Проект федерального закона
"О заключении, исполнении и государственном контроле за исполнением
соглашений о разделе продукции при пользовании недрами"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
справку о состоянии законодательства
Глава I. Общие положения
Глава II. Подготовка и заключение соглашений
Глава III. Исполнение соглашений
Глава IV. Организация и осуществление государственного
контроля за исполнением соглашений
Глава V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", определяет организационные и правовые основы заключения, исполнения и осуществления государственного контроля за исполнением соглашений (договоров, контрактов) о поиске, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции (далее - соглашения).
Используемые в настоящем Федеральном законе термины: "государство", "инвестор", "работы по соглашению", "компенсационная продукция", "прибыльная продукция", "роялти", "бонус", - имеют значения, определенные Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок подготовки и заключения соглашений, регулирует отношения, возникающие при их исполнении, определяет основы организационно-правового механизма осуществления государственного контроля за исполнением этих соглашений.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены предоставляемые в пользование участки недр или проводятся предусмотренные соглашениями работы, непосредственно связанные с пользованием недрами континентального шельфа Российской Федерации, а также инвесторы, являющиеся пользователями недр на основании и на условиях соглашений.
3. К соглашениям, заключенным до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", положения настоящего Федерального закона в части, касающейся исполнения и осуществления государственного контроля за исполнением соглашений, применяются в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
Статья 2. Объекты соглашений
Соглашения могут быть заключены в отношении участков недр, перечни которых определяются федеральными законами, принимаемыми в порядке, установленном Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Статья 3. Инвесторы, являющиеся сторонами соглашений
Соглашения заключаются государством с инвесторами (в качестве которых выступают предусмотренные Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" лица или объединения лиц), признанными победителями конкурса или аукциона на право пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции, либо с инвесторами, которые определяются совместным решением Правительства Российской Федерации и администрации (правительства) соответствующего субъекта Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с положениями указанного Федерального закона соглашения могут быть заключены без проведения конкурса или аукциона.
Статья 4. Содержание соглашения
Соглашения должны содержать:
а) определение участков недр, предоставляемых в пользование на основании соглашения;
б) обязательства инвестора по обеспечению финансирования работ по соглашению;
в) обязательства инвестора по соблюдению основных требований рационального использования и охраны недр, а также по соблюдению стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения и иных установленных законодательством Российской Федерации о недрах условий пользования недрами, в том числе по:
осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния работ по соглашению на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния;
проведению работ по демонтажу, ликвидации и(или) консервации оборудования, сооружений, буровых скважин и иных объектов обустройства месторождений, а также по рекультивации земель в пределах территории, на которой осуществлялось проведение предусмотренных соглашением работ;
осуществлению всех необходимых и достаточных мер по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (при выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей);
г) порядок разработки и утверждения программ, проектов, планов и смет, в соответствии с которыми осуществляется выполнение работ по соглашению и их финансирование;
д) порядок, сроки и условия проведения инвестором работ по поискам и разведке (если такие работы предусмотрены соглашением), включая минимальные обязательства инвестора;
е) порядок, сроки и условия возврата инвестором переданных ему в пользование и подлежащих возврату (по завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья) участков территории, а также размеры этих участков;
ж) сроки и условия проведения инвестором работ по разработке и добыче минерального сырья;
з) условия и порядок раздела между государством и инвестором произведенной продукции, предусмотренные статьей 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции";
и) условия и порядок корректировки размера части прибыльной продукции, являющейся долей инвестора в соответствии с условиями соглашения, в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции";
к) обязательства инвестора по предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основе договоров (контрактов) с инвесторами;
л) определение части подлежащего приобретению инвестором (с последующей компенсацией затрат) технологического оборудования для добычи минерального сырья и его переработки, которое производится на территории Российской Федерации;
м) обязательства инвестора по осуществлению инвестиций в развитие социальной инфраструктуры территорий производства работ по соглашению;
н) обязательства инвестора по страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду;
о) порядок образования, включая численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок работы этого комитета и условия финансирования, связанные с организаций его деятельности;
п) условия и порядок вывоза с таможенной территории Российской Федерации минерального сырья, поступающего в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора;
р) положения о праве собственности сторон соглашения на имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, а также условия и порядок возможного перехода права собственности на такое имущество от инвестора к государству;
с) порядок и условия пользования инвестором принадлежащими государству первичной геологической, геофизической, геохимической и иной информацией, данными по ее интерпретации и производными данными, образцами горных пород, включая керн, пластовые жидкости, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации;
т) условия обеспечения инвестору доступа к объектам трубопроводного и иных видов транспорта, объектам по хранению и переработке минерального сырья, а также условия сооружения объектов по хранению, переработке и транспортировке минерального сырья;
у) размер (или порядок определения размера) и порядок уплаты инвестором государству разовых платежей (бонусов) по достижении определенного результата (в случаях, когда сторонами предусматривается уплата таких бонусов);
ф) состав и порядок учета и возмещения затрат при выполнении работ по соглашению;
х) порядок учета финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению, в том числе в целях возмещения затрат инвестора и исчисления налога на прибыль;
ц) размер (или порядок определения размера) ликвидационного фонда для финансирования работ по демонтажу, ликвидации и консервации оборудования, сооружений, буровых скважин и иных обустройства месторождений, по рекультивации земель в пределах территории, на которой осуществлялось проведение предусмотренных соглашением работ, а также порядок формирования и использования этого фонда;
ч) условия, порядок и сроки передачи Инвестором прав и обязанностей по соглашению третьим лицам;
ш) срок действия соглашения, а также условия и порядок его продления;
щ) порядок и сроки внесения изменений в соглашение, в том числе в случаях, если в течение срока действия соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения;
э) ответственность инвестора и государства за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению:
ю) основания и порядок прекращения и приостановления действия соглашения;
я) иные условия по согласованию государства и инвестора.
Глава II. Подготовка и заключение соглашений
Статья 5. Способы заключения соглашений
Соглашения о разделе продукции заключаются путем проведения конкурса или аукциона, победитель которых приобретает право на заключение соглашения с государством, либо в отдельных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", без проведения конкурса или аукциона.
Статья 6. Комиссия по разработке условий пользования недрами, подготовке и заключению соглашений
1. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому участку недр, а также организация и проведение конкурсов или аукционов на право пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции, организация и проведение переговоров с инвестором по согласованию текста соглашения осуществляется комиссией, которая создается Правительством Российской Федерации в порядке и в составе, установленными Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" (далее - комиссия).
В случаях, когда предоставляемые в пользование участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей, в состав указанных комиссий включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации.
2. Комиссия наделяется соответствующими полномочиями выступать от имени государства при проведении конкурса или аукциона в качестве их организатора, а также при проведении переговоров по согласованию текста соглашения с победителем конкурса или аукциона либо с потенциальным инвестором в случаях, когда в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" соглашения заключаются без проведения конкурса или аукциона.
3. Финансирование затрат, связанных с деятельностью комиссии, включая затраты на подготовку условий пользования недрами, подготовку, согласование и проведение экспертизы проекта соглашения, организацию и проведение конкурса или аукциона, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по согласованию с администрацией (правительством) соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 7. Разработка условий конкурсов или аукционов
1. Условия конкурсов или аукционов, включая порядок и критерии определения победителей, разрабатываются комиссией с привлечением при необходимости производственных и научных организаций, а также экспертов и консультантов.
2. Разработка условий конкурсов или аукционов осуществляется на основе анализа технико-экономических показателей каждого конкретного проекта по поиску, разведке и добыче минерального сырья на участке недр, предоставляемом в пользование на условиях соглашения о разделе продукции. При этом указанные технико-экономические показатели должны быть подготовлены с учетом технических, экономических и экологических норм и требований, соответствующих передовой российской и мировой практике разработки аналогичных месторождений полезных ископаемых применительно к конкретным горно-геологическим и экономико-географическим условиям данных участков недр.
3. Условия конкурсов или аукционов должны предусматривать условия пользования недрами, включая основные необходимые условия соглашения (либо проект соглашения) с учетом требований к его содержанию, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
При этом в качестве основных условий конкурса или аукциона могут быть: размер регулярных платежей за пользование недрами (роялти), предельный объем компенсационной продукции, пропорции (схема и шкала) раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, размер разовых платежей (бонусов); научно-технический уровень программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, эффективность природоохранных мероприятий, вклад в социально-экономическое развитие территории.
4. Условия конкурса или аукциона подлежат согласованию комиссией с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере экономики, финансов, промышленности, добычи и переработки минерального сырья, федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными подразделениями, федеральными органами по земельным ресурсам и землеустройству, по охране окружающей среды, федеральным органом государственного горного и промышленного надзора, а также органами исполнительной власти соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации, а при необходимости с федеральным органом управления использованием и охраной водного фонда, федеральными органами по рыболовству и по лесному хозяйству.
Указанные согласования осуществляются в течение 60 дней со дня поступления документов в упомянутые выше органы. При этом федеральные органы исполнительной власти могут делегировать право согласования условий конкурсов (аукционов) по конкретным участкам недр своим территориальным подразделениям.
5. Разработанные и согласованные в соответствии с положениями пунктов 1-4 настоящей статьи условия конкурса или аукциона, а также сроки их проведения утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с администрацией (правительством) соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 8. Организация и проведение конкурсов или аукционов
1. На основе утвержденных в соответствии с положением пункта 5 статьи 7 настоящего Федерального закона условий конкурса или аукциона комиссия организует в установленные сроки проведение этого конкурса или аукциона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и подводит их итоги.
2. В ходе проведения конкурса или аукциона комиссия:
а) осуществляет проверку соответствия представленных участниками конкурса или аукциона предложений объявленным условиям конкурса или аукциона, сравнение совокупности условий, предлагаемых каждым из участников, и оценку их предпочтительности, при необходимости организует проведение экспертиз предложений участников, определяет победителя конкурса или аукциона;
б) оформляет совместно с участником, который определен победителем конкурса или аукциона (инвестором), протокол о результатах этого конкурса или аукциона в порядке согласно пункту 5 настоящей статьи.
3. Победителем конкурса или аукциона определяется участник, предложения которого отвечают всем объявленным условиям конкурса или аукциона (в том числе экономическим, технологическим, экологическим, социальным) и обеспечивают наилучшие экономические показатели и технические решения, соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды.
4. Решение комиссии об определении победителя конкурса или аукциона принимается простым большинством голосов от общего количества членов комиссии и оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем и секретарем заседания комиссии.
5. Итоговый протокол, в котором фиксируются результаты конкурса или аукциона, подписывается в день подведения итогов этого конкурса или аукциона председателем комиссии и уполномоченным представителем инвестора, определенного комиссией победителем конкурса или аукциона. Указанный протокол имеет силу договора и является основанием для проведения переговоров по заключению соглашений.
6. В случаях, когда объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного потенциального инвестора, предложения которого полностью отвечают условиям конкурса или аукциона, комиссия в течении тридцати дней с даты подведения итогов конкурса или аукциона представляет в Правительство Российской Федерации и в администрацию (правительство) соответствующего субъекта Российской Федерации рекомендации о проведении переговоров с данным инвестором по заключению с ним соглашения на условиях объявленного конкурса или аукциона.
Статья 9. Подготовка соглашений по результатам конкурсов или аукционов
1. Подготовка соглашений, в том числе организация и проведение переговоров с инвестором, определенным по результатам конкурса или аукциона, по заключению соглашений, осуществляется комиссией, которая:
а) подготавливает или обеспечивает подготовку проекта соглашения, включающего основные условия, на которых был определен победитель конкурса или аукциона (инвестор), с учетом требований к содержанию соглашения, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона;
б) обеспечивает согласование проекта соглашения с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;
в) организует и проводит переговоры с уполномоченными представителями инвестора, в ходе которых осуществляется окончательное согласование всех необходимых (в том числе технических, технологических, правовых и коммерческих) условий соглашения, не являвшиеся основными (обязательными) условиями конкурса или аукциона. При этом в ходе указанных переговоров условия, на основе которых был определен победитель конкурса или аукциона, могут быть изменены в соглашении только в случае, если такие изменения направлены на достижение более благоприятных для государства результатов реализации соглашения;
г) в ходе переговоров организует проведение всех необходимых экспертиз в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
2. Не позднее чем в 20-дневный срок после завершения переговоров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, комиссия представляет окончательно согласованный с инвестором текст проекта соглашения в Правительство Российской Федерации и администрацию (правительство) соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации для принятия решения о его подписании (оформления соответствующих полномочий на подписание).
Статья 10. Подготовка соглашений, заключаемых без проведения конкурса или аукциона
1. В отдельных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов. В указанных случаях подготовка и заключение соглашений осуществляются на основании совместного решения Правительства Российской Федерации и администрации (правительства) соответствующего субъекта Российской Федерации и в порядке, определяемом этим решением.
2. В случаях заключения соглашений без проведения конкурсов или аукционов разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения, а также организация и проведение переговоров с инвестором по согласованию текста соглашения осуществляется комиссией, которая создается Правительством Российской Федерации в соответствии с положением пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в течение тридцати дней с даты принятия указанного в пункте 1 настоящей статьи совместного решения о заключении соглашения с определенным инвестором без проведения конкурса или аукциона.
При этом в случаях, когда соглашение заключается с инвестором, принявшим участие в ранее проводимом конкурсе или аукционе, который был признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного этого инвестора, указанное соглашение заключается на условиях конкурса или аукциона, разработанных и утвержденных в порядке согласно статье 7 настоящего Федерального закона.
3. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения осуществляется на основе соответствующих материалов, включая:
а) проект (технологическую схему) разработки и (или) технико-экономическое обоснование разработки месторождения минерального сырья (в случае, если на конкретном месторождении или группе месторождений осуществляется или осуществлялась ранее добыча минерального сырья);
б) предварительные технико-экономические расчеты разработки уже открытого, но недоразведанного, месторождения минерального сырья, основанные как на разведанных запасах, так и на прогнозных ресурсах;
в) предварительные технико-экономические расчеты, основанные на оценке прогнозных ресурсов (в случае, если на перспективном участке недр проведено, проводится или требуется провести геологическое изучение недр);
г) необходимую и достаточную информацию (с приложением соответствующих подтверждающих документов) о пользователе недр (в случаях, когда инвестор является пользователем недр на условиях, отличных от условий соглашения), а также о потенциальных партнерах этого пользователя недр по предполагаемому созданию с его участием нового юридического лица или не являющегося юридическим лицом объединения юридических лиц (в случаях, когда соглашение может быть заключено с указанными новым юридическим лицом или объединением юридических лиц).
Указанные предварительные технико-экономические расчеты должны быть выполнены для различных вариантов финансовых условий соглашения, обосновывающих предельный уровень компенсационной продукции, размер роялти, схему и шкалу раздела прибыльной продукции.
4. Подготовленный в соответствии с положениями настоящего Федерального закона проект соглашения должен быть согласован комиссией с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации.
5. Окончательное согласование всех необходимых (в том числе технических, технологических, правовых и коммерческих) условий соглашения осуществляется в ходе переговоров, проводимых комиссией, указанной в пункте 2 настоящей статьи, с уполномоченными представителями инвестора. При этом комиссия организует проведение всех необходимых экспертиз в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
6. Не позднее чем в 20-дневный срок после завершения переговоров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, комиссия представляет окончательно согласованный с инвестором текст проекта соглашения в Правительство Российской Федерации и администрацию (правительство) соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации для принятия решения о его подписании (оформления соответствующих полномочий на подписание).
Статья 11. Подписание соглашений
1. Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Российской Федерации и администрацией (правительством) соответствующего субъекта Российской Федерации либо, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Подписание соглашения от имени государства осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
3. В случае, если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, соглашение со стороны инвестора подписывается одним из участников такого объединения, имеющим полномочия на совершение сделок от имени всех участников в соответствии с договором об образовании такого объединения, либо всеми участниками этого объединения.
Глава III. Исполнение соглашений
Статья 12. Организация выполнения работ по соглашению.
1. Выполнение работ по соглашению и их финансирование осуществляется в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом соглашением в соответствии с положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
2. Организация выполнения работ по соглашению осуществляется оператором соглашения (далее - оператор), функции которого могут осуществлять:
а) филиалы инвестора, создаваемые на территории Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами. В случае, если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, такой филиал создается одним из участников объединения, который в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или иным договором об образовании этого объединения будет уполномочен на это другими участниками;
б) создаваемые инвестором для этих целей на территории Российской Федерации юридические лица;
в) привлекаемые инвестором на договорной основе российские юридические лица или иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.
3. Деятельность оператора должна быть ограничена организацией выполнения работ по соглашению. При этом оператор не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме предусмотренных соглашением, а также приобретать и осуществлять права, не связанные непосредственно с выполнением работ по соглашению.
4. Оператор, являющийся юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на договорной основе (на основе договора поручения или иного вида договора) с инвестором. При этом инвестор несет имущественную ответственность за действия оператора как за свои собственные действия.
5. Оператор осуществляет функции по организации выполнения работ по соглашению и связанных с ними иных видов деятельности, обеспечивая заключение (в том числе путем организации конкурсов и аукционов) и исполнение договоров (контрактов) с подрядчиками, поставщиками, перевозчиками, страховщиками и т.п., а также по ведению учета и отчетности при исполнении обязательств инвестора по соглашению.
6. Ведение оператором соглашения бухгалтерского учета и отчетности при выполнении работ по соглашению осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей бухгалтерского учета и отчетности при исполнении соглашений о разделе продукции.
Статья 13. Управляющий комитет
1. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами соглашения предусматривается создание управляющего комитета в соответствии с положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
2. К функциям управляющего комитета соглашением может быть отнесено:
а) рассмотрение и утверждение (если такое рассмотрение и утверждение в соответствии с условиями соглашения не отнесено к функциям уполномоченного государственного органа) разработанных инвесторами программ, проектов, планов и смет затрат на выполнение работ, а также изменений и дополнений к ним, и отчетов об их выполнении, в порядке и сроки, определенные соглашением;
б) подготовка рекомендаций инвестору о привлечении на конкурсной основе российских и (или) иностранных юридических лиц к выполнению работ по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основе договоров (контрактов) с инвесторами;
в) осуществление контроля за организацией и проведением инвестором либо оператором конкурсов и аукционов по выбору поставщиков, подрядчиков, перевозчиков, страховщиков и т.п. для заключения с ними соответствующих договоров (контрактов);
г) руководство работами в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);
д) решение любого иного вопроса, связанного с исполнением соглашения, который по договоренности между государством и инвестором в соответствии с условиями соглашения может быть передан на рассмотрение и решение управляющего комитета.
В рамках своей компетенции управляющий комитет вправе принимать обязательные для сторон решения, если соглашением не предусмотрено иное.
3. Представители со стороны государства в управляющем комитете:
согласовывают с уполномоченным государственным органом, указанным в пункте 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, все проекты решений управляющего комитета, которые они будут вносить и поддерживать, а также свое будущее голосование по всем проектам решений, внесенным членами управляющего комитета со стороны инвестора;
ежеквартально представляют указанному выше уполномоченному государственному органу, соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о ходе выполнения работ по соглашению.
Статья 14. Договоры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
1. Распределение части произведенной продукции (минерального сырья), полученной государством в результате раздела продукции по условиям соглашения, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) Российской Федерации, осуществляется на основе договоров между ними.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи договоры должны содержать условия, предусматривающие, в частности:
а) пропорции распределения между сторонами договора государственной доли произведенной продукции (минерального сырья) или ее стоимостного эквивалента, определяемые на основе согласованных между сторонами договора критериев с учетом критериев, предусмотренных Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";
б) условия и порядок корректировки распределения государственной доли произведенной продукции, в том числе, когда в предусмотренных Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" случаях (если законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей, часть прибыльной продукции, являющаяся долей инвестора, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства) такая корректировка осуществляется прежде всего путем соответствующего уменьшения доли, причитающейся субъекту Российской Федерации в рамках согласованных пропорций;
в) условия и порядок поступления продукции (минерального сырья) или ее стоимостного эквивалента в соответствии с согласованными пропорциями распределения государственной доли произведенной продукции в федеральную собственность и собственность соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации;
г) условия и порядок распределения между сторонами договора расходов для удовлетворения требований инвестора о возмещении убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государством своих обязательств по соглашению;
д) порядок взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации при рассмотрении предъявленных государству требований инвестора, касающихся исполнения государством своих обязательств по соглашению;
е) порядок отнесения к федеральной собственности и(или) к собственности субъекта Российской Федерации имущества, вновь созданного или приобретенного инвестором и используемого им для выполнения работ по соглашению, а также порядок дальнейшего использования этого имущества, если соглашением предусмотрен переход от инвестора к государству права собственности на такое имущество;
ж) условия и порядок внесения изменений и дополнений к договору, в том числе в части корректировки указанных выше согласованных пропорций распределения государственной доли произведенной продукции;
з) иные условия по согласованию сторон.
Статья 15. Ликвидационные работы. Ликвидационный фонд
1. По истечении срока действия соглашения или при досрочном прекращении соглашения инвестор, если иное не предусмотрено соглашением, обеспечивает проведение работ ликвидационных работ, под которыми понимаются работы по демонтажу, ликвидации и(или) консервации оборудования, сооружений, буровых скважин и иных объектов обустройства месторождений, а также по рекультивации земель в пределах территории, на которой осуществлялось проведение предусмотренных соглашением работ.
2. Финансирование ликвидационных работ указанных в пункте 1 настоящей статьи работ осуществляется за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер которого, а также порядок формирования и использования определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Организация и осуществление государственного контроля
за исполнением соглашений
Статья 16. Организация исполнения и государственного контроля за исполнением соглашений
1. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с исполнением соглашений, а также организация государственного контроля за обеспечением прав и интересов государства при исполнении соглашений осуществляется координационным органом, создаваемым в установленном порядке Правительством Российской Федерации на представительной основе в составе представителей соответствующих органов исполнительной власти.
2. Осуществление прав и обязательств государства по соглашениям возлагается Правительством Российской Федерации на федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный государственный орган), которому предоставляется право выступать от имени Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с исполнением соглашений.
3. Уполномоченный государственный орган выполняет следующие основные функции:
а) координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих в соответствии с их компетенцией исполнение обязательств государства по соглашениям;
б) организация и осуществление во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оперативного контроля за выполнением инвесторами условий соглашений;
в) рассмотрение и утверждение (если такое рассмотрение и утверждение в соответствии с условиями соглашения не отнесено к функциям управляющего комитета) разработанных инвесторами программ, проектов, планов и смет затрат на выполнение работ, изменений и дополнений к ним, а также отчетов об их выполнении, в порядке и сроки, определенные соглашением;
г) организация учета количества минерального сырья, передаваемого по условиям соглашения государству в результате раздела продукции и инвестору в качестве компенсационной и соответствующей части прибыльной продукции;
д) оказание содействия инвесторам в надлежащем исполнении ими своих обязательств по соглашениям;
е) организация решения вопросов, связанных с выдачей инвесторам лицензий на пользование недрами, с продлением срока действия соглашений, изменением их условий, приостановлением действия и прекращением соглашений, а также вопросов о передаче инвесторами их прав и обязанностей по соглашениям третьим лицам, и обеспечение в этих целях согласования указанных вопросов с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации;
ж) выдача соответствующих подтверждений и свидетельств, являющихся основанием для освобождения инвестора, оператора соглашения и иных лиц, участвующими в выполнении работ по соглашению, от взимания налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для проведения работ по соглашению, и при вывозе за пределы таможенной территории минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашения собственностью инвестора;
з) организация контроля (если соглашением не предусмотрено создание управляющего комитета) за организацией и проведением инвесторами конкурсов и аукционов по выбору поставщиков, подрядчиков, перевозчиков, страховщиков и т.п. для заключения с ними соответствующих договоров (контрактов);
и) организация контроля за формированием и использованием средств ликвидационного фонда, указанного в пункте 2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
к) организация совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения вопросов, связанных с переходом от инвестора к государству права собственности на имущество, включая основные фонды, приобретенное или вновь созданное инвестором в ходе выполнения работ по соглашению, в случаях, если передача указанного имущества предусмотрена соглашением, а также вопросов дальнейшего использования этого имущества;
л) обеспечение с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации защиты интересов государства при разрешении споров, вытекающих из соглашений или в связи с ними, в соответствии с предусмотренным этими соглашениями порядком разрешения таких споров;
м) осуществление по уполномочию Правительства Российской Федерации иных функций, связанных с решением отдельных вопросов, возникающих в ходе исполнения соглашений.
Статья 17. Осуществление государственного контроля за исполнением соглашений
1. Контроль со стороны государства за исполнением соглашения и исполнение обязательств государства по соглашению осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
2. Федеральные органы исполнительной власти (осуществляющие управление в сфере экономики, финансов, промышленности, добычи и переработки минерального сырья, федеральные органы по охране окружающей среды, по управлению государственным имуществом, по антимонопольной политике, федеральный орган управления государственным фондом недр, федеральный орган таможенного контроля, федеральная налоговая служба, федеральный горный и промышленный надзор) в целях исполнения обязательств государства по соглашению и осуществления контроля за исполнением соглашения обеспечивают контроль за:
а) определением количества добытого, а также подлежащего разделу по условиям соглашения минерального сырья;
б) определением количества минерального сырья, передаваемого государству в результате раздела продукции;
в) определением количества минерального сырья, передаваемого в собственность инвестора в качестве компенсационной и соответствующей части прибыльной продукции;
г) соблюдением условий соглашения в части технологии производства работ по обустройству месторождений минерального сырья и их эксплуатации;
д) проведением инвестором работ по демонтажу, ликвидации и(или) консервации оборудования, сооружений, буровых скважин и иных объектов обустройства месторождений, а также по рекультивации земель в пределах территории, на которой осуществлялось проведение предусмотренных соглашением работ;
е) соблюдением условий соглашения в части исполнения инвестором его обязательств по поискам и разведке, технологии производства поисково-разведочных работ;
ж) соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка пользования недрами;
з) соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для проведения работ по соглашению, и вывоза за пределы этой таможенной территории минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашения собственностью инвестора;
и) ведением бухгалтерского учета и отчетности, а также за составом и порядком возмещения капитальных и эксплуатационных расходов, подлежащих возмещению инвестору по условиям соглашения;
к) исчислением и уплатой инвестором налога на прибыль, платежей за пользование недрами, других налогов, сборов и платежей в связи с его деятельностью в рамках соглашения, а также за зачислением сумм уплачиваемых инвестором налогов в соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды;
л) формированием и использованием средств ликвидационного фонда, указанного в пункте 2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
м) распределением между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на основе заключаемых между ними договоров части произведенной продукции (минерального сырья) или ее стоимостного эквивалента, полученной государством в результате раздела продукции по условиям Соглашения;
н) соблюдением условий соглашения в части осуществления прав собственности на приобретенное или вновь созданное в ходе выполнения работ по соглашению имущество, включая основные фонды;
о) соблюдением требований законодательства в отношении недискриминации доступа к системам транспорта углеводородного сырья, а также применения установленных цен и тарифов;
п) соблюдением экологических требований к используемым в ходе выполнения соглашения техники, технологии, материалам и веществам;
р) соблюдением установленных требований (норм, правил) по безопасному ведению предусмотренных соглашением работ при разработке месторождений минерального сырья.
Глава V. Заключительные положения
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 19. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации, представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также обеспечить принятие нормативных правовых актов по реализации настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.