 10, 11 и другими статьями Закона на федеральные органы исполнительной власти возлагаются конкретные полномочия, тогда как согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и определяет их полномочия.
Положения статьи 5 Закона, касающиеся федеральных целевых программ, не являются предметом регулирования данного Закона, так как указанные вопросы уже урегулированы Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Аналогичное замечание относится к статьям 6, 7, 8, 10 и 18 Закона.
Положения Закона, касающиеся налоговых и иных льгот, не относятся к предмету его регулирования, так как эти вопросы решаются на основании федеральных законов в области налогообложения. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.
Положения Закона, касающиеся оказания содействия в обеспечении молодежного жилищного комплекса необходимыми финансовыми средствами на условиях договора со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 6 Закона), противоречит принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вопросы формирования и расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации находятся в ведении субъектов и решаются ими самостоятельно. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования, а также объемы бюджетных средств по этим направлениям. Аналогичные замечания относятся к пункту 3 статьи 9 Закона.
Пунктом 2 статьи 13 Закона предусматривается оказание федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационной и консультативной помощи молодежным организациям и гражданам.
Указанное положение противоречит статьям 10 и 11 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми органы государственной власти создаются для осуществления властных полномочий. На основании статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" лица, занимающие государственные должности в органах государственной власти, выполняют обязанности по обеспечению исполнения полномочий этих органов в пределах компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами Российской Федерации, а не оказывают консультационные услуги.
Кроме того, указанное положение, возлагающее соответствующие полномочия на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, противоречит норме статьи 73 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, и нормам статей 11 и 77 Конституции Российской Федерации, устанавливающим право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять системы органов государственной власти и их полномочия. Аналогичные замечания относятся к пункту 1 статьи 8, пункт 2 статьи 9, статьям 10, 11, 14 и другим статьям Закона.
Статья 13 Закона предусматривает в целях привлечения молодых граждан к формированию и реализации государственной молодежной политики созыв всероссийского конгресса молодежи. Однако статус указанного конгресса не ясен.
Если созыв конгресса подразумевает реализацию конституционного права граждан на объединение для защиты своих интересов (статья 30 Конституции Российской Федерации), тогда деятельность указанного органа, порядок его создания, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом "Об общественных объединениях". Однако положения закона, характеризующие статус конгресса, противоречат нормам указанного Федерального закона.
Если же речь идет о реализации в соответствии с частью 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданами Российской Федерации права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, то указанное положение должно рассматриваться одновременно с положениями части 2 статьи 3 и части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, которые под представителями подразумевают лиц, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конгресс молодежи к ним не может быть отнесен. Конституция Российской Федерации не допускает также и возможности создания смешанных государственно-общественных органов. Аналогичные замечания относятся к пункту 3 указанной статьи, регулирующему вопросы совместного создания федеральными органами государственной власти и общественными молодежными объединениями консультативного органа.
Кроме того, положения статьи 13 Закона о создании и деятельности указанного консультативного органа противоречат статьям 10 и 11 Конституции Российской Федерации, закрепляющим принцип разделения властей и самостоятельность органов государственной власти при осуществлении своих полномочий.
Создание каких-либо органов при Президенте Российской Федерации является исключительной прерогативой главы государства, а создание каких-либо органов при Правительстве Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.
В ряде статей Закона (статьи 12, 14, 13 и другие) и в качестве субъектов участвующих в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, указываются коммерческие и некоммерческие организации и граждане.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ реализует принадлежащую ему власть через органы государственной власти, органы местного самоуправления или непосредственно. Статья 11 Конституции Российской Федерации предусматривает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют только органы государственной власти Российской Федерации. Следовательно, деятельность иных организаций не является деятельностью по реализации государственных полномочий. Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Кроме того, указанные положения о привлечении граждан к реализации федеральных программ противоречат статье 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", согласно которой государственным заказчиком может быть только федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение, а заказы на выполнение федеральных целевых программ размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях. При этом согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 14 Закона, обязывающие федеральные органы исполнительной власти информировать через средства массовой информации коммерческие и некоммерческие организации, граждан о содержании федеральных целевых программ, об условиях проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, не являются предметом регулирования данного закона. Вопросы опубликования решений органов государственной власти Российской Федерации подробно регламентированы законодательством Российской Федерации:
в Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Пункт 3 статьи 17 Закона, регулирующий вопросы муниципальной собственности, противоречит пункту 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1552
Текст письма официально опубликован не был