Пояснительная записка к проекту федерального закона
"Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование"
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об образовании" государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Данный Федеральный закон направлен на создание действенной правовой и экономической базы, конкретных норм и механизмов реализации государственных гарантий по обеспечению указанных конституционных прав граждан на общее образование.
Подавляющее большинство граждан получает общее образование в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Настоящий закон имеет основной своей целью развитие правовой и экономической основы эффективного функционирования российской школы. При этом закон ориентирован на реализацию принципа приоритетности образования и на радикальное изменение ситуации, сложившейся за последние годы в системе школьного образования.
Настоящий закон устанавливает нормы, необходимые для реализации ряда принципов, заложенных Федеральным законом "Об образовании", но не осуществленных с момента его принятия (ни в первой редакции 1992 года, ни в действующей редакции). В основе законопроекта - системное решение трех взаимосвязанных ключевых проблем: определение государственных стандартов общего образования; установление структуры и механизма нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений; создание четкой схемы межбюджетных отношений, которая позволяет регионам и муниципальным образованиям Российской Федерации выполнять свои обязательства по отношению к находящимся в их ведении общеобразовательным учреждениям, а также обеспечивает защиту средств, предназначенных на бюджетное финансирование общего образования, от нецелевых расходов.
Законопроект вводит ряд принципиальных новаций, установление и реализация которых насущно необходимы российской школе.
1. Законодательно определяется государственный стандарт общего образования, с указанием конкретных изучаемых образовательных областей и общих объемов их освоения - 10.250 учебных часов (за базу взяты, в целом, существующие на сегодня объемы учебных планов школ и действующие санитарные нормы), в том числе 7.500 учебных часов - на федеральный компонент образовательного стандарта (при этом законодательно закрепляется дополнительное финансирование в объеме 1.475 учебных часов, необходимое для деления классов на подгруппы при изучении отдельных предметов).
В целях снижения значительных перегрузок учащихся проводится некоторое сокращение (примерно на 8-9%) общеобязательного объема школьной нагрузки, по сравнению с имеющимися на сегодня объемами максимальной школьной нагрузки. При этом снижение обязательной, требуемой стандартом нагрузки, не влечет сокращения фактических объемов финансирования зарплаты педагогов. Тем самым решается одна из глубинных и до сих пор не решенных проблем школы - когда учителя экономически заинтересованы в росте учебной нагрузки и, соответственно, в дальнейшей перегрузке учащихся.
2. В рамочном виде формулируются основные характеристики восьми образовательных областей, входящих в государственный образовательный стандарт, и определяется учебное время, отводимое на их освоение в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта по ступеням общего образования (в начальной, основной и старшей школе).
3. Определяются, по ступеням обучения, учебное время, отведенное на освоение национально-регионального компонента образовательного стандарта, и время, передаваемое в непосредственное ведение общеобразовательного учреждения ("школьный компонент"), что является одним из важных факторов сохранения и углубления вариативного образования.
4. В целях устранения существующей значительной перегрузки учащихся определяются нормативы предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки и максимальные (предельные) нормы общей учебной нагрузки, включая сюда и обязательные домашние задания.
5. Законодательно устанавливается срок полного общего (среднего) образования; определяется, что изменение этого срока - например, на 12 лет - возможно только путем принятия федерального закона.
6. Вводится профильность обучения в старших классах общеобразовательных учреждений, устанавливаются четыре основных профиля: универсальный, гуманитарный, естественно-математический, технологический. Реализация профильного обучения в старшей школе по выбору учащихся осуществляется за счет одновременной разгрузки инвариантного компонента общего образования на этой ступени, что создает реальную основу для развития вариативного образования в старших классах. При этом на общеобязательную и профильную части обучения здесь выделяются равные объемы аудиторной учебной нагрузки. Для выявления склонностей и интересов учащихся и для облегчения выбора профиля обучения в старших классах, начиная с 8 класса в основной школе вводятся учебные предметы (курсы) по выбору.
Прямо определяется, что успешное завершение образования в старшей школе является достаточным условием для продолжения образования, в том числе на уровне высшего профессионального образования. Тем самым упраздняется имеющаяся на сегодня кардинальная "неполноценность" итоговых школьных оценок и устанавливается порядок (существующий практически во всех развитых странах), когда полного среднего образования достаточно для поступления в вузы - либо прямо на основании выпускных оценок, либо через общенациональную систему тестирования.
7. Устанавливается порядок определения основ содержания общего образования, раскрывающий не реализованное понятие "обязательный минимум содержания" из 7-ой статьи закона "Об образовании". Устанавливается порядок определения уровня подготовки выпускников, конкретизирующий формулировки из той же статьи того же закона об установлении конкретных требований к уровню подготовки выпускников. Таким образом, изменяется ситуация, когда "обязательный минимум содержания" (то есть элементы знаний по множеству учебных предметов), и "требования к уровню подготовки выпускников" (то есть те или иные многочисленные тестовые измерители) должны утверждаться законом. Опыт последних семи лет ясно показал нерелеезуемость и ненужность такого подхода. Поэтому предлагается законодательно утверждать только соответствующую оптимальную процедуру. Таким образом, в первой главе законопроекта комплексно реализуется концепция рамочного и вариативного государственного образовательного стандарта, обеспечивающего, с одной стороны, единство образовательного пространства страны и, с другой стороны, не выступающего в качестве фактора унификации школы и барьера на пути вариативного образования.
8. Вводится и раскрывается понятие нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. За основу определения норматива принимается фонд заработной платы работников образовательного учреждения, при этом структурой норматива предусматривается соотнесенное с фондом оплаты труда финансирование учебных и прочих текущих расходов на материально-техническое и социально-бытовое обеспечение условий образовательного процесса. Вводятся и раскрываются понятия федеральных, региональных и муниципальных (местных) нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений.
9. Предлагается новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений - по аналогии с величинами и схемами исчисления заработной платы муниципальных служащих (при этом, однако, не затрагиваются такие профессионально установившиеся нормы в сфере образования, как отпуск педагогических работников и пенсия по выслуге лет). Данный подход может быть использован для изменения существующей системы оплаты труда учителей и может быть распространен, по аналогии, на работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Реализация данной схемы оплаты труда позволяет существенно повысить заработную плату работников образования названных выше категорий.
10. Вводится понятие и система целевых бюджетных общеобразовательных фондов (бюджетных счетов) - федерального, региональных и муниципальных - для финансирования общеобразовательных учреждений, в соответствии с нормативами бюджетного финансирования, устанавливаемыми настоящим законом. Определяются прямые источники наполнения данных фондов, не требующие введения новых налогов или сборов. Тем самым вводится механизм обеспечения государственных гарантий нормативного финансирования школы - не по остаточному принципу, а по реальной и законодательно определенной потребности, а также механизм защиты бюджетных средств, выделяемых на финансирование общего образования, от нецелевых расходов.
Принятие предлагаемого федерального закона укрепляет правовые и финансовые основы обеспечения конституционных прав граждан на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Данный законопроект был инициирован депутатами фракции "ЯБЛОКО" Государственной Думы РФ на основе идей, выдвинутых представителями педагогической общественности (Форум "Российская школа", Федеральный институт планирования образования, Академия администраторов образования, Объединение "Образование для всех").
В разработке законопроекта участвовали:
С.В.Иваненко, С.С.Митрохин, А.В.Шишлов - депутаты Государственной Думы,
А.А.Пинский - директор школы 1060, координатор Форума "Российская школа",
Э.Д.Днепров - академик РАО,
Е.А.Бунимович - депутат Мосгордумы, учитель школы 710,
М.Л.Левицкий - декан экономического факультета Московского государственного педагогического института,
М.М.Мусарский - директор Центра экономики образования МПУ
Н.П.Степченков - председатель Комитета по управлению системой образования Балашихинского района Московской области,
В.В.Фирсов- председатель Объединения "Образование для всех",
М.С.Митькина - эксперт Объединения "Яблоко",
С.Н.Хурсевич - к.э.н., начальник отдела Министерства экономики.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование"
Финансирование конституционных гарантий прав граждан, обеспечиваемых за счет бюджетной системы в Российской Федерации, крайне осложнено существенной социально-экономической и природно-географической дифференциацией регионов. В этих условиях единые правила налогово-бюджетных отношений ведут к тому, что при незначительном налоговом потенциале соответствующего бюджета на него могут быть возложены большие расходные полномочия и, наоборот, на бюджет с большим налоговым потенциалом могут приходиться относительно небольшие расходные полномочия. Данное обстоятельство выдвигает на первый план необходимость формирования механизма финансовой поддержки бюджетов, которые не способны на основе своих доходов реализовать расходные полномочия.
В результате, как правило, для обеспечения каждого вида конституционных гарантий формируются особые механизмы их финансовой реализации (см. приложение).
При этом в настоящее время в Российской Федерации используется несколько подходов.
1. Гарантии обеспечиваются исключительно одним уровнем бюджетной системы, например, гарантии судебной защиты прав и свобод в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О судебной системе Российской Федерации" полностью финансируются из федерального бюджета. Для этого необходимые для реализации гарантии средства концентрируются в федеральном бюджете и далее распределяются в соответствии с потребностями судебных органов по всей территории страны.
2. Другим вариантом обеспечения гарантий является формирование государственного внебюджетного фонда, в котором концентрируются все определенные налоговые и (или) неналоговые поступления, которые в дальнейшем должны расходоваться исключительно для обеспечения соответствующей гарантии. В случае появления лага между моментом сбора доходов фонда и временем предоставления гарантии, свободные средства размещаются в безрисковые активы. При данном подходе несмотря на то, что доходы и расходы, например, Пенсионного фонда РФ существенно дифференцированы по регионам, соответствующие территориальные подразделения фонда осуществляют перечисление излишних средств в бюджет фонда, либо получают из него недостающие средства. Через систему государственных внебюджетных фондов реализуются конституционные права граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
3. Наконец, третьим вариантом финансирования конституционных гарантий является учет потребности в расходах на их реализацию наравне с другими направлениями расходов соответствующих бюджетов и, в случае недостатка прогнозируемых суммарных бюджетных доходов для финансирования их суммарных бюджетных расходов выделение финансовой поддержки из вышестоящего бюджета. Например, при распределении финансовой поддержки на 2000 г. наравне учитывались потребности в осуществлении расходов по жилищно-коммунальному хозяйству, начальному, среднему, дошкольному образованию, здравоохранению, социальному обеспечению, культура и искусство, общественный транспорт, правоохранительная деятельность, управление и др.
Единственной конституционной гарантией прав граждан, которая обеспечивается исключительно по третьему варианту, т.е. посредством учета потребности в расходах на их реализацию наравне с другими направлениями расходов соответствующих бюджетов, является реализация общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Суммарные расходные потребности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию конституционных гарантий, иных социальных благ, а также осуществление горизонтального выравнивания существенно превышают возможности бюджетной системы. По экспертным оценкам объем финансовой поддержки, выделяемой из федерального бюджета, занижен по сравнению с потребностью по меньшей мере в три раза. При этом финансовая поддержка выделяется из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - ФФПР) в форме дотаций и не имеет целевой направленности.
Таким образом, действующий механизм финансирования образования не позволяет обеспечить приоритетность финансового обеспечения прав граждан на образование, гарантированных Конституцией РФ. Это становится особенно очевидным по мере реализации положений Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. N 862.
В сложившихся условиях требуется жесткая регламентация предоставления конституционно установленных гарантий и создание особого механизма их финансовой реализации. Отсутствие механизма их финансовой реализации чревато большими противоречиями. Например, установление жесткого стандарта общего образования в качестве правового последствия повлечет за собой лишение аттестата об образовании всех учащихся, которым были оказаны образовательные услуги ниже установленного стандарта. Однако, как упоминалось выше, объем финансовой поддержки втрое ниже минимальной потребности субъектов Российской Федерации. Следовательно, в ряде регионов суммарных бюджетных доходов (собственные доходы плюс финансовая поддержка) будет недостаточно для финансирования образовательного стандарта. Таким образом, само по себе введение образовательного стандарта без внесения изменений в существующий механизм межбюджетных отношений приведет не к более полной реализации конституционных прав граждан, а к их ущемлению. На решение указанной проблемы также направлен проект Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование".
При подготовке законопроекта рассматривалось три варианта организации финансового обеспечения гарантий на образование, каждый из которых сопряжен с определенными трудностями. Первый вариант - в рамках существующей методологии финансовой поддержки выделять субвенции на реализацию конституционных гарантий. Второй - осуществлять финансирование конституционных гарантий исключительно из федерального бюджета. Третий - создать систему финансового обеспечения конституционных гарантий на основе выделения в составе бюджетов всех уровней фондов денежных средств, образуемых за счет доходов целевого назначения и расходуемых на реализацию соответствующих гарантий.
Если оставить неизменной существующую методологию финансовой поддержки, то механизм введения субвенций на реализацию конституционных гарантий может быть реализован следующим образом. По действующей методике распределения ФФПР определяется общий объем средств, причитающихся субъекту РФ, а потом указывается, какая их часть должна быть направлена на реализацию конституционных гарантий, а какая - останется нецелевой дотацией. Однако, при реализации такого подхода сохранятся существующие проблемы. Во-первых, при базовом расчете будет смешиваться потребность соответствующих бюджетов в реализации конституционных гарантий и осуществлении иных расходов. Следовательно, при недостатке средств в ФФПР оба вида расходов будут пропорционально сокращаться, что не повысит степень исполняемости конституционных гарантий. Во-вторых, федеральные стандарты по реализации конституционных гарантий и их фактическое финансирование останутся разорванными, т.е. по-прежнему будет отсутствовать механизм, вынуждающий корректировать стандарт в случае недостатка средств в бюджетной системе. Следовательно, например, школьники региона, который не смог обеспечить финансирование образовательного стандарта, не смогут получить аттестаты об образовании.
Финансирование всех конституционных гарантий исключительно из федерального бюджета полностью снимет проблему оказания финансовой поддержки, однако породит ряд новых проблем. Во-первых, потребуется создание мощного чиновничьего аппарата по доведению соответствующих средств до получателя, а также осуществление финансового контроля. Во-вторых, регионы с высокой бюджетной обеспеченностью, как и регионы с низкой обеспеченностью, будут зависеть от выделения средств с федерального уровня. Это, с одной стороны, потребует существенного повышения удельного веса федерального бюджета в консолидированном бюджете Российской Федерации, с другой стороны, в значительной мере лишит субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления стимулов к развитию собственного налогового потенциала. В-третьих, подобный подход крайне затруднит использование многообразных вариантов реализации гарантий, а также сократит возможности привлечения внебюджетных средств. Наконец, подобный подход приведет к тому, что федеральный центр будет нести ответственность за финансирование мероприятий, контроль за которыми возможен только на региональном и местном уровне. Тем самым центр оказывается в заведомо проигрышном как политическом, так и экономическом положении.
Наконец, третьим вариантом финансового обеспечения конституционных гарантий является создание в составе бюджетов всех уровней фондов денежных средств, образуемых за счет доходов целевого назначения и расходуемых на реализацию соответствующих гарантий. При данном подходе, например, финансовое обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации на образование в пределах образовательных стандартов, осуществляется через целевые бюджетные образовательные фонды различных уровней: федеральный, региональные, местные. Аппарат целевых бюджетных образовательных фондов не создается и их исполнение осуществляется в рамках исполнения соответствующего бюджета.
Именно третий вариант реализован в предлагаемом законопроекте. На основе формирования бюджетных фондов может быть обеспечено финансирование принятых федеральных стандартов реализации соответствующих конституционных гарантий. Механизм финансовой поддержки достаточно прост: рассчитываются нормативные расходы соответствующего бюджетного фонда, прогнозируются его доходы, а разница покрывается из вышестоящего бюджетного фонда. В случае недостаточности средств бюджетной системы для обеспечения принятых стандартов одновременно с утверждением соответствующего бюджета должны быть внесены такие коррективы в образовательный стандарт, которые гарантированно позволят исполнить его на территории всех субъектов Российской Федерации.
В законопроекте учтено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельны в вопросах формирования и расходования своих бюджетов. Учитывая это, для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реализующих федеральный образовательный стандарт в полном объеме без финансовой поддержки из вышестоящего бюджета, соблюдение единых правил формирования и расходования бюджетных фондов не обязательно. Остальные регионы и муниципалитеты обязаны сформировать указанные бюджетные фонды как условие финансовой поддержки из вышестоящего бюджета.
Проблема формирования бюджетных фондов, на основе которых будет обеспечено финансирование конституционных гарантий, может показаться на первый взгляд глобальной. На самом деле данная проблема носит относительно локальный характер. По сути проблема состоит только в формировании бюджетных образовательных фондов, на основе которых будут реализовываться конституционные гарантии, обеспечивающие общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования. Предлагаемый законопроект дает возможность начать создание механизма финансовой реализации последней конституционной гарантии, по которой не имеется такого механизма, отделенного от финансирования иных направлений расходов бюджетов всех уровней.
Исходя из Письма Минобразования России от 27 января 2000 г. N 01-50-186/32-02:
- общая численность работников образовательных учреждений - 4,38 млн. чел.;
- фонд оплаты труда в месяц на одного учителя в среднем:
- без начислений - 681 рубль;
- с начислениями - 950 рублей;
- общий фонд оплаты труда в месяц с начислениями - 4,6 млрд. руб.
- годовой фонд оплаты труда с начислениями - 55,2 млрд. руб.
- определенный на основе этих данных коэффициент совместительства - 1,35 (т.е. в среднем учитель работает на 1,35 ставки).
Указанные данные подтверждаются "Отчетом об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 12 месяцев 1999 г.":
- общие расходы на образование - 126,07 млрд. руб.;
- общие расходы на оплату труда работников образования - 49,97 млрд. руб.;
- кредиторская задолженность - 10 млрд. руб. (в том числе - 5,23 млрд. руб.
- задолженность, сложившаяся в 1999 г. 4,77 - непогашенная задолженность прошлых периодов).
В соответствии с проектом Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан на образование" необходимы следующие средние расходы на одного учителя в месяц:
- ставка работника (за исключением руководителя) - 6 МРОТ - 504 руб.;
- дополнительные выплаты:
- за категорию (50% работников - 2-я кат.) - 20% ставки - 101 руб.
- за особые условия труда (в среднем 35%) - 176 руб.
- за стаж работы (в среднем - 10 лет) - 126 руб.
- материальная помощь (2 оклада в год) - 150 руб.
Итого фонд оплаты труда в месяц на одного учителя в среднем без начислений - 1057 рублей, что означает увеличение оплаты труда в 1,55 раз, а учитывая коэффициент совместительства (1,35) - в 2,1 раза.
Прочие расходы на реализацию положений законопроекта (исходя из экспертных оценок, выполненных на репрезентативной выборке образовательных учреждений 12 субъектов Российской Федерации) потребуют дополнительных расходов на 25% больше ныне существующих.
Таким образом, исходя из "Отчета об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 12 месяцев 1999 г." полная реализация настоящего законопроекта потребует увеличения расходов на образование из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в размере:
- на выплату заработной платы (увеличение в 2,1 раза) - на 60,7 млрд. руб.
- на иные направления расходов (увеличение на 25% от общего объем расходов на образование, за вычетом расходов на заработную плату):
(126,07 млрд. руб. - 55,2 млрд. руб.) x 25% = 17,7 млрд. руб.
Всего требуется повысить расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на образование на 78,4 млрд. руб., или на 62,2% к ныне осуществляемым расходам на образование. До 50% от дополнительных расходов субъектов Российской Федерации (39,2 млрд. руб.) должно быть покрыто из федерального бюджета посредством увеличения финансовой поддержки в форме субвенций на образование, при возможности определенного уменьшения общего ФФПР.
Ввиду приоритетности обеспечения конституционных гарантий прав граждан перед иными направлениями расходования бюджетных средств и в соответствии с тем, что Федеральным законом "Об образовании" установлено, что "Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной" (ст.1), источником дополнительного финансирования образования должно являться перераспределение средств внутри статей экономической классификации соответствующих бюджетов.
Приложение
к финансовому обоснованию
Финансовая реализация гарантий, прямо установленных Конституцией
Российской Федерации
Нормы Конституции РФ, устанавливающие гарантии прав граждан |
Финансовые гарантии реализации прав граждан |
Статья 7 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантирован- ный минимальный размер оплаты труда, обеспечи- вается государственная поддержка семьи, мате- ринства, отцовства и детства, инвалидов и по- жилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. |
Фонд обязательного меди- цинского страхования, законодательное установ- ление минимального раз- мера оплаты труда, сис- тема социальных служб, Пенсионный фонд Российс- кой Федерации. |
Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантиру- ется местное самоуправление. Местное самоуп- равление в пределах своих полномочий самостоя- тельно. Органы местного самоуправления не вхо- дят в систему органов государственной власти. |
НК РФ, БК РФ, Федераль- ный закон "О финансовых основах местного самоуп- равления в Российской Федерации". |
Статья 39 1. Каждому гарантируется социальное обеспече- ние по возрасту, в случае болезни, инвалиднос- ти, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхо- вание, создание дополнительных форм социально- го обеспечения и благотворительность. |
Фонд обязательного меди- цинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхо- вания Российской Федера- ции, Пенсионный фонд Российской Федерации |
Статья 43 2. Гарантируются общедоступность и бесплат- ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государствен- ных или муниципальных образовательных учрежде- ниях и на предприятиях. 4. Основное общее образование обязательно. Ро- дители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает феде- ральные государственные образовательные стан- дарты, поддерживает различные формы образова- ния и самообразования. |
Финансовое обеспечение не регламентировано и осуществляется наравне с финансированием других направлений бюджетных расходов |
Статья 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статья 48 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случа- ях, предусмотренных законом, юридическая по- мощь оказывается бесплатно. |
ст.124 Федерального за- кона "О судебной системе Российской Федерации" "Положение об адвокатуре РСФСР" |
Статья 61 2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пре- делами. |
Раздел "Международная деятельность" функцио- нальной классификации Федерального закона "О бюджете" |
Статья 69 Российская Федерация гарантирует права корен- ных малочисленных народов в соответствии с об- щепризнанными принципами и нормами международ- ного права и международными договорами Рос- сийской Федерации. |
Федеральный закон "О га- рантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" |
Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами госу- дарственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федераль- ными законами. |
Федеральные законы "Об общих принципах органи- зации местного самоуп- равления в Российской Федерации", "О финансо- вых основах местного са- моуправления в Российс- кой Федерации", НК РФ, БК РФ |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
"Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование"
В случае принятия Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование" необходимо внести изменения и дополнения в статьи: 7, 40, 41, 54 Федерального закона "Об образовании" (от 10.07.92 N 3266-1, ред. от 16.11.97).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.