Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О едином порядке осуществления деятельности и отчетности
некоммерческих организаций и о внесении изменений и дополнений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Закон призван обеспечить более четкое разграничение понятий "уставная" и "предпринимательская" деятельность, "целевые" и "иные" доходы некоммерческих организаций (НКО), повысить прозрачность финансовой отчетности НКО за счет введения специальной формы бухгалтерской отчетности и увеличить возможности контроля расходования средств НКО со стороны всех заинтересованных лиц (учредителей, членов, попечительских советов, государственных органов). Налогообложение НКО предлагается сделать более логичным и справедливым, а также более тесно увязанным со спецификой деятельности НКО и с другими, не налоговыми, законами, регулирующими их деятельность.
Изменения в целом не направлены на предоставление некоммерческим организациям дополнительных льгот, а призваны упорядочить определение налогооблагаемой базы в случае, если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность помимо основной некоммерческой деятельности.
Принятие закона позволит решить накопившиеся проблемы действующей системы отчетности и налогообложения некоммерческих организаций, такие как:
1. Отсутствие четкого разделения некоммерческой (уставной) деятельности и предпринимательской деятельности НКО. Это приводит к тому, что если НКО одновременно с уставной деятельностью хоть раз "замечены" в предоставлении, например, услуг по льготным расценкам ниже себестоимости или продаже детских поделок (что расценивается как предпринимательская деятельность), возникает опасность налогообложения целевых поступлений в НКО (взносов, пожертвований и т.д.) и начисления "виртуальных" налогов на собственную безвозмездную деятельность. В результате добросовестные НКО вынуждены отказываться от попыток самостоятельно обеспечить необходимый минимум доходов для ведения своей уставной деятельности, что приводит к отсутствию стабильности их работы и снижает ее эффективность.
2. С другой стороны, такая неопределенность приводит к тому, что недобросовестные лица, используя статус НКО, могут уводить фактически предпринимательские доходы от налогообложения, выдавая, например, выручку от реализации услуг за якобы членские взносы. Непрозрачность финансовой отчетности и отсутствие отлаженных механизмов государственного и общественного контроля за соответствием деятельности НКО ее уставу позволяет таким дельцам безнаказанно заниматься такими операциями, что бросает тень на весь некоммерческий сектор.
В случае принятия закона повысится стабильность и качество работы некоммерческих организаций, более эффективно будут решаться многочисленные социальные проблемы и уменьшится нагрузка на государственный бюджет, появится возможность перейти от "раздачи льгот" к стимулированию реального социального развития, основанного на инициативах граждан.
Предлагаемый законопроект не потребует дополнительных бюджетных расходов и не приведет к уменьшению доходов бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О едином порядке осуществления деятельности и отчетности
некоммерческих организаций и о внесении изменений и дополнений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат на введение изменений в налоговое законодательство РФ, предусмотренных проектом федерального закона "О едином порядке осуществления деятельности и отчетности некоммерческих организаций и о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведен по каждому предлагаемому изменению на основе данных Госкомстата РФ и специальных исследований.
По данным Госкомстата России на 31.12.99 г. в РФ зарегистрировано более 200000 неправительственных некоммерческих организаций (НКО), из которых реально решающими наиболее острые социальные проблемы является примерно 45000 организаций.
В соответствии с действующим законодательством плательщиками большинства налогов являются только НКО, ведущие предпринимательскую деятельность.
По данным специальных исследований из общего числа НКО, предпринимательскую деятельность ведут не более 15% организаций.
1. Внесение дополнений в статью 39 части первой НК РФ в соответствии со ст.7.1 законопроекта не влечет за собой бюджетных расходов, т.к. не меняет сложившуюся в настоящее время ситуацию, а лишь приводит в соответствие друг с другом положения НК РФ.
2. Внесение дополнений в статью 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" в соответствии со ст.7.2 законопроекта не влечет за собой бюджетных расходов, т.к. не меняет сложившуюся в настоящее время ситуацию, а лишь приводит в соответствие друг с другом требования налогового законодательства РФ.
3. Внесение изменений в статью 2 закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не влечет за собой бюджетных расходов, т.к. не меняет сложившуюся в настоящее время ситуацию, а лишь обеспечивает конкретность и ясность в применении положений действующего законодательства и норм, закрепленных в Инструкциях Министерства по налогам и сборам.
По сравнению с действующими в настоящее время нормами предлагается не взимать налог на прибыль с доходов, образующихся в результате переоценки целевых средств и приравненных к ним поступлений в иностранной валюте при изменении курса рубля и с доходов, образующихся в результате реализации иностранной валюты по курсу, превышающему курс ЦБ РФ. Так как НКО не имеют возможности списывать убытки от роста цен на товары и услуги, запланированные сметами выполняемых программ и проектов, то в действительности названные суммы доходов являются условными и носят конфискационный характер.
4. Внесение изменений в статью 4 закона РФ "О налоге на имущество предприятий" не влечет за собой бюджетных расходов, т.к. не меняет сложившуюся в настоящее время ситуацию, поскольку реально платят налог на имущество только НКО, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а предлагаемые изменения касаются только организаций не занимающихся предпринимательской деятельностью.
Таким образом, полная сумма расходов федерального бюджета при внесении изменений в налоговое законодательство в соответствии с предложениями законопроекта значительно ниже, чем сумма поступлений в бюджет в связи с расширением деятельности НКО.
Следует отметить, что оценка итогового результата проведена по верхней границе, поскольку не учитывает того факта, лица, лишившиеся работы в связи с закрытием организаций, должны получать от государства соответствующие пособия. Кроме того, социальные группы, получающие от НКО безвозмездную помощь, после их закрытия становятся потребителями бюджетных ресурсов, за счет которых должны будут оплачиваться соответствующие социальные услуги.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению
и дополнению в связи с принятием данного законопроекта
Изменения в действующие законодательные акты (Законы Российской Федерации "О некоммерческих организациях", "О бухгалтерском учете", Налоговый Кодекс РФ, Часть 1, "О налоге на добавленную стоимость", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на имущество предприятий") представлены непосредственно в тексте вносимого законопроекта.
Подготовлено 16.02.2000 членами экспертной группы Общероссийской коалиции некоммерческих организаций "За справедливое налогообложение НКО" к.э.н. О.В.Макаренко и Г.Д.Джибладзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.