Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Органы управления Банком России
Глава 3. Взаимоотношения Банка России с органами
государственной власти и местного самоуправления
Глава 4. Отчетность Банка России
Глава 5. Организация наличного денежного обращения
Глава 6. Денежно-кредитная политика
Глава 7. Государственное регулирование и надзор
за деятельностью кредитных организаций
Глава 8. Операции Банка России
Глава 9. Международная и внешнеэкономическая деятельность
Банка России
Глава 10. Взаимоотношения Банка России с кредитными
организациями
Глава 11. Организация безналичных расчетов
Глава 12. Принципы организации Банка России
Глава 13. Служащие Банка России
Глава 14. Аудит Банка России
Глава 15. Ликвидация Банка России
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации,) изложив его в следующей редакции:
"Федеральный закон
"О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
Статья 2. Банк России является главным федеральным банком Российской Федерации.
Банк России является федеральным государственным учреждением. Банк России имеет статус юридического лица, имущество которого является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Банка России. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам Российской Федерации, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Обеспечение деятельности центрального аппарата и других структурных подразделений системы Банка России осуществляется за счет собственных доходов Банка России, на основании сметы расходов на содержание Банка России, утверждаемой Советом директоров Банка России. Организации, создаваемые Банком России для выполнения возложенных на него задач, финансируются в установленном порядке за счет собственных доходов, а также за счет иных источников, предусмотренных сметой расходов на содержание Банка России.
Место нахождения центрального аппарата Банка России - город Москва.
Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Статья 3. Основными задачами деятельности Банка России в соответствии с Конституцией Российской Федерации является организация наличного денежного обращения, а также защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
осуществляет хранение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено федеральными законами, а также проводит операции с указанными средствами и средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
осуществляет в соответствии с федеральными законами операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации;
устанавливает совместно с федеральным органом исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия по банковскому регулированию и надзору (далее - федеральный орган по банковскому регулированию) правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации и правила проведения операций с иностранной валютой;
организует составление платежного баланса Российской Федерации, а также принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
в целях осуществления возложенных на него функций Банк России проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений по Российской Федерации в целом и регионам;
осуществляет операции по покупке и продаже иностранной валюты;
осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения;
осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные функции государственного регулирования банковской деятельности;
является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
устанавливает совместно с федеральным органом по банковскому регулированию правила, формы, сроки и стандарты осуществления расчетов в Российской Федерации;
определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
осуществляет валютное регулирование;
осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Банк России самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения возложенных на него функций. Банк России может осуществлять иные виды предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это служит решению задач, возложенных на него настоящим Федеральным законом, исключительно путем создания в установленном порядке соответствующих коммерческих организаций.
Банк России вправе устанавливать взаимоотношения с кредитными организациями иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на основании федеральных законов. Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной и банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
Участие Банка России в капиталах кредитных организаций, а также организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, осуществляется исключительно на основании федеральных законов. Банк России участвует в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России), Банка внешней торговли (Внешторгбанка), а также следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Париж; Московского Народного банка ЛТД, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.
Банк России обязан обеспечить долю своего участия в капиталах Сбербанка России, Внешторгбанка, Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Московского Народного банка ЛТД и Ост-Вест Хандельсбанка АГ в объеме не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция. Уменьшение долей участия Банка России в данных кредитных организациях ниже указанного уровня может осуществляться только в случае принятия по данному вопросу федерального закона.
Отчуждение Банком России акций Донау-банка АГ и Ист-Вест Юнайтед банка осуществляется Банком России самостоятельно после уведомления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.
Представители Банка России вправе участвовать в принятии решений указанными кредитными организациями об участии этих кредитных организаций в капитале иных организаций, а также занимать какие-либо должности в таких организациях исключительно после получения предварительного письменного согласия Совета директоров Банка России.
Статья 6. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Статья 7. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.
Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами.
Банк России и по поручению Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении операций по обслуживанию государственного долга.
Банк России не вправе передавать золотовалютные резервы Российской Федерации, а также резервы и фонды Банка России в управление иным юридическим лицам.
Статья 8. При осуществлении своих функций и полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России независим и не обязан подчиняться каким-либо указаниям органов государственной власти и местного самоуправления, относящимся к реализации указанных функций Банка России.
Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случае их вмешательства в осуществлении указанных выше функций Банка России.
В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу, Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.
Статья 9. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, что означает:
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;
назначение на должности и освобождение от должностей Государственной Думой по представлению Председателя Банка России членов Совета директоров Банка России;
ежегодное рассмотрение Государственной Думой федерального закона об утверждении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год;
представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также заключения Счетной палаты;
определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
представление Правительством Российской Федерации заключения в Государственную Думу по отчету Банка России;
проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России при представлении годового отчета и рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона об утверждении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год.
Статья 10. Совет директоров Банка России издает нормативные правовые акты в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Нормативные акты Совета директоров Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в "Вестнике Банка России", если ими не предусмотрено, что они вступают в силу позднее.
Нормативные акты Совета директоров Банка России подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных для регистрации нормативных актов федеральных министерств и ведомств.
Нормативные акты Совета директоров Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для обжалования нормативных актов федеральных министерств и ведомств.
Статья 11. Балансовая прибыль Банка России определяется как разница между доходами от операций, предусмотренных статьей 59 настоящего Федерального закона, а также доходами от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Глава 2. Органы управления Банком России
Статья 12. Высшим органом Банка России является Совет директоров Банка России - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка России, его заместители и не менее 11 членов Совета директоров Банка России.
Общее число лиц, входящих в Совет директоров Банка России, не может превышать 17 человек.
Члены Совета директоров Банка России работают на постоянной основе в Банке России.
Статья 13. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.
В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения.
В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:
истечения срока полномочий;
невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
личного заявления об отставке;
совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Статья 14. Члены Совета директоров Банка России назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации.
В случае отклонения предложенной на должность члена Совета директоров Банка России кандидатуры Председатель Банка России в течение двух недель направляет в Государственную Думу согласованное с Президентом Российской Федерации представление на новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.
Члены Совета директоров Банка России освобождаются от должности:
по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России;
до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
Одно и то же лицо не может входить в состав Совета директоров Банка России более двух сроков подряд.
Члены Совета директоров Банка России могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий только в следующих случаях:
невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
личного заявления об отставке;
совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Статья 15. Заместители Председателя Банка России избираются на должность и освобождаются от должности Советом директоров Банка России по представлению Председателя Банка России.
Статья 16. Совет директоров Банка России заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров Банка России назначаются Председателем Банка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров Банка России.
Члены Совета директоров Банка России своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров Банка России.
На заседаниях Совета директоров Банка России председательствует Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - один из заместителей Председателя Банка России.
Решения Совета директоров Банка России принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров Банка России при кворуме девять человек. Протокол заседания подписывается председательствующим и всеми присутствовавшими на заседании членами Совета директоров Банка России. По требованию членов Совета директоров Банка России, оказавшихся в меньшинстве при голосовании, их мнение заносится в протокол.
Для участия в заседаниях Совета директоров Банка России могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.
Статья 17. Совет директоров Банка России выполняет следующие функции:
разрабатывает и представляет Правительству Российской Федерации проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год;
совместно с Правительством Российской Федерации обеспечивает реализацию утвержденных федеральным законом основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе и Правительству Российской Федерации;
рассматривает и утверждает смету расходов на Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
определяет структуру Банка России;
в соответствии с законодательством о государственной службе определяет формы и размеры оплаты труда членов Совета директоров Банка России, Председателя, заместителей Председателя Банка России и служащих Банка России;
в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами принимает решения:
о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
об изменении процентных ставок Банка России;
о величине резервных требований;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в международных организациях;
о применении прямых количественных ограничений;
о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
утверждает порядок работы Совета директоров Банка России;
назначает главного аудитора Банка России;
утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению Совета директоров Банка России.
Статья 18. Члены Совета директоров Банка России не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации.
Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации должны быть произведены в течение месяца с момента назначения на должность члена Совета директоров Банка России, после чего вновь назначенный член Совета директоров Банка России приступает к исполнению своих должностных обязанностей.
Члены Совета директоров Банка России не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.
На членов Совета директоров Банка России распространяются ограничения, установленные статьей 80 настоящего Федерального закона.
Статья 19. Председатель Банка России:
действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
председательствует на заседаниях Совета директоров Банка России. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;
подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров Банка России, протоколы заседаний Совета директоров Банка России, соглашения, заключаемые Банком России;
подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава 3. Взаимоотношения Банка России с органами государственной
власти и местного самоуправления
Статья 20. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Председатель Совета директоров Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации.
Министр финансов Российской Федерации, министр экономики Российской Федерации и председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении операций, указанных в абзацах четвертом и пятом статьи 4 настоящего Федерального закона.
Банк России представляет Правительству Российской Федерации по его требованию информацию о своей деятельности с соблюдением установленных федеральными законами правил о банковской тайне.
Статья 21. В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации и осуществления экспертизы нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.
Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета входят по три представителя от палат Федерального Собрания Российской Федерации, по одному представителю от Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также министр финансов Российской Федерации, министр экономики Российской Федерации, руководитель федерального органа по банковскому регулированию. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не превышает 17 человек.
Заседания Национального банковского совета проходят не реже чем один раз в три месяца.
Статья 22. Национальный банковский совет выполняет следующие функции:
рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;
рассматривает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;
осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность;
рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;
участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.
Глава 4. Отчетность Банка России
Статья 23. Отчетный период Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
Структура баланса Банка России устанавливается Советом директоров Банка России.
Статья 24. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе, Президенту Российской Федерации и на заключение Правительству Российской Федерации годовой отчет, утвержденный Советом директоров Банка России, а также документы, подтверждающие перечисление в соответствии с настоящим Федеральным законом части полученной им прибыли в федеральный бюджет.
Годовой отчет Банка России включает:
отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;
годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
сведения о формировании и направлениях использования резервов и фондов Банка России;
аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России после получения заключения Правительства Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным.
По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение.
Годовой отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
Статья 25. Фактически полученная балансовая прибыль Банка России по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров Банка России перечисляется в федеральный бюджет, за исключением сумм, направляемых в соответствии с федеральным законом об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год в резервы и фонды Банка России.
Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Глава 5. Организация наличного денежного обращения
Статья 26. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Статья 27. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
Статья 28. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Статья 29. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.
Статья 30. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.
При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.
Статья 31. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.
Статья 32. Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство Российской Федерации.
Статья 33. В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций.
Глава 6. Денежно-кредитная политика
Статья 34. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Статья 35. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с федеральным законом об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год.
Статья 36. Банк России, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях обеспечения благоприятных условий для инвестиционной деятельности, увеличения занятости населения, укрепления рубля.
Статья 37. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами федерального органа по банковскому регулированию.
При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается нормативными актами федерального органа по банковскому регулированию.
Статья 38. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров в соответствии с федеральным законом об основных направлениях единой денежно-кредитной политики на очередной год.
Статья 39. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей.
Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Статья 40. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Статья 41. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после получения письменного заключения Правительства Российской Федерации.
Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 43. Банк России ежегодно не позднее 1 августа представляет в Правительство Российской Федерации проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год.
Правительство Российской Федерации не позднее 1 сентября вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год.
Утверждаемые указанным федеральным законом основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации;
основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики;
план доходов и расходов Банка России, план распределения прибыли Банка России, смету расходов на содержание Банка России;
порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России на предстоящий год.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год одновременно с рассмотрением проекта федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Глава 7. Государственное регулирование и надзор за деятельностью
кредитных организаций
Статья 44. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
предельный размер неденежной части уставного капитала;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков;
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
нормативы ликвидности кредитной организации;
нормативы достаточности капитала;
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
размеры валютного, процентного и иных рисков;
минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Статья 45. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли.
Об увеличении минимального размера собственных средств (капитала) Банк России официально объявляет не позднее чем за три года до момента его введения.
Статья 46. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению другу к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации.
При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, предоставленные кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.
Статья 47. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации.
Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5 процентов собственных средств кредитной организации.
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации.
Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.
Статья 48. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитной организации устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации.
Статья 49. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легко реализуемые активы) и суммарных активов.
Статья 50. Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
Статья 51. Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.
Статья 52. Нормативы использования собственных средств кредитной организации для приобретения долей (акций) других юридических лиц устанавливаются в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации.
Размер норматива использования собственных средств для приобретения долей (акций) не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации.
Статья 53. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам.
Статья 54. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.
Статья 55. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств банка.
Указанный норматив не может превышать 20 процентов.
Статья 56. Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.
Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций.
О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.
Статья 57. Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров Банка России представителями Банка России и по его поручению - аудиторскими фирмами.
Уполномоченные Советом директоров Банка России представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.
Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров Банка России.
Статья 58. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе обратиться в федеральный орган по банковскому регулированию с требованием принять в отношении указанной кредитной организации меры, предусмотренные статьей 23.8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Глава 8. Операции Банка России
Статья 59. Банк России вправе осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения установленных ему настоящим Федеральным законом целей:
предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
выдавать гарантии и поручительства;
осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
выставлять чеки и векселя в любой валюте;
осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статья 60. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
иностранная валюта;
векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров Банка России.
В случаях, установленных Советом директоров Банка России, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.
Статья 61. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Статья 62. Банк России не имеет права:
осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в статье 61 настоящего Федерального закона;
приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;
осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров Банка России.
Статья 63. Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Глава 9. Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка
России
Статья 64. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Статья 65. Банк России устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
Статья 66. Банк России является органом государственного валютного регулирования и осуществляет эту функцию в соответствии с Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле и другими федеральными законами.
Статья 67. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
Глава 10. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
Статья 68. Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Статья 69. В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.
Статья 70. Банк России не несет ответственность по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не несут ответственность по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
Глава 11. Организация безналичных расчетов
Статья 71. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.
Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
Статья 72. Банк России осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения.
Статья 73. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Глава 12. Принципы организации Банка России
Статья 74. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России.
Статья 75. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.
Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров Банка России.
Статья 76. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения Банка России могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Статья 77. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения Банка России не являются юридическими лицами и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.
Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
Глава 13. Служащие Банка России
Статья 78. Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Положением, утверждаемым Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом о государственной службе.
Статья 79. Совет директоров Банка России вправе создавать пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России и организовывать страхование жизни и медицинское страхование служащих за счет средств фонда социального обеспечения Банка России, предельный размер которого и порядок формирования определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 80. Служащие Банка России согласно перечню должностей, утвержденному Советом директоров Банка России:
не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности);
не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях;
обязаны письменно уведомить в десятидневный срок Совет директоров Банка России при приобретении долей (акций) кредитных организаций.
Статья 81. Служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России.
Статья 82. Служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров Банка России.
Глава 14. Аудит Банка России
Статья 83. Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об аудите Банка России и определяет аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
Статья 84. Счетная палата Российской Федерации вправе по поручению Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проводить системный аудит финансовой отчетности Банка России, а также осуществлять периодический операционный аудит (аудит эффективности) Банка России.
Статья 85. Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской фирмой договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки. Договор об аудите должен предусматривать объем передаваемой аудиторской фирме информации, а также ее ответственность за передачу полученной информации третьим лицам.
Оплата услуг аудиторской фирмы по аудиту Банка России осуществляется за счет собственных средств Банка России.
Банк России обязан представлять отчетность и информацию, необходимую для проведения аудита, в объемах, установленных Счетной палатой Российской Федерации.
Статья 86. Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора в составе центрального аппарата Банка России.
Глава 15. Ликвидация Банка России
Статья 87. Банк России может быть ликвидирован только на основании Федерального закона о ликвидации Банка России, который должен также определять порядок использования имущества Банка России.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.