Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации"
Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ создал правовую основу для выработки и реализации стратегии экономического и социального развития страны на основе системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и перечней федеральных целевых программ.
Однако указанный закон выполняется слабо, работа по подготовке прогнозов и концепции на долгосрочный период, а также программ на среднесрочный период ведется от случая к случаю, от нее фактически отстранено Федеральное Собрание. Обоснованная перспективная стратегия развития экономики страны практически отсутствует, что ведет к крупным просчетам, ошибкам, затрудняет выход страны из кризиса.
Практика применения закона показала, что в нем не предусмотрен механизм контроля законодательных органов за выработкой и реализацией стратегии социально-экономического развития страны, недостаточен горизонт прогнозов, отсутствует индикативное планирование, широко используемое в зарубежных странах, крайне слабо представлен территориальный разрез федеральных документов, работа в этом направлении субъектов Федерации.
В связи с этим возникла необходимость внесения ряда изменений и дополнений в Федеральный закон, с тем, чтобы его актуализировать, повысить роль Федерального Собрания в определении стратегии социально-экономического развития страны.
Концепция закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", подготовленная Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН, обсуждалась на заседании Комитета по экономической политике Совета Федерации 13.10.98. Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона.
Предлагаемые принципиальные изменения в законе сводятся к следующим.
1. Изменено название закона - введено понятие индикативного планирования.
2. Повешена роль территориального планирования. Предлагается дополнительно ввести в закон статью, в которой определяются правовые основы разработки прогнозов и концепций на долгосрочный период, а также и программ на среднесрочный период и годовых индикативных планов по регионам и крупным экономическим районам.
3. Введено понятие индикативного плана. Вместо прогнозов социально-экономического развития на год, предлагается разрабатывать годовые индикативные планы.
4. Усилена роль Федерального Собрания. Предлагается существенно повысить роль Федерального Собрания как высшего законодательного органа, представляющего интересы всех слоев населения, в контроле за реализацией стратегии социально-экономического и территориального развития страны.
5. Предлагается создание Национального научного совета по прогнозированию при Президенте Российской Федерации, в функции которого входит: совершенствование методологии социально-экономического и научно-технологического прогнозирования и научная экспертиза прогнозов социально-экономического развития и концепций социально-экономического развития.
Принятие перечисленных выше изменений и дополнений позволит существенно повысить обоснованность стратегии социально-экономического и территориального развития и эффективность государственного регулирования в этой области.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета на создание Национального научного совета по прогнозированию при Президенте Российской Федерации. Эти расходы по предварительным расчетам составят в расчете на год порядка 100 млн.руб. и могут быть предусмотрены в проекте федерального бюджете на 2001 год в составе расходов по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". В федеральный бюджет на 2000 год внесение изменений не потребуется.
Введение в действие остальных изменений и дополнений к Федеральному закону не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета сверх тех, которые предусматриваются на финансирование органов государственного управления, на науку и научное обслуживание. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 15 лет будет разрабатываться Правительством РФ вместо прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 10 лет, а годовой индикативный план - вместо годового прогноза.
В то же время введение в действие изменений и дополнений к Федеральному закону будет способствовать повышению обоснованности стратегических приоритетов, эффективности государственного регулирования социально-экономического развития страны, ускорению перехода от кризиса к оживлению экономики и на этой основе увеличению доходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.