Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в статью 8 Закона Российской Федерации
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Предприятиями нефтегазового комплекса, расположенными на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивается 90 процентов общероссийской добычи газа и 15 процентов добычи нефти. Общая протяженность магистральных нефте-, газо-, конденсатопроводов составляет 10980 километров, действует 18 компрессорных станций, 7 нефтеперекачивающих станций и 34 установки комплексной подготовки газа. Безопасное функционирование этих предприятий и объектов имеет стратегическое значение для Российской Федерации.
Между тем, в последние пять лет, после упразднения режима пограничной зоны обстановка в автономном округе резко обострилась. Неконтролируемый приток мигрантов из других регионов России и стран СНГ, реструктуризация РАО "Газпром" и закрытие в связи с этим ряда предприятий, отсутствие достаточного количества рабочих мест, перенаселение, высокие затраты на жизнеобеспечение осложняют социально-политическую и криминогенную обстановку. Создается реальная угроза акций диверсионного характера, что может привести к аварийной обстановке на объектах нефтегазового комплекса.
Для безопасного функционирования объектов нефтегазового комплекса необходим особый режим охраны, включающий специальные условия проживания граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).
Реализация названного права может сопровождаться введением обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными статьями 55 (часть 3) и 56 Конституции Российской Федерации.
Правовой режим ограничений прав и свобод граждан может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Так же и согласно части третьей статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.
Соответственно положение части второй статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежат расширительному толкованию.
Учитывая вышеизложенное, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа разработала настоящий проект федерального закона, предусматривающий внесение в статью 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дополнительного основания ограничения прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Настоящий проект федерального закона направлен на законодательное закрепление на федеральном уровне возможности установления на отдельных территориях и в населенных пунктах особого порядка въезда и постоянного проживания, что позволяет более эффективнее осуществлять регулирование миграционных процессов, как в Ямало-Ненецком автономном округе, так и в других субъектах Российской Федерации.
Заместитель председателя Государственной
Думы Ямало-Ненецкого автономного округа |
Е.Л.Керпельман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.