Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных
заседателей"
Обоснование необходимости принятия законопроекта
Создание института арбитражных заседателей предусмотрено статьями 1, 5, 8 и 37 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
Статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 05.05.95 N 71-ФЗ было предусмотрено проведение эксперимента по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Эксперимент проводился в 14 из 82 арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в соответствии с Положением "Об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей", утвержденным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Трехлетний срок проведения эксперимента, установленный статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", истекает.
Проведение эксперимента показало целесообразность привлечения арбитражных заседателей к осуществлению правосудия.
В связи с изложенным представляется проект федерального закона "О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" (далее - проект). Указанный проект состоит из восьми статей.
1. В статье 1 проекта раскрываются общие положения относительно участия арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. В частности, указывается, что арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. При этом арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия при коллегиальном рассмотрении дел в арбитражном суде первой инстанции.
2. В статье 2 перечисляются требования, предъявляемые к кандидатам в арбитражные заседатели. Ими могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не менее 5 лет. Не привлекаются к осуществлению правосудия в качестве арбитражных заседателей лица, замещающие государственные должностные категории "А", предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказание, а также лица, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной деятельности. Не могут быть также арбитражными заседателями лица, ранее судимые либо совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти.
3. В статье 3 проекта предусмотрен порядок назначения арбитражных заседателей. Они будут назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации, согласованному с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
При этом устанавливается максимальная численность арбитражных заседателей. Она не может превышать численность судей в каждом арбитражном суде Российской Федерации более чем в два раза.
4. Статья 4 проекта устанавливает срок полномочий арбитражного заседателя в два года, по истечении которого он может быть назначен повторно.
5. В статье 5 проекта перечисляются основания прекращения полномочий арбитражных заседателей: по истечении срока полномочий арбитражного заседателя и ввиду прекращения гражданства Российской Федерации, неоднократного (более двух раз) уклонения по неуважительным причинам от исполнения обязанностей арбитражного заседателя и по ряду других оснований.
6. Статьей 6 проекта предусмотрена оплата труда арбитражных заседателей за время их участия в осуществлении правосудия. Данная норма включена в проект в целях реализации статьи 8 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", предусматривающей выплату арбитражным заседателям вознаграждения из федерального бюджета.
7. В статье 7 проекта устанавливаются гарантии независимости арбитражного заседателя. На арбитражного заседателя, членов его семьи на период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
8. Статья 8 проекта посвящается заключительным положениям.
Принятие федерального закона "О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" будет способствовать реализации положений Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона
"О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных
заседателей"
Статьей 6 проекта федерального закона О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" предусмотрено, что арбитражному заседателю за время участия в осуществлении правосудия выплачивается арбитражным судом за счет средств федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации, но не менее десяти минимальных размеров оплаты труда, пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия.
В основу расчетов положены данные судебной статистики о количестве дел, рассмотренных с участием арбитражных заседателей на протяжении одного года, и усредненные сведения о количестве дней, в течение которых арбитражные заседатели участвовали в рассмотрении одного дела, что позволило произвести расчет фонда оплаты труда арбитражных заседателей на 2001 год:
расчетно арбитражные заседатели затратят в год 9000 дней.
В году 247 рабочих дней.
Численность заседателей составит: 9000:247=36 чел.
Фонд заработной платы из расчета
- должностной оклад арбитражного заседателя составляет
50 процентов должностного оклада судьи арбитражного суда:
2449,04 х 50% = 1224,52 руб.;
1224,52 х 36 чел. х 12 мес. х 1,2 р.к. = 634791,2 = 634,8 тыс. руб.;
код 110200 = 634,8 х 38,5% = 244,4 тыс. руб.
Итого расходов: 634,8 + 244,4 = 879,2 тыс. руб.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены,
изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие
законопроекта
Принятие вносимого проекта потребует отмены статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст.1710), а также внесения соответствующих изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (проект разработан).
Справка о состоянии законодательства по вопросам Финансирования
судов
Реализация федерального закона "О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" должна осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 120), Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (статьи 1, 5, 8, 37).
Предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие
которых необходимо для реализации Федерального закона
Реализация вносимого проекта потребует разработки и принятия каких-либо законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.