Пояснительная записка
по вопросу ратификации Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Литовской Республики
о поощрении и взаимной защите капиталовложений
29 июня 1999 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
По содержанию указанное Соглашение во многом совпадает с аналогичными соглашениями, подписанными в 1992-1998 г.г. с Италией, Грецией, Кубой, Румынией, Узбекистаном, Украиной и др.
Основными его положениями являются:
допуск капиталовложений инвесторов государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в соответствии с законодательством этого государства;
предоставление каждой из Сторон инвесторам государства другой Стороны режима, создающего равные условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств;
обязательство Сторон не принимать меры по принудительному изъятию иностранных капиталовложений в форме национализации, экспроприации или иные меры, имеющие аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах;
обеспечение гарантии беспрепятственного перевода сумм, причитающихся иностранным инвесторам в результате их деятельности, таких как доходы, суммы, выплачиваемые в погашение займов, относящихся к капиталовложению, платежи в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей объекта, созданного в результате капиталовложения, а также сумм компенсации в случае принудительного изъятия осуществленных капиталовложений;
возможность рассмотрения в международном арбитраже инвестиционных споров между одной Стороной и инвестором государства другой Стороны, а также споров между самими Сторонами относительно толкования и применения Соглашения;
положение о суброгации (предусмотрена в статьях 965 и 970 ГК РФ, а также в ст.7 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 14 июля 1999 г. N 160-ФЗ).
Вступление в силу Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Вместе с тем, в случае экспроприации (национализации) капиталовложений литовских инвесторов Правительство Российской Федерации должно будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда судом или арбитражем, в том числе международным арбитражем, будет установлено, что Российская Сторона не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед Правительством Литвы или литовскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Такие же обязательства со всеми возможными последствиями берет на себя и Правительство Литовской Республики.
Учитывая, что Соглашение содержит положения иные, чем предусмотренные российским законодательством, оно подлежит ратификации в соответствии с п.1а Статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ.
Основными моментами, по которым указанное Соглашение подлежит ратификации, являются следующие:
- экспроприация (статья 6) - в российском законодательстве механизм компенсации в случае национализации или экспроприации не прописан;
- рассмотрение в международном арбитраже инвестиционных споров между одной Стороной и инвестором другой Стороны (статья 10) - в российском законодательстве механизм рассмотрения такого рода споров в международном арбитраже не предусмотрен.
Соглашение заключено на основе типового проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 395.
Российско-литовское межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений обеспечивает стабильность и предсказуемость юридического поля при принятии решений об инвестициях, способствует применению юридических норм, соответствующих современной международной практике, повышает "безопасность" и уменьшает рискованность инвестиций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.