Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 90016168-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О связи"
Данный Федеральный закон направлен на защиту прав граждан на доступ к информационным технологиям и прежде всего к сети Интернет.
Сегодня информационные технологии стали основным фактором развития производства и прогресса общества. Страны, осознавшие эту реальность, сегодня пользуются всеми преимуществами, предоставляемыми информационными технологиями. Россия катастрофически отстает по развитию и доступности информационных технологий, и, прежде всего, Интернет от остального мира. Сегодня российские Интернет-пользователи составляют около 1% от населения страны, тогда как, даже в таких "периферийных" европейских странах, как Исландия и Ирландия, соответственно, около 25% и 17%.
Объявленное введение системы исключительно повременной оплаты за местные телефонные звонки сделает ситуацию необратимой. Такая мера в первую очередь ударит по пользователям Интернет. Причем преимущественно по самым молодым пользователям - школьникам, студентам. Новое поколение окажется отрезанным от мировой информационной инфраструктуры, практически потерянным для России, и как следствие, наши перспективы в XXI веке станут весьма незавидными.
Сегодня активный пользователь Интернет в месяц платит за доступ к Сети около 30 долларов США, работая, примерно, по 2 часа в день. Повременная оплата добавит к этой сумме как минимум 30%. Это при учете того, что цена минуты будет не больше объявленных "Связинвестом" 13 копеек, что тоже вызывает серьезные сомнения. Учитывая, что наиболее активные и массовые пользователи Интернет, те самые школьники и студенты, люди не богатые, такое увеличение цены заставит многих абонентов прекратить свое общение с Сетью.
Причем ситуация до широкого внедрения альтернативных телефонному способов доступа к Интернет, будет постоянно ухудшаться. В то время как конкуренция на рынке предоставления услуг доступа к Интернет и мобильной связи ежеквартально снижает цены, наличие монопольного посредника - "Связинвест" - между пользователем и поставщиком услуг доступа к Интернет, будет способствовать постоянному росту цен и в недалекой перспективе отключению населения от современных информационных технологий.
Одним из основных аргументов введения повременной оплаты является необходимость перехода на самоокупаемость. Однако законодательство Российской Федерации не требует, чтобы переход на самоокупаемость происходил именно путем ведения повременной оплаты. Вместе с тем услуги телефонной связи в настоящее время отличаются сравнительно высокой рентабельностью, а повышение тарифов на эти услуги за годы реформы существенно превышает средний рост цен. В любом случае вопрос регулирования тарифов на услуги телефонной связи должен решаться соответствующими органами регулирования деятельности естественных монополий, исходя из общественных, а не частных интересов.
О социально-экономических последствиях выбора той или иной технологии оплаты услуг телефонной связи свидетельствует мировой опыт.
Так, в стране - безусловном лидере в сфере информационных технологий - США повременная оплата местных телефонных звонков практически не применяется. А в Европе, с преобладающей повременной системой оплаты, развитие Интернет сильно замедлено. В Латвии повременная оплата практически парализовала всякое развитие Интернет-технологий. Разный подход к доступности информационных технологий во многом определяет и разницу в темпах экономического роста в США и европейских странах.
Принятие данного закона предоставит гражданам право выбирать способ оплаты за телефон. Тот, кто пользуется телефоном редко и хочет платить меньше, возможно предпочтет повременную оплату. Пользователи Интернет выберут вполне для них посильную абонентскую плату, пусть даже немного превышающую уровень самоокупаемости, что даст возможность занимать телефонную линию столько, сколько необходимо.
Данный закон позволит, с одной стороны, перейти на самоокупаемость в сфере услуг предоставления телефонной связи, не отрезая при этом наиболее дееспособную часть населения от сети Интернет и современных информационных технологий, с другой стороны явится социально справедливым методом распределения финансовой нагрузки на население.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.