Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"
Одной из важнейших задач российского государства, несомненно, является восстановление доверия граждан к власти, ее ветвям и институтам. В условиях демократии невозможно проводить в жизнь необходимые стране экономические, социальные и правовые преобразования без общественной поддержки, предполагающей наличие взаимного уважения общества и государства. Это особенно важно в переходный период, когда выход из кризиса неизбежно связан с болезненными мерами, временно ухудшающими уровень жизни значительной части населения. В такое время представители власти, как никогда, обязаны буквально жить одной жизнью с народом, делить со своими избирателями тяготы и лишения посткризисного этапа.
Между тем государственная власть в нашей стране до сих пор поступала диаметрально противоположным образом. Об этом свидетельствует вопиющий разрыв в реальных доходах с учетом всех установленных льгот между лицами, занимающими государственные должности, государственными служащими, с одной стороны, и остальными работниками бюджетной сферы. Существенную лепту в усугубление социальной несправедливости внесла новая редакция принятого в 1999 году Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этот закон закрепил значительные и в большинстве случаев необоснованные льготы и привилегии для парламентариев, что вызвало резкое возмущение избирателей и, естественно, еще больше углубило недоверие общества к власти.
Представителями фракции "Союз правых сил" уже внесен в Государственную Думу законопроект, направленный на отмену или ограничение всех необоснованных депутатских льгот и привилегий. Вместе с тем поставленная проблема представляется настолько важной, что авторы считают необходимым, наряду с отстаиванием комплексного подхода, предлагать законодательные инициативы по упразднению отдельных видов таких льгот и привилегий. Тем самым наши оппоненты будут лишены довода, согласно которому они не могут поддержать наши предложения ввиду несогласия с отдельными из них, тогда как другие вполне заслуживают поддержки, будучи рассмотренными отдельно.
Настоящий законопроект посвящен льготам по пенсионному обеспечению российских парламентариев. Категорически неприемлемой представляется действующая норма, согласно которой гражданин Российской Федерации, являвшийся депутатом Государственной Думы, имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии из федерального бюджета (то есть за счет налогоплательщиков) в размере от 55 до 75 процентов денежного содержания. При этом специально оговаривается, что размер доплаты индексируется при увеличении в централизованном порядке денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. Читая в тексте Федерального закона соответствующие положения, поневоле начинаешь думать, что депутат работает где-нибудь у мартена или в шахте. Доводы о том, что аналогичная доплата установлена в отношении государственных служащих, не могут быть приняты во внимание. Во-первых, она ничуть не более обоснована и в последнем случае. Во-вторых, по нашему глубокому убеждению, материальное обеспечение депутата должно увязываться не с условиями содержания государственного аппарата, а с уровнем жизни основных групп избирателей.
Предлагается отменить указанные доплаты к пенсиям бывших народных избранников и установить их пенсионное обеспечение на общих основаниях. Однако вряд ли обосновано ограничивать в правах тех людей, которым пенсия уже назначена в соответствии с действующими условиями. Поэтому авторы считают неправомерным придание настоящей поправке обратной силы.
Принятие и введение в действие проекта настоящего Федерального закона не только не повлечет дополнительных затрат из бюджета, но, напротив, позволит сэкономить определенную часть государственных расходов, направив их на социальные цели. Реализация его положений благотворно скажется на состоянии общественной нравственности и укрепит авторитет государственной власти.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" признание утратившими силу актов федерального законодательства не потребуется.
Депутаты Государственной Думы |
В.В.Похмелкин |
С.В.Кириенко
Б.Е.Немцов
И.М.Хакамада
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.