Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
Проект федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" разработан на основании пункта 3 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации, в котором указано, что порядок формирования указанного банка данных определяется федеральным законом.
Законопроект устанавливает порядок формирования и использования Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью государственного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и содействия в передаче таких детей на воспитание в семьи граждан.
В этой связи следует отметить, что государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, - это государственная информационная система на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Российской Федерации, предназначенная для обеспечения процессов сбора, обработки, накопления, хранения поиска и предоставления пользователям информации о детях, подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан.
Концепция законопроекта построена на основе положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", а также с учетом практики работы федерального и 83 региональных банков данных, осуществляющих централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 919.
Основные положения концепции направлены на создание информационного обеспечения задач государства, связанных со скорейшей передачей детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Во-первых, это создание правовых основ для формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Законопроект устанавливает государственный статус указанного банка данных, определяет основные принципы государственного регулирования его деятельности, а также задачи уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации, ответственных за формирование и использование этих банков данных.
Во-вторых, определен правовой режим информационных ресурсов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Законопроект определяет категорию информации по уровню доступа к ней пользователей (информация с открытым и ограниченным доступом). Кроме того, проект федерального закона устанавливает порядок заполнения (документирования) информации о детях, оставшихся без попечения родителей, а также обязательность ее представления для формирования информационных ресурсов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Принципиальное значение при этом приобретает обязательный (беспрепятственный) обмен документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, между органами опеки и попечительства, государственными банками данных о детях, оставшихся без попечения родителей на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Обмен документированной информацией позволяет в кратчайшие сроки получить сведения о каждом ребенке, проживающем на территории Российской Федерации, который подлежит передаче на воспитание в семьи граждан.
В-третьих, установлен механизм обеспечения прав граждан на информацию о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью.
Законопроектом устанавливается право граждан на информацию из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также гарантии реализации этого права. Определен порядок доступа к открытой информации и к информации с ограниченным доступом (место, куда должен обратиться гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в семью; форма запроса гражданина об ознакомлении его с информацией о детях, оставшихся без попечения родителей; документы, необходимые для получения информации). Установлен порядок и сроки рассмотрения запроса гражданина, а также основания для отказа в получении информации. Определен порядок защиты прав граждан на информацию и ответственность должностных лиц за отказ в доступе к информации, сокрытие информации, предоставление заведомо недостоверной информации, нарушение установленных сроков ответа на запрашиваемую информацию.
В-четвертых, проектом федерального закона установлено, что формирование и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учетом максимального использования уже имеющихся информационных ресурсов, информационных технологий и программно-технического обеспечения, созданных для централизованного учета детей и содействия в устройстве этих детей в семьи граждан, в соответствии с постановлением Правительств" Российской Федерации от 3 августа 1996 г., N 919.
Финансирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, как и в настоящее время, будет осуществляться за счет средств, выделяемых по федеральной программе "Дети России" (подпрограмма "Дети сироты").
Полагаем, что принятие законопроекта позволит реализовать гражданам их право на принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, а детям, лишенным родительского попечения, реализовать их право на приобретение новой семьи.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственном
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
Расчет дополнительных затрат на дооснащение основными средствами, а также стоимости текущих расходов, необходимых для функционирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, покрываемых за счет средств федерального бюджета (целевая федеральная программа "Дети-сироты").
1. Дооснащение основными средствами включают в себя затраты на приобретение (единовременные затраты):
программно-аппаратного комплекса
"Дионис" (с учетом его установки,
гарантийного обслуживания,
доработки программного
обеспечения федерального
и региональных банков данных) - 285000 руб. (10000 дол. х 28,5 руб.)
сканера - 7000 руб. (250 дол. х 28,5 руб.)
мебели - 30000 руб. (1500 дол. х 28,5 руб.)
Итого расходов по дооснащению - 285037 руб.
Расчет затрат на дооснащение основными средствами проводился с учетом положения Федерального закона "О поставке продукции для федеральных государственных нужд" (N 60-ФЗ от 13.12.94 г.), предусматривающего приобретение оборудования отечественной сборки.
2. Стоимость эксплуатационных расходов включает в себя (ежегодные затраты):
2.1. Дополнительные расходы на заработную плату персонала - 79488 руб.
Должность | Оклад (в руб.) |
Начисления на социальные нужды (в руб.) |
Сумма заработной платы за месяц (в руб.) |
Сумма заработной платы за год (в руб.) |
Администратор 2200 836 3036 3036х12=36432
базы данных
Специалист по 2600 988 3588 3588х12=43056
связи с
общественностью
Всего 79488
2.2. Расходные - 57456 руб, в том числе:
материалы:
Картриджи принтера - 25650 руб. (2 х 5 мес. х 90 дол. х 28,5 руб);
Картриджи копира - 23490 руб. (1 х 12 мес. х 70 дол. х 28,5 руб.);
Носители информации - 5130 руб. (5 х 12 мес. х 3 дол. х 28,5 руб.):
Факс-бумага - 2736 руб. (2 х 12 мес. х 4 дол. х 28,5 руб.).
2.3. Канцелярские - 16208 руб., в том числе:
расходы
бумага А-4 - 8208 руб. (6 х 12 мес. х 4 дол. х 28,5 руб.);
письменные - 5000 руб.;
принадлежности
прочие расходы - 3000 руб.
2.4. Всего - 153152 руб. (79488 руб. + 57456 руб. + 16208
эксплуатационных руб.)
расходов
Таким образом, 2001 г. общие расходы на финансирование федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, покрываемые за счет федерального бюджета составят 438,2 тыс. рублей, в том числе: на дооснащение основными средствами -285,0 тыс. руб.; на эксплуатационные расходы - 153,2 тыс.руб. В последующие годы общие расходы на функционирование федерального банка данных будут включать в себя указанную выше величину эксплуатационных расходов, а также амортизационные расходы, связанные с частичной модернизацией имеющегося оборудования (10-15% общей стоимости имеющегося оборудования), что составит около 190 тысяч рублей в год.
Для сведения:
1. В период с 1995 г. по 1997 г. за счет средств федерального бюджета (целевая федеральная программа "Дети сироты") целевым назначением было выделено 186,8 млн. рублей (в масштабах цен 1995 г.) для реализации следующих задач по формированию государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей:
- оснащение федерального банка данных (два комплекта компьютерной техники, факс-модем, факсимильный аппарат, копировальный аппарат);
- оснащение 23 региональных банков данных (компьютер, принтер, модем);
- разработка программного обеспечения.
Кроме того, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации оснащены компьютерной техникой 62 региональных банка данных.
Таким образом, на конец 1997 г. сформирован государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в структуру которого входят федеральный и 85 региональных банков данных. В стадии формирования находятся еще 4 региональных банка данных.
2. В период с 1998 г. по 2000 г. из средств федерального бюджета (целевая федеральная программа "Дети сироты") целевым назначением предусмотрено выделение 150 тыс. рублей, для доработки программы федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в части, касающейся учета лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.