Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в статью 124 Водного кодекса Российской
Федерации"
Настоящий законопроект имеет своей целью законодательно закрепить статус подземных вод как полезного ископаемого и соответственно распространить на них действие Закона Российской Федерации "О недрах" по распределению платежей за пользование недрами, которое предусмотрено статьей 42 упомянутого закона.
Закон Российской Федерации "О недрах", принятый в 1992 году, регулирует отношения, возникающие в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды. До внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" распределение платежей за пользование недрами при добыче подземных вод осуществлялось в следующем соотношении:
местный бюджет - 50 процентов;
бюджет субъекта Российской Федерации - 25 процентов;
федеральный бюджет - 25 процентов.
Введение отсылочной нормы в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах" о том, что распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, привело к возникновению правового вакуума в этом вопросе, который был ликвидирован только после принятия Водного кодекса Российской Федерации.
К сожалению, борьба за сферы влияния двух ведомств Комитета по геологии и использованию недр Российской Федерации и Министерства водного хозяйства Российской Федерации в 1995 году не позволила принять прогрессивный закон о водных ресурсах. Принятие распределения платежей за пользование водными объектами в Водном кодексе Российской Федерации в соотношении 40 процентов - в федеральный бюджет и 60 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации вообще лишило органы местного самоуправления налоговых поступлений от использования подземных вод.
Развитие водного законодательства, а также объединение Комитета по геологии и использованию недр Российской Федерации и Министерства водного хозяйства Российской Федерации в Министерство природных ресурсов Российской Федерации практически разграничили сферы регулирования отношений, связанных с использованием подземных вод, отнеся их к сфере регулирования законодательства о недрах. Примером может быть статья 1 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами".
Подземные воды в основном используются для водоснабжения населения и местной промышленности, поэтому целесообразно пересмотреть распределение платежей за пользование недрами по бюджетам различных уровней в сторону местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта позволит увеличить доходы территорий, а также усилить контроль за использованием ресурсов со стороны органов местного самоуправления.
Принятие настоящего закона потребует внесения изменения и дополнения в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах".
Принятие настоящего закона не потребует расходования средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона
"О внесении дополнения в статью 124 Водного кодекса Российской
Федерации"
1. По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации годовая сумма поступлений от платежей за пользование подземными водами составляет около 700 млн. руб.
2. В действующем законодательстве принято следующее распределение средств от платежей за пользование подземными водами:
в федеральный бюджет |
- 40% |
3. Исходя из принятого распределения годовая сумма поступлений от платежей за пользование подземными водами направляется:
в федеральный бюджет - 40% |
- 280 млн. руб. |
4. Поправка, предлагаемая в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах", изменит соотношение поступления платежей за пользование подземными водами в следующем порядке:
местный бюджет |
- 50% |
5. В соответствии с предлагаемой поправкой средства от платежей за пользование подземными водами по уровням бюджетов поступят в следующих размерах:
местные бюджеты - 50% |
- 350 млн. руб. |
6. Исходя из представленных Минприродой России расчетов в местные бюджеты дополнительно поступят средства от платежей за пользование подземными водами 350 млн. руб., поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации уменьшатся на сумму 245 млн. руб., поступления в федеральный бюджет уменьшатся на сумму 105 млн. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.