Предложения
о включении месторождения алмазов им. Ломоносова в перечень участков
недр и месторождений, право пользования которыми может быть
предоставлено на условиях соглашения о разделе продукции
(законодательная база, преимущества, укрупненный расчет раздела
продукции)
Законодательная база
В настоящее время создан необходимый организационный, научно-технический и технологический фундамент для промышленного освоения месторождения алмазов им. Ломоносова. Наиболее актуальной проблемой является привлечение инвестиций.
Главное препятствие для потенциальных инвесторов и кредиторов в России - несовершенное законодательство, регулирующее экономические отношения.
Инвесторы и кредиторы (особенно иностранные) настаивают обычно на трех вопросах:
- создание наиболее благоприятного таможенного и налогового режима,
- защита своих прав,
- переход на международные стандарты бухгалтерского учета, позволяющие контролировать рациональность расходования инвестиционных ресурсов.
С другой стороны, региональные органы власти имеют мало реальных возможностей для самостоятельного привлечения крупных инвесторов, в том числе, иностранных.
Основными сдерживающими факторами являются:
- отсутствие надежных гарантий для вложения средств в долгосрочные проекты,
- правовая неопределенность роли и места регионов в привлечении иностранных инвестиций.
По данным центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики РФ наибольшие трудности возникают в таких вопросах, как распределение получаемого дохода, степень участия каждой из сторон, формы финансирования.
Вместе с тем, ситуация меняется к лучшему:
- в декабре 1995 г. принят Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции",
- 24 июня 1997 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О перечне участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции", в который не вошло месторождение им. Ломоносова,
- подготовлен для рассмотрения в Государственной Думе закон о поправках в базовом варианте закона "О соглашениях о разделе продукции" и закон о поправках к двенадцати Федеральным законам в связи с принятием закона "О соглашениях о разделе продукции".
В связи с вышеизложенным, представляется своевременным выступление Областного Собрания народных депутатов Архангельской области с законодательной инициативой в Государственную Думу о включении месторождения алмазов им. Ломоносова в перечень участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции.
Федеральный Закон "О соглашениях о разделе продукции" (СРП) в стратегии инвестиционной политики Правительства РФ занимает особое место. Эксперты полагают, что именно эти соглашения призваны сыграть решающую роль как в развитии топливно-энергетического комплекса России, так и других отраслей народного хозяйства, связанных с добычей минерального сырья.
Закон СРП по сравнению с ранее принятыми законодательными актами является более прогрессивным, обеспечивающим потенциальным инвесторам большую правовую защищенность и налоговую благоприятность. Особенно важным является то, что Закон отошел от принципа раздельного правового регулирования иностранных и национальных инвестиций, и определил тенденцию установление единого регулирования как иностранных, так и отечественных инвестиций.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору - в данном случае, ОАО "Севералмаз") на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение этих работ за свой счет и на свой риск (ст.2 закона).
Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено, устанавливаются Федеральными законами (ст.2 закона).
Проекты указанных Федеральных законов, дополнений и изменений в них вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации и представительными органами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены соответствующие участки недр, в порядке законодательной инициативы. В пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции (ст.2 закона).
Преимущества включения месторождения алмазов им. Ломоносова
в перечень участков недр и месторождений, право пользования которыми
может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции
Включение месторождения алмазов им. Ломоносова в перечень участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции не снизит доходы государства и области по сравнению с тем, если бы месторождение разрабатывалось на базе действующего законодательства. Наоборот, это даст дополнительный потенциал области в решении своих региональных задач и позволит быстрее привлечь крупный капитал на освоение месторождения:
1. В условиях дотационности областного бюджета можно обоснованно добиваться большей доли в распределении государственной продукции, поступающей в распоряжение администрации на основе СРП.
2. Становясь собственником продукции (необработанные алмазы) область может иметь дополнительный доход от их продажи алмазообработчикам. Справка: На пути продвижений алмазного сырья от добывающего предприятия до потребителя стоимость алмазов возрастает в пределах 20-35%. Этот доход в большей части может стать одним из дополнительных источников пополнения областного бюджета.
3. Наличие у области собственного сырья дает более лучшую перспективу для развития алмазообработки на территории Архангельской области, что положительным образом скажется на решении задачи по структурной перестройки народного хозяйства.
4. Будет создана правовая база для более эффективного привлечения иностранных инвестиций в промышленное освоение месторождения, повысится заинтересованность иностранного капитала и его уверенность в стабильности условий, на которых он вступает в проект. Проект станет более привлекательным для иностранных инвестиций, и, следовательно, даст возможность в более короткие сроки и на лучших условиях привлечь в область крупные денежные средства, способные оживить деятельность многих отраслей народного хозяйства.
5. Даже первый этап решения этого вопроса - выступление областного собрания народных депутатов с законодательной инициативой о включении месторождения им. Ломоносова в перечень месторождений, на которые распространяется действие Закона о СРП, значительно увеличит интерес иностранного капитала к участию в разработке месторождения, и позволит в ходе инвестиционного конкурса привлечь его на более благоприятных для области условиях.
Укрупненный расчет раздела продукции
В настоящее время, в отсутствие окончательно сформулированных условий инвестиционного конкурса и конкретных условий, на которых будут привлекаться инвестиции на освоение месторождения, нет возможности точно установить конкретные показатели раздела продукции для включения в СРП. Они будут определены на стадии разработки закона о СРП на месторождении им. Ломоносова, в условиях, когда окончательно определятся источники финансирования, участники разработки месторождения и будут уточнены показатели экономической эффективности.
В то же время, имеется полная возможность на основе уже имеющейся экономической оценки эффективности разработки месторождения, определенной в "Обоснованиях инвестиций в строительство горно-обогатительного комбината на месторождении им. Ломоносова (Гипроруда, Санкт-Петербург, 1996 год) определить основные принципы и укрупненные показатели раздела продукции, учитывая, что этот инвестиционный проект прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение Экспертного Совета при Правительстве РФ (май 1997 г.).
При оценке конкретных показателей раздела продукции в качестве исходных принципов приняты:
1. Для объективности оценки показателей раздела продукции целесообразно, прежде всего, определить долю стоимости, создаваемой в процессе эксплуатации месторождения, которая поступает в виде доходов в федеральный, областной и местный бюджеты при распределении их в соответствии с действующим законодательством, имея в виду, что рекомендуемые показатели по разделу продукции (государственная продукция) не должны снижать этих доходов при достаточной эффективности затрат инвестора.
2. На сегодня реально на основе расчетных капитальных и производственных затрат определить достаточно точно объем компенсационной продукции ОАО "Севералмаз" (Кост Стоп) в ходе реализации инвестиционного проекта.
3. При распределении прибыльной продукции доля Общества должна соответствовать приемлемой для него норме прибыли и быть (что очень важно в условиях привлечения иностранных инвестиций) не ниже, чем норма прибыли на капитал в развитых промышленных странах.
С учетом этого, ниже приводится расчет показателей раздела продукции для месторождения им. Ломоносова на основе "Обоснований инвестиций". Показатели приведены в твердой валюте (долларах США), что в условиях скользящего курса доллара позволяет более достоверно оценить эффективность проекта в расчетном периоде.
В таблицах 1 и 2 приведены основные технико-экономические показатели инвестиционного проекта, а также объемы поступления доходов от деятельности ГОКа и распределение их в федеральный, областной и местный бюджеты. Показатели определены по состоянию цен и налогов на начало 1996 года.
Таблица 1
Основные показатели инвестиционного проекта в долларах США
Наименование показателей |
Период развития (годы) | Всего за весь период |
|||
Ед. изм. | 1996-1999 | 2000-2003 | 2004-2016 | ||
Объем добывае- мой руды |
млн. тн. | 0.8 | 5.5 | 65 | 71.3 |
Капвложения | млн. долл. |
178.73 | 487.48 | 79.61 | 745.82 |
Стоимость то- варной продук- ции |
млн. долл. |
30.50 | 226.38 | 4074.66 | 4331.53 |
Себестоимость товарной про- дукции |
млн. долл. |
44.74 | 192.08 | 1945.21 | 2182.03 |
в том числе плата за недра |
млн. долл. |
1.94 | 17.48 | 315.06 | 334.48 |
Налоги, отно- симые на фи- нансовые ре- зультаты |
млн. долл. |
5.19 | 21.21 | 52.93 | 79.33 |
Всего налогов в затратах |
млн. долл. |
5.67 | 41.08 | 393.75 | 440.50 |
Балансовая прибыль |
млн. долл. |
-19.44 | 13.10 | 2076.51 | 2070.17 |
Налог на при- быль |
млн. долл. |
0.00 | 2.28 | 571.85 | 574.14 |
Чистая прибыль | млн. долл. |
-19.44 | 10.82 | 1504.66 | 1496.03 |
Чистый дискон- тированный до- ход (NPV) при норме дисконта 11% |
млн. долл. |
+37.3. | |||
Норма внутрен- ней доходности (IRR) |
% | 12 |
- Примечание: Расчет интегральных показателей эффективности проекта (NPV, IRR) выполнен по схеме финансирования, предусматривающей в качестве источников финансирования акционерный капитал (20% требуемых инвестиций), остальное - кредитные ресурсы (при плате за пользование кредитами 9% годовых).
Таблица 2
Распределение налогов (млн.долл. США)
Виды налоговых отчислений | Всего | Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Платежи за право пользова- ния недрами (4%) |
182.89 | 45.72 | 45.72 | 91.44 |
Отчисления на воспроизводс- тво МСБ (3.5%) |
151.59 | 151.59 | 0.00 | 0.00 |
Всего плата за пользование недрами |
334.48 | 197.32 | 45.72 | 91.44 |
Экологические платежи | 24.40 | 24.40 | ||
Налог на землю | 2.18 | 2.18 | ||
Плата за воду | 0.09 | 0.09 | ||
Транспортный налог | 2.48 | 2.48 | ||
Налог на нужды общеобразо- вательных школ |
2.48 | 2.48 | ||
Налог на имущество | 74.40 | 37.20 | 37.20 | |
Итого по перечисленным на- логам |
440.50 | 197.32 | 82.92 | 160.26 |
Налог на прибыль с учетом льгот |
574.14 | 213.00 | 360.93 | |
Всего платежей и налогов (доход бюджетов) |
1014.63 | 410.31 | 443.85 | 160.26 |
Расчетная доля для раздела продукции |
23.42 | 9.47 | 10.25 | 3.7 |
- Примечание: Выделенные в таблице показатели использованы для расчета показателей раздела продукции.
Исходя из этих показателей, общее поступление доходов от деятельности ОАО "Севералмаз" в виде налогов и платежей за указанный период составит 1014.63 млн.долл. или 23,42% от реализации добытых алмазов (без сумм отчислений в социальные фонды, которые включаются в компенсационную продукцию и выплачиваются Обществом в установленном порядке). Соответственно, предельная продукция, которая может быть передана в собственность Общества должна составлять не более 76,58%.
В соответствии с расчетными показателями инвестиционного проекта объем компенсационной продукции Общества (которая только покрывает расходы и не дает прибыли) составляет не менее 2583.25 млн.долл. или 59.7% от общего объема продукции. Основные составляющие компенсационной продукции:
Капитальные вложения в основной капитал |
745.82 млн.долл. |
-------------------------------------------------------------------------
Всего |
2583.25 млн.долл. |
Желательно, чтобы поступающая в распоряжение Общества в результате распределения продукция превышала этот уровень на величину приемлемой нормы прибыли.
При определении конкретных показателей раздела продукции целесообразно рассмотреть два возможных подхода в формировании соглашения о разделе продукции.
1. Предусмотреть налоги (доходы) бюджетов всех уровней при определении доли государства в разделе продукции. То есть, включить их в государственную долю, дополнив "Соглашение о разделе продукции", указанием о доле государственной продукции, поступающей в распоряжение областного и местного бюджетов.
2. Исключить долю местного бюджета из государственной доли при распределении продукции и включить ее в компенсационную продукцию Общества, которое должно будет уплачивать эти налоги в денежной форме в установленных действующим законодательством размерах. В этом случае доля государственной продукции должна быть уменьшена на 3,7% и соответственно увеличена доля Инвестора. Раздел продукции по первому варианту может быть осуществлен по схеме, представленной на рис.1.
Расчет реальных показателей раздела продукции требует многовариантного подхода с учетом реальной схемы финансирования проекта, окончательно принятой тактике ведения горных работ, а также возможных лучших прогнозных ожиданий по качеству сырья месторождения, возможных факторов риска и т.д. Например, очень важно - на платной или компенсационной основе будут привлечены иностранные инвестиции, что в значительной мере влияет на объем компенсационной продукции, или при более высокой цене на продукцию компенсационная продукция останется на прежнем уровне, а прибыльная продукция значительно возрастет и, как следствие, доходы государства. В конечном итоге в зависимости от этих и других факторов необходимо определить шкалу зависимость показателей раздела продукции от внутренней нормы рентабельности проекта. Эта работа может быть выполнена в ходе принятия решений и подготовки конкретного законодательного акта о СРП на месторождении им. Ломоносова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.