Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О мировых судьях в Российской Федерации"
Одной из причин введения в Российской Федерации института мировых судей явилась чрезмерная нагрузка по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях судьями федеральных судов общей юрисдикции. Отнесение к компетенции мировых судей рассмотрения ряда не представляющих значительной сложности гражданских дел позволит судьям районных судов уделять большее внимание сложным гражданским делам, тщательнее готовиться к судебным процессам и т.д.
В интересах совершенствования осуществления правосудия было бы целесообразно освободить судей районных судов и от рассмотрения части уголовных дел. Между тем, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" отнес к компетенции мировых судей рассмотрение уголовных дел только о тех преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. Между тем, Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит большого количества статей, санкция которых предусматривает наказание до двух лет лишения свободы. Кроме того, многие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за совершение преступлений в виде наказания до двух лет лишения свободы, на практике применяются крайне редко. Поэтому значительного освобождения судей районных судов от рассмотрения уголовных дел не произойдет.
В целях дальнейшего повышения эффективности судебной деятельности к компетенции мировых судей следует отнести рассмотрение уголовных дел о преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не может превышать трех лет лишения свободы.
В производстве районных судов количество данных дел весьма значительно. Это, например, дела о таких преступлениях, как кража (часть 1 статьи 158 УК РФ), мошенничество (часть 1 статьи 159 УК РФ), присвоение или растрата (часть 1 статьи 160 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) (часть 1 статьи 166 УК РФ) и т.д.
В то же время, судебная практика свидетельствует о том, что такие уголовные дела, как правило, не представляют большой сложности, незначительны по объему, поэтому могут рассматриваться мировыми судьями.
Передача указанной категории дел на рассмотрение мировых судей будет способствовать совершенствованию работы районных судов.
Исключение из статьи 5 положения о том, что от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются только те кандидаты на должности мировых судей, которые имеют стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет обосновывается следующим:
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" судьей может быть гражданин, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Таким образом, гражданин, работающий или работавший судьей федерального суда, независимо от времени пребывания в данной должности, уже сдавал квалификационный экзамен и получал рекомендацию квалификационной коллегии судей. Поэтому обязывать кандидата на должность мирового судьи, имеющего стаж работы судьей федерального суда менее пяти лет, еще раз сдавать квалификационный экзамен и представлять рекомендацию квалификационной коллегии судей нецелесообразно.
Необходимость изменения части 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" обуславливается следующими обстоятельствами:
Часть 3 статьи 10 данного закона в ее сегодняшней редакции предусматривает, что "материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации". Следует отметить, что органы юстиции относятся именно к органам исполнительной власти, поэтому содержащееся в тексте закона противопоставление неверно с правовой точки зрения.
Кроме того, согласно части 1 статьи 31 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" организационно обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции, предоставляя в их распоряжение необходимые ресурсы, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы. В соответствии с частью 4 статьи 4 данного Конституционного закона мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, поэтому материально-техническое обеспечение их деятельности должно обеспечиваться органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О мировых судьях в Российской Федерации"
Реализация закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации |
Р.С.Хисматуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.