И.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Тыва Канзай А.А., рассмотрев жалобу Т. на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 марта 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица Т.
УСТАНОВИЛ:
руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее также - Служба) С. 02 октября 2018 года было вынесено постановление N, которым должностное лицо Т, занимавшая на тот момент должность министра труда и социальной политики Республики Тыва, была признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Названное постановление было обжаловано Т. в Кызылском городском суде Республики Тыва и оставлено без изменения решением от 19 марта 2019 года.
Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 24 июня 2019 года указанное решение Кызылского городского суда Республики Тыва оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными постановлениями, Т. обратилась в Верховный Суд Республики Тыва с жалобой в порядке ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, в которой просила их отменить со ссылкой на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и выразившегося в нецелевом использовании средств республиканского бюджета в сумме 30 000 рублей. Кроме того, Т. указала на то, что судами не были выяснены следующие обстоятельства: какими образом были возмещены командировочные расходы, для какой цели работник министерства А. была направлена на конференцию и какова тема конференции. Вопреки положениям ст. 28.7 КоАП РФ по данному делу об административном правонарушении административное расследование не проводилось, определение о его проведении руководителем Службы не выносилось. В жалобе Т. отмечает, что она не была извещена надлежащим образом о рассмотрении дела, поскольку соответствующее определение, направленное Службой посредством почтового отправления, не было ею получено.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Службы от 29 мая 2018 года N 63 "О назначении внеплановой выездной проверки" в министерстве труда и социальной политики Республики Тыва работниками Службы была проведена внеплановая выездная проверка на предмет целевого и эффективного использования денежных средств, направленных на реализацию мероприятий республиканской комплексной программы "Смогу жить самостоятельно" на 2016-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 12 мая 2016 года N 161.
По результатам проверки работниками Службы составлен акт от 16 августа 2018 N 63.
В акте проверки указано (стр. 21 акта), что раздел 5 "Формирование структуры сопровождения выпускников интернатных учреждений системы социального обслуживания Республики Тыва по месту работы и проживания" республиканской комплексной программы "Смогу жить самостоятельно", предусматривает проведение следующих мероприятий: изучение положительного опыта других регионов и реализация технологии по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов, проживающих самостоятельно, в течение первого года после достижения ими возраста 18 лет; проведение мониторинга качества жизни выпускников интернатных учреждений в течение первого года их самостоятельного проживания. Из паспорта данной программы следует, что помимо названного, к данным мероприятиям относится оказание медико-социальной, консультативной, психологической помощи выпускникам интернатного учреждения для детей-инвалидов системы социального обслуживания Республики Тыва, проживающим самостоятельно, а также их родителям (опекунам) и другим лицам, совместно проживающим с ними.
В целях реализации вышеприведенных мероприятий 08 декабря 2017 года Т, занимавшая на тот момент должность министра труда и социальной политики Республики Тыва, подписала приказ N 76 о направлении А, начальника управления социального развития, в командировку в г. Москву для участия во Всероссийской конференции Министерства экономического развития Российской Федерации "Межсекторное взаимодействие в социальной сфере" в период с 12 по 17 декабря 2017 года.
Как видно из авансового отчета А, сумма понесенных ею фактических командировочных расходов составила 67 431 рубль. Данная сумма была возмещена А. в полном объеме, в том числе за счет средств республиканского бюджета в сумме 30 000 рублей, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных разделом 5 республиканской комплексной программы "Смогу жить самостоятельно".
По мнению работников Службы, проводивших проверку, изложенное является нарушением пунктов 1 и 2 ст. 85 БК РФ, ст. 7 закона Республики Тыва от 30 декабря 2016 года N 245-ЗРТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и раздела 5 республиканской комплексной программы "Смогу жить самостоятельно", поскольку согласно паспорту данной программы исполнителем мероприятий, предусмотренных разделом 5, является не министерство, а ГБУ РТ "Дерзиг-Аксынский интернат".
По мнению работников Службы, проводивших проверку, возмещение командировочных расходов работника министерства А. в размере 30 000 рублей является нарушением порядка расходования средств республиканского бюджета.
Уведомлением от 07 сентября 2018 года должностное лицо Т. была извещена о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что удостоверено её личной подписью.
Главным контролером-ревизором Службы М. 18 сентября 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица Т.
Определением руководителя Службы С. от 21 сентября 2018 года рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 02 октября 2018 года, копия определения была направлена Т. посредством почтового отправления по адресам места её жительства и работы.
Руководителем Службы С. 02 октября 2018 года было вынесено постановление N, которым должностное лицо Т, занимавшая на тот момент должность министра труда и социальной политики Республики Тыва, была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Данное постановление было обжаловано Т. в Кызылском городском суде Республики Тыва и оставлено без изменения решением суда от 19 марта 2019 года. Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 24 июня 2019 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 марта 2019 года оставлено без изменения.
Обжалуя судебные постановления в порядке ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, Т. ссылается на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, в обоснование чего приводит следующие доводы.
В письме заместителя министра Минэкономразвития России от 03 ноября 2017 года, направленном в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Комплекса мер, направленных на обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, было указано о проведении 15 декабря 2017 года в г. Москве Всероссийской конференции Министерства экономического развития Российской Федерации "Межсекторное взаимодействие в социальной сфере". На данную конференцию были приглашены, помимо прочего, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, социально ориентированных некоммерческих организаций. В приглашении было отмечено, что конференция будет посвящена обмену наиболее успешными практиками в рамках реализации плана мероприятий "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере" и Комплекса мер, направленных на обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы.
Т. указывает на то, что А. являлась начальником управления социального развития министерства труда и социальной политики Республики Тыва, в связи с чем могла посетить конференцию в качестве представителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, Т. полагает, что с учетом темы конференции ее должен был посетить именно работник министерства, а не ГБУ РТ "Дерзиг-Аксынский интернат". Вместе с тем каких-либо доводов в обоснование своей позиции Т. не привела, в связи с чем данное указание судом признается несостоятельным.
При этом, как верно указано об этом в постановлении руководителя Службы от 02 октября 2018 года N и обжалуемых судебных актах, согласно паспорту республиканской комплексной программы "Смогу жить самостоятельно" непосредственным исполнителем всех указанных в разделе 5 программы мероприятий является ГБУ РТ "Дерзиг-Аксынский интернат" (л.д. 195, 196), а не управление социального развития или министерство.
Как видно из п. 5.1 годового отчета о целевом использовании гранта, полученного министерством труда и социальной политики Республики Тыва для реализации республиканской комплексной программы "Смогу жить самостоятельно", на проведение мероприятий по изучению положительного опыта других регионов и реализации технологии по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов, проживающих самостоятельно, в течение первого года после достижения ими возраста 18 лет было выделено 30 000 рублей собственных привлеченных средств министерства (л.д. 56).
Согласно представленной информации (п. 5.1) о расходовании средств на реализацию республиканской комплексной программы "Смогу жить самостоятельно" на 2016-2017 года за счет республиканского бюджета на проведение указанного мероприятия израсходовано 30 000 рублей путем возмещения А. командировочных расходов с указанием на то, что ею был изучен опыт работы психоневрологического дома-интерната N 15 г. Москвы (л.д. 61).
Последнее, по своей сути, является одним из мероприятий, относящихся к изучению положительного опыта других регионов, и в соответствии с республиканской комплексной программой "Смогу жить самостоятельно" должно было быть исполнено работниками ГБУ РТ "Дерзиг-Аксынский интернат". Следовательно, возмещение А. командировочных расходов в сумме 30 000 рублей за счет средств республиканского бюджета нельзя признать целевым использованием выделенных денежных средств.
С учетом изложенного суд соглашается с выводами судебных постановлений и не усматривает оснований для их отмены, поскольку действия должностного лица Т. содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в нарушение ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование по данному делу не проводилось, подлежат отклонению, поскольку в данной статье указано на то, что административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 КоАП РФ. В рассматриваемом деле необходимость в проведении экспертизы или совершении процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, отсутствовала.
Несостоятельны доводы жалобы о том, что Т. была извещена ненадлежащим образом о рассмотрении дела. Как видно из материалов дела, определением руководителя Службы С. от 21 сентября 2018 года рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 02 октября 2018 года. Копия определения была направлена Т. посредством почтового отправления по адресам места её жительства и работы, при этом конверт, направленный по адресу места жительства Т. был возвращен отправителю.
Обращаясь с надзорной жалобой, Т. указала тот же адрес места жительства. Вместе с тем определение о принятии надзорной жалобы, направленное ей по данному адресу заказными письмом с уведомлением, возвратилось в суд за с истечением срока его хранения.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 марта 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица Т, занимавшей должность министра труда и социальной политики Республики Тыва, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя
Верховного Суда Республики Тыва А.А. Канзай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.