Проект федерального закона
"Об основных гарантиях прав граждан на участие в осуществлении
местного самоуправления"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации и регулирует порядок их реализации.
Статья 1. Право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации имеют право на участие в осуществлении местного самоуправления по месту их постоянного или преимущественного пребывания.
2. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление непосредственно путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, собраниях (сходах) и других формах прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, а также участвуют в осуществлении местного самоуправления посредством реализации права на равный доступ к муниципальной службе, народную правотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом, и в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Ограничения прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления
1. Участвовать в местном референдуме, муниципальных выборах, состоять на муниципальной службе имеют право граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
Уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено ограничение по возрасту на занятие выборных должностей муниципального образования.
Участие граждан Российской Федерации в иных формах осуществления местного самоуправления допускается с 16-летнего возраста, если иное не установлено уставом муниципального образования.
В случае осуществления собраниями (сходами) граждан полномочий представительных органов местного самоуправления, участвовать в них имеют право граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
2. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях федеральным законом.
3. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления в зависимости от пола расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям не допускается.
Статья 4. Назначение местного референдума по требованию населения
1. Устанавливаемое уставом муниципального образования количество граждан, по требованию которых местный референдум назначается обязательно, не может превышать 5 процентов от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
2. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в месячный срок со дня поступления документов, подтверждающих требование населения о проведении местного референдума.
Отказ в назначении местного референдума по требованию населения допускается только в случаях несоответствия вопроса, выносимого на местный референдум, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации либо несоответствия представленных документов требованиям, установленным законом субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В случае отказа в назначении местного референдума граждане вправе обратиться в суд.
3. В случаях непринятия представительным органом местного самоуправления в установленный срок решения о назначении местного референдума либо немотивированного отказа в назначении местного референдума местный референдум назначается соответствующей избирательной комиссией.
4. Референдум по вопросам изменения территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в городском, сельском поселении, на иной территории, не являющейся муниципальным образованием, проводится в порядке и с соблюдением основных гарантий прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для проведения местного референдума.
5. Местный референдум может быть совмещен с ближайшими по времени проведения выборами органов государственной власти и органов местного самоуправления, но не позднее 6 месяцев со дня принятия решения о его проведении.
Статья 5. Порядок избрания выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления
1. Порядок избрания выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
2. Муниципальные выборы проводятся не позднее первого воскресенья, следующего за истечением срока полномочий выборного органа местного самоуправления или выборного лица местного самоуправления.
Дата проведения муниципальных выборов назначается представительным органом местного самоуправления.
Статья 6. Участие граждан в собраниях (сходах), конференциях и других формах коллективного обсуждения и решения населением вопросов местного значения
1. Собрания (сходы) граждан, обладающие полномочиями по решению вопросов местного значения, проводятся по инициативе органов местного самоуправления или по требованию населения.
Порядок назначения собрания (схода) граждан по требованию населения устанавливается в соответствии с требованиями, установленными статьей 4 настоящего Федерального закона к порядку назначения местного референдума по требованию населения.
2. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия в собрании (сходе) всех жителей муниципального образования.
В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия в собрании (сходе) всех жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
3. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, создания территориального общественного самоуправления могут проводиться собрания (сходы), конференции граждан, публичные слушания и другие формы коллективного обсуждения, как с участием всего населения, так и с участием жителей отдельных территорий, входящих в состав муниципального образования.
Порядок созыва и проведения собраний (сходов), конференций граждан, публичных слушаний и других форм коллективного обсуждения населением вопросов местного значения устанавливается уставом муниципального образования.
4. Коллективные обсуждения населением проекта Устава муниципального образования, изменений и дополнений в Устав, проекта местного бюджета, проектов планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, вопросов отчуждения и приобретения объектов муниципальной собственности, имеющих важное значение для муниципального образования, проектов генеральных планов планировки и застройки территории муниципального образования, размещения промышленных объектов на территории муниципального образования являются обязательными.
Статья 7. Организация территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление организуется по инициативе населения части территории муниципального образования посредством проведения собрания (схода) или конференции граждан, проживающих на данной территории.
2. Собрание (сход) граждан по организации территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 50 процентов жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
3. Делегаты конференции граждан по организации территориального общественного самоуправления избираются жителями соответствующей территории. Порядок выборов делегатов конференции определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Норма представительства на конференции граждан по организации территориального общественного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Конференция граждан по организации территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ее работе принимают участие не менее двух третей избранных делегатов.
4. К исключительным полномочиям собраний (сходов), конференций населения по осуществлению территориального общественного самоуправления относятся:
1) определение целей и основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления на данной территории;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, изменений и дополнений к нему;
3) установление структуры органов территориального общественного самоуправления данной территории;
4) заслушивание и утверждение периодических отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
5) выборы органов территориального общественного самоуправления, если иное не установлено уставом муниципального образования, законом субъекта Российской Федерации.
5. Границы территории территориального общественного самоуправления устанавливаются представительными органами местного самоуправления на основании решения населения, проживающего на данной территории, принятом на собрании (сходе) или конференции.
Органы территориального общественного самоуправления соответствующей территории подлежат регистрации в представительном органе местного самоуправления муниципального образования.
В границах одной территории может быть зарегистрирован только один орган территориального общественного самоуправления.
6. Органы территориального общественного самоуправления соответствующей территории имеют устав.
В устав органа территориального общественного самоуправления указываются границы территории, на которой осуществляется его деятельность; определяются цели и порядок его деятельности; права и обязанности, порядок формирования органа и срок его полномочий; порядок приобретения и распоряжения имуществом и финансовыми средствами органа территориального общественного самоуправления: порядок прекращения деятельности данного органа.
Дополнительные требования к уставам органов территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
7. Органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилого фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социальных и бытовых потребностей жителей соответствующей территории, в том числе по договору с органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Муниципальное образование и органы территориального общественного самоуправления соответствующей территории муниципального образования могут устанавливать на основании договора между ними сферы совместной компетенции по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориальным общественным самоуправлением соответствующей территории.
Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, существенным образом влияющим на организацию жилья и быта населения соответствующей территории не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным самоуправлением данной территории.
8. Территориальное общественное самоуправление приобретает правосубъектность юридического лица с момента государственной регистрации в органах юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
Статья 8. Учет мнения населения при установлении и изменении границ муниципального образования
Гражданам Российской Федерации гарантируется учет их мнения по вопросу установления или изменения границ муниципального образования, в котором они проживают. Учет мнения населения осуществляется путем проведения местного референдума или собрания (схода) граждан данного муниципального образования, а также собрания (схода) граждан. проживающих в муниципальном образовании (муниципальных образованиях), границы которого (которых) изменятся. Собрание (сход) граждан проводится в порядке и с соблюдением гарантий, установленных для проведения собраний (сходов), обладающих полномочиями по решению вопросов местного значения.
Собрание (сход) считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее 50% граждан, обладающих избирательным правом.
Случай, когда в границах районов (уездов) возникает новое муниципальное образование, не считается изменением границ муниципального образования, в котором формируется новое муниципальное образование.
Учет результатов собраний (сходов) граждан проводится отдельно по каждой территории.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются гарантии учета мнения населения при решении вопросов об установлении и изменении границ муниципальных образований, а также порядок и основания принятых таких решений.
Граждане Российской Федерации, проживающие в муниципальном образовании, могут обратиться в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления с инициативой об изменении границ территории муниципального образования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны рассмотреть вопрос об изменении границ муниципального образования в случае, если с инициативой об изменении границ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации обратилось не менее 5% граждан, проживающих в муниципальном образовании.
Статья 9. Установление структуры органов местного самоуправления
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность самостоятельного установления структуры органов местного самоуправления в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральными законами.
2. Вопросы о наличии, численном составе, сроке и объеме полномочий органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления должны быть вынесены представительным органом местного самоуправления на местный референдум в том случае, если Устав муниципального образования или изменения и дополнения к нему принимаются представительным органом местного самоуправления. а не местным референдумом.
3. Решения об изменении структуры органов местного самоуправления вступают в силу по истечении текущего срока полномочий выборных органов и(или) выборных должностных лиц местного самоуправления.
Статья 10. Принятие устава муниципального образования и(или) изменений и дополнений к нему
1. Граждане Российской Федерации вправе вносить в представительный орган местного самоуправления предложения о принятии устава или внесении изменений и(или) дополнений в устав муниципального образования в порядке народной правотворческой инициативы.
2. В целях обеспечения гарантий граждан на участие в местном самоуправлении органы и должностные лица местного самоуправления обязаны проводить обсуждение с гражданами проекта устава муниципального образования, поправок к нему путем опубликования (обнародования) проектов не позднее, чем за 30 дней до рассмотрения данного вопроса на заседании представительного органа местного самоуправления; сбор и учет предложений по проектам: проводить публичные слушания; обеспечить участие заинтересованных граждан в заседании представительного органа местного самоуправления по рассматриваемому вопросу. Порядок опубликования, сбора и учета предложений по проектам, проведения публичных слушаний, обеспечения участия заинтересованных граждан в заседании представительного органа местного самоуправления по рассматриваемому вопросу устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
3. По требованию граждан, составляющих не менее 2% от численности населения муниципального образования, проект устава муниципального образования должен быть принят на местном референдуме.
Статья 11. Народная правотворческая инициатива
1. Право населения на народную правотворческую инициативу осуществляется в соответствии с федеральным законом и уставом муниципального образования.
2. Правом на внесение нормативных правовых актов в органы местного самоуправления в порядке народной правотворческой инициативы обладают граждане, составляющие не более 1 процента от численности населения данного муниципального образования; собрания (сходы) граждан; а также органы территориального общественного самоуправления.
Статья 12. Опубликование нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее - акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления) подлежат обязательному опубликованию (обнародованию), кроме актов или отдельных их положений, содержащих информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Опубликование актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат опубликованию в средствах массовой информации, определяемых Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом, регламентирующем порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления должны быть опубликованы либо обнародованы не позднее 10 дней со дня их принятия (подписания) соответствующим органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления.
3. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования (обнародования) актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется представительным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом, регламентирующем порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
4. Акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, не опубликованные (не обнародованные) в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Не допускается ссылка на указанные акты при разрешении споров и конфликтных ситуаций.
5. Нарушение установленного порядка опубликования (обнародования) акта органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления может явиться основанием для признания данного акта не вступившим в силу.
6. Нормативный правовой акт органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления считается обнародованным, если он доведен до всеобщего сведения путем предоставления любому лицу доступа к тексту указанного документа в помещении, открытом для свободного посещения (библиотеки, дома культуры, образовательные учреждения и т.д.).
7. Должностное лицо местного самоуправления, ответственное за опубликование (обнародование) нормативного правового акта местного самоуправления, в случае нарушения срока и порядка опубликования (обнародования) привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
Статья 13. Об обращениях (жалобах) граждан в органы местного самоуправления
1. Каждый гражданин Российской Федерации вправе обратиться с заявлением (жалобой) в орган местного самоуправления и(или) к любому должностному лицу местного самоуправления, если считает, что действия (бездействия) и(или) решения органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и(или) последствия этих действий (бездействий) или решений нарушают его права, свободы, охраняемые законом интересы, создают препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод, законных интересов, незаконно возлагают обязанности и(или) незаконно привлекают к ответственности, а также при не предоставлении гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права, свободы, законные интересы, кроме случаев, когда указанные документы и материалы или отдельные их положения содержат информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Заявление (жалоба) может быть подана непосредственно гражданином либо его законным представителем.
3. Орган местного самоуправления и(или) должностное лицо местного самоуправления обязаны рассмотреть заявление (жалобу) в месячный срок и дать мотивированное письменное уведомление о действиях, предпринятых органом местного самоуправления и(или) должностным лицом местного самоуправления для удовлетворения заявления (жалобы) либо мотивированный письменный отказ в удовлетворении заявления (жалобы).
Если в течение месяца со дня подачи заявления (жалобы) не поступил ответ, гражданин вправе обратиться в суд по месту своего жительства, либо по месту нахождения органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления.
Статья 14. Обязательность предоставления населению муниципального образования информации в процессе формирования и исполнения бюджета муниципального образования
1. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие составление проекта бюджета на очередной финансовый год, обязаны опубликовать (обнародовать) следующие документы и материалы:
- прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;
- основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на очередной финансовый год;
- прогноз сводного финансового баланса муниципального образования на очередной финансовый год;
- адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год;
- план развития муниципального сектора экономики;
- структуру муниципального долга и программу внутренних и внешних заимствований;
- программу предоставления муниципальных заимствований на очередной финансовый год;
- оценку потерь бюджета муниципального образования от предоставленных налоговых льгот;
- оценка ожидаемого исполнения бюджета муниципального образования за текущий финансовый год;
- других документов и материалов, составление которых предусмотрено Уставом муниципального образования одновременно с проектом бюджета муниципального образования.
2. Не подлежат опубликованию (обнародованию) положения документов и материалов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Отчетность об исполнении бюджета
1. Орган местного самоуправления, в компетенции которого находится сбор, свод, составление и предоставление отчетности об исполнении бюджета муниципального образования обязан в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования или соответствующим нормативным правовым актом, обнародовать информацию по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета.
2. Представительный орган местного самоуправления информирует население муниципального образования о результатах проведения проверки отчета об исполнении бюджета муниципального образования, осуществленной представительным органом местного самоуправления, либо аудитом, либо органами государственной власти, а также о решении по отчету об исполнении бюджета муниципального образования, принятого после получения результатов проверки указанного отчета.
Статья 16. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
Б.Н.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.