Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке
и государственной научно-технической политике"
- Отмечая особую значимость и важность Закона о науке и государственной научно-технической политике, полагаем, что он нуждается в некоторых изменениях, уточнениях и дополнениях с целью повышения необходимой полноты охвата проблемы и ее конкретизации.
На наш взгляд, закон носит декларативный характер, поскольку права и обязанности субъектов научной и научно-технической деятельности изложены описательно и, соответственно, механизм их реализации неконкретизирован и подробно не разработан.
В законе ничего не сказано о задачах, стоящих перед государством в сфере научной и научно-технической деятельности, возможно, поэтому не создается и достаточно целостного представления о том, какие процессы в этой сфере наиболее актуальны, какие направления фундаментальных, поисковых и прикладных исследований являются приоритетными и почему они нуждаются в нормативном обеспечении.
Именно закон, а не иные подзаконные акты должен содержать ответы на указанные вопросы.
Есть целый ряд серьезных замечаний по отдельным статьям и пунктам Закона. Так, в целях исключения каких-либо недоразумений и предупреждения усиления напряженности между Федеральным центром и субъектами Федерации следует более четко определить их компетенцию в вопросах финансирования научно-исследовательской базы. Остаются неурегулированными вопросы, касающиеся создания общедоступной сети научно-технической и коммерческой информацией.
Отдельные положения закона, такие, например, как упоминание о том, что "... определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов" (статья 13, пункт 3), явно недостаточны.
Нечетко сформулирован абзац 3 статьи 3, пункт 1, поскольку вызывает дополнительные вопросы, на которые законодатель не дает ответа. В частности, каковы границы риска в научной и (или) научно-технической деятельности и что понимать в таком случае под "обоснованным риском". Вызывает замечания и абзац 4 этой же статьи. Законодатель ограничил свободу доступа к научной и научно-технической информации применительно к государственной, служебной или коммерческой тайне. Однако законодательство знает и иные виды тайн, например, банковские и другие, которые в определенной мере и степени также могут затрагивать интересы личности, общества и государства. Наконец, закон об информации, информатизации и информационной деятельности предусматривает понятие сведений конфиденциального характера, о которых в данном случае умалчивается.
Следует уточнить редакцию абзаца 3, пункт 1, статьи 4, в части компетенции вышестоящей аттестационной комиссии и суда, поскольку указанное инстанции вправе не только отменять решения, но и изменять их либо оставлять их в силе.
В виду расплывчатости формулировки вызывает неясность и абзац 4, пункта 1, статьи 4, где идет речь о праве на занятие предпринимательской деятельностью, "не запрещенной законодательством Российской Федерации". Уместно в этом случае вспомнить об очень демократичной расхожей фразе: "дозволено все, что не запрещено законом".
На наш взгляд, перечень обязанностей научного работника, предусмотренных Статьей 4, пункт 5 закона, является весьма ограниченным и нуждается в доработке.
Недостаточно единственного требования объективности при оценке проведенных экспертиз. Следует четко указать критерии оценки научных, научно-технических программ, проектов, иных видов деятельности, ясно и понятно изложить вопросы ответственности лиц за конкретные результаты своей деятельности.
Поскольку в пункте 6 и 7 идет речь о правах научных работников, то их следовало изложить в пункте 4, статьи 4 закона.
В частности, в статье 14, пункт 2, где идет речь о независимых экспертизах, неясно, что понимать под этим термином, на каких правовых основаниях они назначаются и проводятся, каков их статус, компетенция, какова ответственность лиц, участвующих в их проведении, насколько юридически значимы заключения.
На наш взгляд следует подчеркнуть, какие экспертизы, по каким проблемам проводятся за счет средств федерального бюджета, либо бюджета (бюджетов) субъектов федерации, либо финансируются совместно.
Указание в пункте 5 этой же статьи о том, что в "экспертизе не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах" явно недостаточно, поскольку неясно, что понимать под "личной заинтересованностью". Кроме того немаловажное значение имеет опыт практической деятельности, квалификация эксперта и наличие специальных познаний в той или иной сфере, а равно перечень прав, обязанностей и ответственности лица, производящего экспертизу.
На наш взгляд нуждается в уточнении пункт 7, статьи 15, поскольку неясно, что понимать "под источниками, незапрещенными законодательством Российской Федерации". Кто, как, на каких основаниях и в каком порядке устанавливает перечень разрешенных и запрещенных источников (финансирования и существует ли таковой вообще, каковы критерии разграничения дозволенного о недозволенного, из текста закона не вытекает.
В целом закон требует существенной доработки. Учитывая его особую значимость и важность, прелагается создать специальную комиссию Государственной Думы, возглавить которую должен один из заместителей председателя Комитета по образованию и науке. Однако это уже работа Государственной Думы следующего созыва.
Настоящий законопроект вносится с целью обеспечения необходимой полноты и конкретности отражения в системе правового регулирования отношений в науке и государственной научно-технической политике.
Принятие данного законопроекта не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон"
"О науке и государственной научно-технической политике"
Для реализации вносимого законопроекта дополнительных расходов за счет Государственного бюджета Российской Федерации не требуется.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене,
изменению или дополнению в случае принятия данного закона.
Принятие проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон" "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует отмены, изменения или дополнения других нормативных документов.
Депутат Государственной Думы |
Попов В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.