Пояснительная записка к проекту федерального закона
"Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан
и юридических лиц, в собственность Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации" (далее - Проект закона) предусматривает порядок осуществления обязательного, принудительного и возмездного изъятия в собственность Российской Федерации имущества, а также гарантии защиты прав и интересов его владельцев.
Основой для принятия такого закона прежде всего является статья 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, производится на основании федерального закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.
Проект закона дополняет и развивает положения, закрепленные Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
При разработке настоящего законопроекта были учтены положения аналогичных законопроектов, в частности, проекта П.Г.Бунича, В.И.Головлева, П.М.Веселкина и др. "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)", проекта И.М.Братищева, В.И.Шандыбина и др. "Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)", проекта А.Г.Пузановского "О национализации", а также замечания и предложения, поступившие от субъектов права законодательной инициативы к указанным законопроектам.
Проект закона основывается на следующих принципах:
- обращение имущества в собственность Российской Федерации является исключительным случаем (исключительной формой) отчуждения имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, и может быть осуществлено только после полного исчерпания всех возможных случаев (форм) отчуждения имущества, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;
- обращение имущества в собственность Российской Федерации может быть осуществлено только на основании федерального закона об обращении в собственность Российской Федерации соответствующего имущества;
- обращение имущества в собственность Российской Федерации должна осуществляться при соблюдении гласности процедуры обращения имущества в собственность Российской Федерации;
- обращение имущества в собственность Российской Федерации может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения Российской Федерацией стоимости имущества, обращаемого в собственность Российской Федерации, и других убытков;
- обращение имущества в собственность Российской Федерации может быть осуществлено только в том объеме, в каком это необходимо для целей такого обращения.
Национализация, как она определена в настоящем законопроекте, не подменяет и не исключает иных способов и оснований к переходу частной собственности юридических лиц и граждан в собственность государства. Так, в соответствии с гражданским законодательством помимо национализации возможен переход права собственности к государству на основании договоров (купля-продажа, мена, дарение), или на основании решения суда, или на основании административного акта (изъятие недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка на котором это недвижимое имущество находится).
В соответствии с проектом закона объектом обращения имущества в собственность Российской Федерации являются:
предприятие, как единый имущественный комплекс, продукция, товары и (или) услуги которого имеют стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации (далее - предприятие);
100 процентов акций, долей участия в хозяйственных обществах и товариществах, всех паев производственных кооперативов, производящих продукцию, товары и (или) услуги, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации (далее - акции, доли паи участия).
Необходимость в случае проведения национализации национализировать именно 100 процентов акций (паев, долей участия) в коммерческих обществах или предприятий, как единого имущественного комплекса основывается на недопустимости нарушения прав участников хозяйственных обществ и злоупотребления правом со стороны государства. Данная норма препятствует государству определять у кого из участников хозяйственного оборота оно будет выкупать доли участия, а у кого нет, если у кого-то будет выкупать, то какое именно количество, препятствует возможности выкупить конкретный станок по его стоимости и остановить предприятие и причинить такому предприятию убытки, которые во много раз превысят стоимость этого станка.
Проект закона возлагает основную предварительную работу по подготовке обращения имущества в собственность Российской Федерации на Комиссию по обращению имущества при Правительстве Российской Федерации, образуемую и действующую в соответствии с настоящим проектом. В состав Комиссии входят представитель субъекта права законодательной инициативы, вносящий законопроект об обращении имущества в собственность Российской Федерации; собственник (представитель собственника) имущества, в отношении которого принимается решение об обращении в собственность Российской Федерации; представитель работников предприятия, в отношении которого принимается решение об обращении в собственность Российской Федерации; представитель Министерства финансов Российской Федерации, Министерства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти.
Функцией Комиссии является принятие решения рекомендовать Правительству Российской Федерации дать положительное заключение на законопроект об обращении имущества в собственность Российской Федерации, а также решения рекомендовать Правительству Российской Федерации дать отрицательное заключение на законопроект об обращении имущества в собственность Российской Федерации.
Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации.
Проект закона содержит нормы, регулирующие так называемые согласительные процедуры, под которыми понимаются переговоры между Российской Федерацией, в лице уполномоченного на то органа и собственником имущества, в отношении которого внесен проект федерального закона об обращении в собственность Российской Федерации, о передаче этого имущества в собственность Российской Федерации, о порядке, сроках выплаты компенсации, об определении цены имущества, обращаемого в собственность Российской Федерации. Указанная процедура может быть инициирована в любой момент и направлена на защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в процессе обращения имущества в собственность Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на исключительный характер процедуры национализации и в целом принудительный характер ее осуществления собственник национализируемого имущества и государство (Российская Федерация) имеют возможность заключать соглашения (урегулировать возникающие между ними разногласия), которые смогут регламентировать существенную часть процедуры (размер, сроки, порядок возмещения стоимости, сроки проведения национализации и др.).
В целом принятие Федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации" будет способствовать дальнейшему улучшению инвестиционной привлекательности Российской Федерации, обеспечению прав и законных интересов собственников и недопустимости осуществлению такого обращения в интересах отдельных финансовых и политических образований.
Законопроект содержит 6 глав и 22 статьи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан
и юридических лиц, в собственность Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации" не потребует затрат, финансируемых из федерального бюджета, иных бюджетов и внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об обращении
имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц,
в собственность Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации" потребует внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ, в части предоставления собственникам имущества, обращаемого в собственность Российской Федерации, права на обратный выкуп указанного имущества при его последующей приватизации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.