Пояснительная записка к проекту федерального закона
"Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти"
Изменение экономических отношений в стране, развитие негосударственных форм собственности, усиление страховых принципов в социальной политике требуют реформирования системы социального страхования. В первую очередь это относится к формированию адекватной новым условиям правовой основы государственного социального страхования.
Из-за отсутствия российского законодательства обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности регулируется сейчас законодательством бывшего Союза ССР, многие нормы которого устарели. Недостаточными являются размеры пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и др.
Принятие федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти" позволит решить данную проблему.
В нем учтены основные положения вступившего в силу Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", что делает возможным выделить упомянутый вид страхования в общей системе государственного (обязательного) социального страхования, завершить формирование правовой базы этой системы, ввести единообразие применяемой в ней терминологии.
В законопроекте расширен круг лиц, подлежащих страхованию в обязательном порядке, за счет лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и лиц, осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду. Тем самым более полно реализуется социальное обеспечение граждан в случае болезни, материнства и других случаях, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
В проекте закона учтено предложение профсоюзов о сохранении зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности от общего стажа работы и о сокращении с трех до двух количества стажевых групп. Законопроектом предусматривается установить данное пособие в размере 80 процентов для работников со стажем работы до 15 лет и в размере 95 процентов для работников со стажем работы 15 и более лет. При этом одновременно повышен с 60 до 80 процентов нижний размер пособия.
В целях повышения заинтересованности страхователя в создании здоровых условий труда предлагается оплату первых трех дней нетрудоспособности работников вследствие заболевания осуществлять за счет средств работодателя.
Сохранено право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка с первого дня нетрудоспособности за лицами, ранее имевшими такое право. Данное право распространено и на лиц с низкими заработками, что позволяет усилить их социальную защищенность.
В проекте закона также конкретизированы страховые случаи и виды социального страхования, условия и размеры обеспечения по ним; сняты ограничения по заработку для пособий по временной нетрудоспособности, размеры пособий увязаны с прожиточным минимумом трудоспособного населения Российской Федерации, а не с минимальным размером оплаты труда.
В целях исключения многообразия правил расчета среднего заработка предлагается унифицировать их путем введения единых общих правил. Это безусловно скажется как на правильности расчетов сумм пособий, так и на загруженности бухгалтеров организаций.
Кроме того, в проекте закона упорядочены вопросы продолжительности выплаты пособий по уходу за больными детьми и их размеры, пособий по временной нетрудоспособности инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам от общего заболевания. Устранены ограничения для выдачи пособий по временной нетрудоспособности в связи с бытовой травмой искусственным прерыванием беременности.
В проекте закона предусматривается увеличить размер пособия по уходу за ребенком и выплачивать его в размере 50 процентов среднего заработка застрахованного, но не менее 170 рублей и не более 60 процентов прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
В целях предотвращения установления необоснованно высоких уровней оплаты труда и инициирования искусственного дефицита средств социального страхования, а также упорядочения выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам предусматривается установить их максимальный размер на уровне 7-кратного прожиточного минимума трудоспособного населения Российской Федерации. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, величина максимального размера пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов.
Ограничения максимального размера пособия по временной нетрудоспособности не распространяются на доноров, работающих инвалидов войны и ряд других категорий граждан.
Сокращается санаторно-курортное лечение застрахованных лиц и несовершеннолетних членов их семей в связи с приданием ему характера реабилитационного санаторно-курортного лечения после перенесенных операций и заболеваний, в том числе и в период ремиссии заболеваний.
Законопроектом предусмотрена защита прав застрахованных лиц на уровне организации через комиссии по социальному страхованию, а также в судебном порядке.
Законопроект дополнен статьями о регистрации страхователей и уплате страховых взносов. Изложенный в них порядок соответствует налоговому законодательству.
При подготовке проекта федерального закона учтена необходимость сохранения преемственности со сложившейся системой социального обеспечения, а также соответствия вводимых норм по своим подходам международному праву и конвенциям МОТ.
В связи с тем, что обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, материнству и на случай смерти регулируется также и другими законодательными актами, предусматривается одновременно с новыми условиями обеспечения пособиями, предусмотренными законопроектом, внести соответствующие изменения и дополнения в эти законодательные акты.
Реализация законопроекта без учета расходов, связанных с осуществлением социального страхования, по расчетам Фонда социального страхования Российской Федерации составит 4,9 процента от фонда оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы.
Расчет к проекту федерального закона
"Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти"
I. Исключение из оплаты первых трех дней болезни
1. Временная нетрудоспособность по причинам:
-------------------------------------------------------------------------
|Число случаев| Число |Число рабочих
| (тыс.) |календарных|(оплаченных)
| |дней (млн.)| дней (млн.)
-------------------------------------------------------------------------
по заболеваниям и несчастным слу- 28275 492 X
чаям на производстве
по профзаболеваниям 526 9 6
по уходу, карантину и санкурлече- 5607 50 X
нию
по абортам 218 1 X
Всего: 34626 552 393
-------------------------------------------------------------------------
|Случаев| Дней | Рублей
|(тыс.) | (млн.)| (млн.)
-------------------------------------------------------------------------
2. а) число случаев и дней временной нетрудоспо- 34712,0 395,8 X
собности, предусмотренные в проекте бюджета
на 2000 год
б) удельный вес по заболеваниям (исходя из 81,66 89,1 X
расчета в п.1)
(28275:34626х100)
(492:552х100)
в) число случаев и дней временной нетрудоспо- 28345,9 352,7 X
собности по заболеваниям
(34712:100х81,66)
(395,8:100х89,1)
3. Число дней временной нетрудоспособности, не Х 62,4 X
подлежащей оплате за счет социального страхо-
вания при 2,2 дня на 1 случай
(2,2х28345,9)
4. Число дней временной нетрудоспособности, под- Х 333,4 Х
лежащей оплате за счет социального страхова-
ния
(395,8-62,4)
5. Потребность средств (млн.руб.) Х Х 24584,9
(73,74х333,4)
6. Предусмотрено в бюджете на 2000-й год (млн. Х Х 29186,3
руб.)
7. Снижение расходов за счет исключения из опла- Х Х 4601,4
ты первых трех дней болезни (млн.руб.)
II. Переход к новым стажевым группам
-------------------------------------------------------------------------
| Число |Число кален-| Число рабочих
|случаев|дарных дней |(оплаченных) дней
| (тыс.)| (млн.) | (млн.)
-------------------------------------------------------------------------
1. Временная нетрудоспособность за 34626 552 393
1998 год
в расчете на 1 случай Х 15,9 11,4
в том числе:
в возрасте мужчин до 35 лет и жен-
щин до 39 лет; 17971 286 X
более старших возрастов 16655 266 X
2. Исходя из этого, количество дней временной нетрудоспособности,
подлежащих оплате в зависимости от продолжительности общего трудового
стажа и при условии оплаты первых 3-х дней нетрудоспособности
работодателем по проекту бюджета на 2000-й год, составит:
количество дней временной нетрудоспособности, 333,4 млн. дней
подлежащих оплате по проекту бюджета на 2000-й
год:
в том числе при продолжительности стажа работы:
до 15-ти лет (51,9%) 173,0 млн. дней
свыше 15-ти лет (48,1%) 160,4 млн. дней
3. Расчет средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности
при условии зависимости размера пособия от общего трудового стажа
Среднедневная заработная плата (руб.) 89,93
Расходы на выплату пособий по временной 26149,8
нетрудоспособности составят (млн.руб.) в том
числе при продолжительности стажа работы:
до 15-ти лет (млн.руб.) (89,93 руб. х 173,0 12446,3
млн.дней х 80%)
свыше 15-ти лет (млн.руб.) (89,93 руб. х 160,4 13703,5
млн.дней х 95%)
Расходы на выплату пособий по временной 24584,9
нетрудоспособности по действующим условиям и
оплатой 3-х дней работодателем (млн.руб.)
Отклонение (млн.руб.) +1564,9
III. Дополнительные расходы в связи с предоставлением льготы
отдельным категориям лиц при оплате пособия по временной
нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка с первого
дня утраты трудоспособности
1. Удельный вес лиц, имеющих льготы в общей 15
численности работающих (%)
2. Фонд оплаты труда за дни болезни (89,93 х 333,4) 29982,7
млн. руб.
3. Средний процент оплаты за период болезни к среднедневной 82,0
зарплате (%)
4. Дополнительные расходы (млн.руб.) 809,5
29982,7 х 15 х 100 - 82,0
-------------------------
100
IV. Снижение общих расходов на оплату пособий по временной
нетрудоспособности при ограниченности месячного пособия 7-кратным
прожиточным минимумом
1. Максимальный месячный размер пособия (1380,0х7) (руб.) 9660,0
2. Расчетная численность работающих, получающих 501,0
месячную зарплату выше установленного максимума по
оплате больничного листа (1%) (тыс.чел.)
3. Расчетная среднедневная зарплата (руб.) 480,8
(10000:20,8)
4. Максимальный размер дневного пособия (руб.) 464,4
(9660,0:20,8)
5. Разница в оплате (руб.) (480,8-464,4) -16,4
6. Число оплаченных дней указанной категории работающих 3416,8
682,0*(1) х 501
---------------
100 (тыс. дн.)
7. Расчетное снижение общих расходов по временной 56,0
нетрудоспособности при размере пособия равного
100% заработка - (16,4х3416,8) (млн.руб.)
8. Реальное снижение общих расходов по временной 45,9
нетрудоспособности с учетом отношения среднего
размера дневного пособия к дневной заработной
плате (82%) (млн.руб.)
V. Расчетное увеличение расходов при условии, что размер пособия из
расчета за полный календарный месяц у застрахованных лиц, имеющих
средний заработок, превышающих прожиточный минимум, не может
быть менее прожиточного минимума
1. Расчетная численность работающих, получающих 4540,0
заработную плату в пределах от 1380 до 1683 руб.
(1380:82%) (тыс.чел.)
2. Размер дневного пособия, рассчитанный из 66,35
прожиточного минимума (1380:20,8) (руб.)
3. Расчетная среднедневная заработная плата 72,11
(1500,0:20,8) (руб.)
4. Расчетный размер дневного пособия (72,11х82,0%) 59,13
(руб.)
5. Превышение размера дневного пособия, 7,22
рассчитанного, исходя из прожиточного минимума
(66,35-59,13) (руб.)
6. Число оплаченных дней (млн.дн.) 31,0
682,0х4540,0
------------
100
7. Расчетное увеличение расходов (млн.руб.) 223,8
(7,22х31,0)
VI. Расчетное увеличение расходов по временной нетрудоспособности
при сохранении 100% оплаты с первого дня нетрудоспособности для
работающих, получающих заработную плату, не превышающую прожиточного
минимума
1. Расчетная численность работающих, получающих 20500,0
заработную плату до прожиточного минимума (41%)
(тыс.чел.)
2. Расчетный фонд оплаты труда указанной категории 270,6
работающих (млрд.руб.) (20,5х1100х12)
3. Расчетная среднедневная заработная плата (руб.) 52,59
(270600,0 млн.руб.:20500,0 тыс.чел.:251 дн.)
4. Число оплаченных дней (млн. дней) 139,8
682,0х20500,0
--------------
100
из них подлежит оплате в размере 80% среднедневной
заработной платы в зависимости от
продолжительности стажа работы:
(130,4х51,9):100 72,6
(130,4х48,1):100 67,2
5. Расчетное увеличение расходов (52,59х20:100х72,6)+ 940,3
(52,59х5:100х67,2) (млн.руб.)
VII. Расчетное снижение расходов на оплату пособий по беременности и
родам при ограничении максимального размера пособия 7-кратным размером
прожиточного минимума
1. Максимальный месячный размер пособия (руб.) 9660,0
2. Расчетная численность работающих женщин, ползающих 100,0
месячную зарплату выше установленного максимума по
оплате пособия по беременности и родам (тыс.
чел.)
3. Расчетная среднедневная их зарплата (руб.) 480,76
4. Максимальный размер дневного пособия (руб.) 464,42
(9660,0:20,8)
5. Разница в оплате (руб.) (480,76-464,42) -16,34
6. Число оплаченных дней указанной категории 250,0
работающих (тыс. дней) (250,0х100):100
7. Расчетное снижение общих расходов по беременности 4,1
и родам (млн.руб.) (16,34х250,0)
Объем средств в расчете на 2000-й год, необходимых
для обеспечения выплаты пособий, составляет:
по временной нетрудоспособности 28077,5 млн.руб.
(24584,9+1564,9+809,5-45,9+223,8+940,3)
по беременности и родам составляют 3477,1 млн.руб.
(3481,4-4,3)
VIII. Расходы на другие виды пособий
на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет 6660,0 млн.руб.
(600,0 руб. х 11,1 млн. выплат),
на выплату пособий при рождении ребенка (1380,0 4554,0 млн.руб.
руб. х 3 раз х 1,1 млн. выплат х 1,14)
на возмещение стоимости гарантированного перечня 207,5 млн.руб.
услуг и социального пособия на погребение (83,49
руб. х 10 раз х 218,0 тыс. выплат) х 1,14 88,3 млн.руб.
на выплату пособий при постановке на учет в
медицинских учреждениях в ранние сроки
беременности (1380,0 руб. х 0,2 х 0,32 млн.
выплат)
Итого: 11509,8 млн.руб.
Объем средств в расчете на год, необходимых для обеспечения выплаты
всех пособий по социальному страхованию с учетом норм проекта бюджета
Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000-й год,
составит 43064,4 млн. руб. (28077,5+3477,1+11509,8)
Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации на
выплату пособий с учетом проекта федерального закона "Об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с
материнством и на случай смерти" (при условии оплаты первых трех дней
временной нетрудоспособности за счет работодателя) составляют:
-------------------------------------------------------------------------
| млн.руб. | в процентах к
| | ФОТ
-------------------------------------------------------------------------
1. На выплату пособий по временной 28077,5 2,77
нетрудоспособности
2. На выплату пособий по беременности и родам 3477,1 0,34
3. На выплату других видов пособий 11509,8 1,14
Всего 43064,4 4,25
IX. На реабилитационное санаторно-курортное лечение
Объем средств на санаторно-курортное лечение зависит от размера
тарифа страховых взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации.
Федеральным законов "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования на 2000 год" тариф страховых
взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации сохранен в
размере 5,4 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме,
начисленных в пользу работников по основаниям независимо от источника
финансирования.
Учитывая это, возможно сохранить в 2000 году количество
приобретаемых путевок на санаторно-курортное лечение на уровне бюджета
1999 года и выделить в этих целях до 12 млрд. рублей.
----------------------------------
* Показатель дней временной нетрудоспособности на 100 работающих,
подлежащих оплате за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.