Проект федерального закона
"О Национальном Сберегательном Банке России" (НСБР)"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Капитал НСБР
Глава III. Органы управления НСБР
Глава IV. Взаимоотношения НСБР с федеральными исполнительными
органами власти, исполнительными органами власти
субъекта федерации, Банком России и общественными
организациями вкладчиков
Глава V. Операции НСБР
Глава VI. Организация НСБР
Глава VII. Персонал, принципы организации заработной платы
и социальное обеспечение в НСБР
Глава VIII. Особенности выплаты дивидендов акционерам НСБР
Глава IX. Аудит НСБР
Глава X. Заключительные положения
Преамбула
Сбережение ценности вкладов граждан является важнейшей экономической, социальной и политической задачей деятельности современного правового государства.
Устойчивое экономическое развитие, политическая стабильность, социальная справедливость, нравственность и здоровье нации во многом определяется ее способностью понимания роли и непрерывного совершенствования института сбережения вкладов населения.
В социальной рыночной экономике, в соответствии со своей ролью, государство обеспечивает деятельность кредитной организации, за сбережения вкладов которой оно берет на себя определенную ответственность.
Данный закон дает правовое основание для деятельности такой кредитной организации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с деятельностью Национального Сберегательного Банка России (НСБР).
Нормы права установленные настоящим законом в отношении деятельности НСБР не применяются в отношении иных кредитных организаций.
Статья 2. Организационно-правовой статус НСБР
НСБР - является кредитной организацией в правовой форме открытого акционерного общества (ОАО) с особенностями участия государства, обращения акций, распоряжения имуществом, организации управления, отчетности, аудита, порядка реорганизации ликвидации устанавливаемые настоящим законом.
2. Национальный характер НСБР, как кредитной организации вытекает из целей, масштабов и интересов ее деятельности. Определение "национальный" является исключительным правом НСБР как кредитной организации. Не допускается включение определения "национальный" в название иных кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, если иное не будет установлено федеральным законом.
3. Учредителем НСБР является государство в лице Правительства Российской Федерации.
4. На НСБР не распространяются требования Федерального антимонопольного законодательства в части пресечения монополистической деятельности.
5. НСБР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Статья 3. Цели создания и деятельности НСБР
1. Главной и определяющей целью создания и деятельности НСБР является сохранение ценности сбережений граждан по их вкладам в НСБР и обеспечение их возврата вкладчикам.
2. Посягательство на сбережения граждан во вкладах НСБР рассматривается как преступление против нации и влечет меры ответственности, предусмотренные законодательством.
3. Федеральное Собрание, Президент России, Правительство России, Банк России совместно с НСБР принимают меры, чтобы исключить потерю ценности сбережений, размещенных во вкладах НСБР.
4. Правительство, Банк России, НСБР обращаются в Федеральное Собрание с ежегодным, совместным Меморандумом "О сбережениях и процентной политике". Меморандум содержит описание ситуации в сфере сбережений, потенциальных угроз их ценности и мер по их нейтрализации. Меморандум вносится на рассмотрение Федерального Собрания до 1 октября. Порядок рассмотрения Меморандума устанавливается палатами Федерального Собрания.
5. Изъятие или отвлечение, или обременение обязательствами имущества НСБР без согласия НСБР не допускается.
Статья 4. Ответственность государства по обязательствам НСБР
1. НСБР осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и исполняет свои обязательства за счет имущества, находящегося в его распоряжении.
2. Государство отвечает по обязательствам НСБР в тех случаях, когда такие обязательства возникли в силу следующих действий (или бездействия) Правительства, или Банка России, выводящих отношения в сфере сбережений за пределы разумной деловой практики кредитной организации:
а) мер (или отсутствия таковых) Правительства по регулированию или дерегулированию экономики, повлекших ухудшение экономической ситуации с существенным повышением инфляции над ожидаемым (прогнозным) уровнем.
б) мер (или отсутствия таковых) Банка России в области денежно-кредитной политики, повлекших к существенному понижению курса рубля (по отношению к USD).
3. Обязательства НСБР по сохранению ценности вкладов, в том числе и обязательства возникшие по основаниям "а", "б" пункта 2 настоящей статьи, государство обеспечивает своим имуществом и имущественными правами, закрепленных и переданных в управление специального фонда - Национального гарантийного фонда обеспечения сбережений НСБР".
4. Порядок создания Национального гарантийного фонда обеспечения сбережений НСБР объем и структура имущества, особенности его оборота, использование получаемого дохода, управления и отношений с НСБР устанавливается Федеральным законом.
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем законе
1. Трастовая компания НСБР - некоммерческая организация по доверительному управлению 51% акций НСБР закрепленных в федеральной собственности.
2. Национальный гарантийный фонд обеспечения сбережений НСБР (далее НГФ - Национальный гарантийный фонд) - совокупность имущества, имущественных прав, обособленных от иного государственного имущества, составляющих фонд обеспечения обязательств НСБР и переданных в управление специальной некоммерческой организации. Имущество НГФ ограничено в обороте и обременяется исключительно исполнением обязательств НСБР, иных обязательств, установленных законом "О Национальном гарантийном фонде обеспечения сбережений НСБР".
3. Федеральная Комиссия по денежно-кредитной политике - федеральный коллегиальный орган, создаваемый из представителей Федерального Собрания, Правительства России, Банка России и НСБР для выработки единой денежно-кредитной политики и координации усилий по ее осуществлению.
Статья 6. Правовое регулирование деятельности НСБР
Деятельность НСБР регулируется настоящим законом и законодательством Российской Федерации. В той части, в какой правила настоящего закона не совпадают с правилами закона "Об акционерных общества", "О банках и банковской деятельности", "О конкуренции на рынке финансовых услуг", имеющими юридическую силу признаются для правоотношений НСБР правила настоящего закона.
Статья 7. Функции НСБР
НСБР для достижения главной цели своей деятельности осуществляет следующие основные функции:
1) во взаимодействии с Федеральным Собранием, Правительством России и Банком России в рамках Федеральной Комиссии по денежно-кредитной политике принимает участие в разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленную на обеспечение устойчивости рубля и защиту ценности сбережений граждан;
2) осуществляет все виды банковских операций, необходимых для достижения главной цели своей деятельности;
3) выполняет роль Центральной (материнской) компании Национального Гарантийного Фонда;
4) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации для чего проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в разрезе денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
5) формирует активную сберегательную политику и позитивные сберегательные ожидания граждан;
6) выступает Агентом Правительства России по управлению Государственным внутренним долгом в той его части, которая связана с обязательствами Государства по утерянным в ходе экономических реформ 90-х годов вкладам граждан России в объемах и формах установленных законами РФ;
7) распоряжается имуществом и имущественными правами, переданными Государством в счет погашения внутреннего долга по утерянным в ходе экономических реформ 90-х годов вкладам граждан России;
8) выступает Агентом Правительства по осуществлению мер Финансовой амнистии (ведение счетов по легализации капиталов граждан).
Статья 8. Подотчетность НСБР Федеральному Собранию Российской Федерации
НСБР подотчетен Федеральному Собранию Российской Федерации.
Подотчетность НСБР Федеральному Собранию состоит в следующих отношениях:
1) назначении на должность и освобождении от должности Государственной Думой по представлению общего собрания ОАО НСБР Президента НСБР;
2) назначении на должность и освобождении от должности Советом Федерации одного вице-президента;
3) назначении на должность и освобождении от должности Государственной Думой одной четвертой состава Совета директоров;
4) назначении на должность и освобождении от должности Совета Федерации одной четвертой состава Совета директоров;
5) назначении на должность и освобождении от должности Государственной Думой Председателя Наблюдательного Совета НСБР;
6) назначении на должность и освобождении от должности Государственной Думой одной второй состава Наблюдательного Совета НСБР;
7) назначении на должность и освобождении от должности Советом Федерации одной второй состава Наблюдательного Совета НСБР;
8) утверждении трастовой компании по управлению 51% акций, ОАО НСБР, закрепленных в федеральной собственности, путем принятия Федерального закона;
9) утверждение Государственной Думой годового отчета и аудиторского заключения;
10) рассмотрение на Государственной Думе Меморандума "О сбережениях и процентной политике".
Статья 9. Независимость НСБР
1. НСБР в пределах полномочий, предоставленных ему настоящим законом, иными федеральными законами, независим в своей деятельности.
2. НСБР может быть ликвидирован, реорганизован или подвергнут процедуре банкротства только в порядке принятия Федерального закона.
3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность НСБР по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону.
4. НСБР осуществляет свою деятельность на основании настоящего закона, иных федеральных законов, без получения лицензии Банка России.
5. Нормативы обязательного резервирования средств для НСБР устанавливаются на основе специального соглашения о резервировании средств между ЦБ и НСБР, в соответствии с требованиями настоящего закона.
6. В случае принятия Банком России нормативных актов, противоречащих требованиям настоящего закона, для деятельности НСБР юридическую силу имеют требования настоящего закона.
7. Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к сбережениям и процентной политике кредитных организаций, направляются на заключение НСБР.
Глава II. Капитал НСБР
Статья 10. Величина и состав капитала НСБР
1. НСБР имеет уставной капитал в размере не ниже 0,1% от уровня национального ВВП. На 1 января 2000 года уставной капитал НСБР принимается равным 3,5 миллиардам рублей.
2. Корректировка величины уставного капитала в связи с ростом ВВП производится один раз в три года, путем внесения изменений в настоящий закон и в устав НСБР.
3. Государство оплачивает 51% закрепляемых в федеральной собственности акций ОАО НСБР имуществом, имущественными правами, валютными ценностями и деньгами.
В части имущества исключительно:
- акциями ОАО "Газпром";
- акциями РАО ЕЭС;
- акциями ОАО "Связьинвест";
- акциями иных ОАО, действующих в сфере естественных монополий, оборонного и нефтегазового комплексов.
4. Указанные в п.3 ст.10 акции ограничены в обороте и включаются в пакет 51% акций НСБР, находящихся в трастовом управлении.
5. Часть уставного капитала НСБР равная 49% формируется на основе свободного размещения акции на внутреннем рынке. Эмитируются только: простая акция номиналом в 100 рублей.
Статья 11. Ведение реестра держателей акций и особенности обращения акций НСБР
1. Ведение реестра держателей акций НСБР осуществляется независимой, специализированной организацией в форме унитарного государственного предприятия.
2. Не допускается концентрация в собственности физических или юридических лиц пакета акций, превышающих 2,5% находящихся в обращении акций (голосующих) ОАО НСБР;
3. Суммарная доля акций, принадлежащих иностранным собственникам, не может быть выше 10% находящихся в обращении (голосующих) акций ОАО НСБР.
Глава III. Органы управления НСБР
Статья 12. Высший орган управления НСБР
1. Высшим органом управления НСБР является Собрание акционеров НСБР.
2. Полномочия Собрания НСБР определяются настоящим законом. Уставом ОАО НСБР и законом "Об акционерных обществах".
3. Постоянно действующим Председателем Собрания ОАО НСБР является Председатель Наблюдательного Совета ОАО НСБР.
4. Для подготовки и организации работы Собрания создается постоянно действующий Секретариат Собрания, работой которого руководит Председатель Собрания.
5. Годовому Собранию НСБР предшествуют
областные (республиканские, краевые) Собрания акционеров НСБР на которых обсуждаются вопросы:
- денежно-кредитной политики;
- деятельности НСБР;
- образование консолидированного пакета голосов территории и делегирование представителей на годичное Собрание акционеров НСБР;
- рекомендации по улучшению деятельности НСБР.
6. Администраторы учреждений НСБР не могут возглавлять областные (республиканские, краевые) депутации представителей на годичное Собрание НСБР и их количество в депутации не может быть выше 25%.
7. Расходы по проведению собраний относятся на счет основной деятельности и включаются в себестоимость услуг НСБР.
8. Физические и юридические лица, которые являются собственниками пакета акций НСБР в пределах от 0,25% до 2,5% находящихся в обращении голосующих акций НСБР участвуют в годичном Собрании самостоятельно или через полномочного представителя и их акции не подлежат консолидации.
Статья 13. Основные полномочия Собрания акционеров НСРБ
1. Собрание акционеров НСРБ выдвигает кандидатуру на должность Президента НСРБ для ее утверждения Государственной Думой.
В случае досрочного освобождения от должности Президента НСРБ общее Собрание НСРБ в течение трех месяцев с момента освобождения выдвигает на эту должность новую кандидатуру. До момента утверждения Государственной Думой нового Президента НСРБ исполнение его должностных обязанностей возлагается на Вице-президента НСРБ.
Собрание не может вносить дважды на утверждение одну кандидатуру, если она отклонена Государственной Думой. В этом случае Собрание прелагает список кандидатов в составе 5 человек для рейтингового голосования Государственной Думы.
Собрание может поставить перед Государственной Думой вопрос о досрочном освобождении Президента НСРБ от занимаемой должности.
2. Собрание рассматривает и принимает Устав ОАО НСРБ.
3. Собрание рассматривает и принимает годовой отчет и направляет его на утверждение в Государственную Думу.
4. Собрание назначает и освобождает:
- половину состава Совета директоров;
- половину состава Наблюдательного Совета;
- весь состав Контрольно-ревизионного Комитета и его Председателя.
5. Собрание утверждает единую систему оплаты труда НСРБ в соответствии с требованиями настоящего закона.
6. Собрание осуществляет и иные полномочия, установленные ГК России, Федеральным законом "Об акционерных обществах", Уставом ОАО НСРБ.
Статья 14. Президент ОАО НСРБ
Президент НСРБ назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов.
Кандидатуру для назначения на должность Президента НСРБ общее собрание НСРБ представляет Государственной Думе не позднее, чем за три месяца до истечения его полномочий.
В случае досрочного освобождения от должности Президента НСРБ кандидатуру на эту должность общее собрание НСРБ представляет в месячный срок с момента освобождения.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента НСРБ более трех сроков.
Государственная Дума вправе освободить от должности Президента НСРБ в следующих случаях:
1) истечение срока полномочий;
2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением Государственной медицинской комиссии;
3) личного заявления об отставке;
4) совершения уголовного наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
5) нарушение настоящего федерального закона;
6) на основании обращения общего собрания НСРБ;
7) на основании мотивированного обращения Председателя Наблюдательного Совета НСРБ, при этом основным и досрочным мотивом является представление Наблюдательным Советом фактов, указывающих на то, что деятельность Президента НСРБ угрожает интересам вкладчиков НСРБ.
8. Президент НСРБ:
а) действует от имени Банка и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
б) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Президента Банка является решающим;
в) подписывает документы Банка, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения заключаемые Банком;
г) назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей, распределяет между ними обязанности;
д) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка, его предприятий, учреждений и организаций;
ж) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка;
з) обеспечивает реализацию функций Банка в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 15. Вице-президент НСРБ
Вице-президент НСРБ назначается на должность Советом Федерации сроком на пять лет большинством голосов палаты.
В случае досрочного освобождения от должности Вице-президента НСРБ в течение месяца, с момента освобождения Совет Федерации рассматривает и назначает новую кандидатуру на эту должность.
Одно и тоже лицо не может занимать должность Вице-президента НСРБ более трех сроков. Совет Федерации вправе освободить от должности Вице-президента НСРБ в следующих случаях:
1) истечения срока полномочий;
2) невозможности исполнения служебных обязанностей;
3) личное заявление об отставке;
4) совершения уголовного наказуемого деяния, установленного вступившим в силу приговором суда;
5) нарушения настоящего Федерального закона;
6) на основании обращения общего собрания НСРБ;
7) на основании мотивированного обращения Председателя Наблюдательного Совета НСРБ.
Статья 16. Совет директоров НСРБ
Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на пять лет.
Члены Совета директоров освобождаются от должности:
по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Президентом НСРБ;
до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Президента НСРБ.
Председательствует на Совете директоров Президент НСРБ, а в случае его отсутствия - Вице-президент НСРБ.
Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров.
Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствующим и одним из членов Совета директоров.
Для участия в заседаниях совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений НСРБ.
Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
Заседания Совета директоров назначаются Президентом НСРБ или Вице-президентом, а также по требованию не менее трех членов Совета директоров, или Председателя Наблюдательного Совета.
Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) утверждает годовой отчет и представляет его Государственной Думе;
2) рассматривает и утверждает смету расходов на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
3) определяет структуру НСБР;
4) в соответствии с требованиями настоящего закона устанавливает формы и размеры заработной платы Президента, вице-президента, Председателя Наблюдательного Совета, членов Совета директоров НСБР;
5) принимает решение о распределении дивидендов по акциям ОАО НСБР;
6) вносит изменения и дополнения в Устав НСБР;
7) вносит предложения в Государственную Думу по утверждению Президента НСБР;
8) принимает решения:
о создании и ликвидации учреждений и организаций НСБР;
о величине резервных требований;
об изменении процентных ставок НСБР;
об участии в международных организациях;
об участии в капиталах организаций;
о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности НСБР;
9) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала НСБР;
10) утверждает порядок работы Совета директоров;
11) предлагает Государственной Думе для утверждения главного аудитора НСБР;
12) утверждает внутреннюю структуру Банка, положения о его подразделениях и учреждениях; уставы организаций Банка; порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций;
13) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению Совета директоров;
Статья 17. Ограничения для членов Совета директоров
Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации.
Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации должны быть произведены в течение месяца с момента назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.
На членов Совета директоров распространяются ограничения, установленные статьей 45 настоящего Федерального закона.
Статья 18. Основные полномочия Наблюдательного Совета и его Председателя
1. Наблюдательный Совет ОАО НСБР формируется в составе 17 человек, в том числе:
- Председателя, назначаемого Государственной Думой;
- 4 членов, назначаемых Государственной Думой;
- 4 членов, назначаемых Советом Федерации;
- 8 членов, утверждаемых Собранием ОАО НСБР.
2. Председатель Наблюдательного Совета назначается сроком на 5 лет и не может быть избран более 3-х раз.
3. Председатель Наблюдательного Совета исполняет обязанности постоянного Председателя Собрания ОАО НСБР, ведет работу секретариата Собрания, руководит деятельностью Наблюдательного Совета, координирует работу Контрольно-ревизионного комитета, осуществляет связи с общественными организациями вкладчиков, участвует в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса, осуществляет представительство НСБР в Федеральном Собрании Российской Федерации.
4. Наблюдательный Совет НСБР надзирает за деятельностью административных органов НСБР всех уровней, не вмешиваясь в принятие управленческих решений, имеет доступ ко всем оргмероприятиям, переговорам, материалам, финансовым документам и отчетности органов управления и учреждений НСБР, члены Наблюдательного Совета присутствуют на заседаниях Совета директоров НСБР без права голоса, могут участвовать в мероприятиях Контрольно-ревизионного комитета.
5. Председатель Наблюдательного Совета в случае обстоятельств или фактов, свидетельствующих о возникновении угрозы интересам вкладчиков вправе созвать внеочередное Общее собрание акционеров НСБР, а также обратиться в Государственную Думу с предложением рассмотрения вопроса о ситуации по сохранению вкладов в НСБР.
Глава IV. Взаимоотношения НСБР с федеральными исполнительными
органами власти, исполнительными органами власти субъекта федерации,
Банком России и общественными организациями вкладчиков
Статья 19. Отношения НСБР с Правительством Российской Федерации
1. НСБР в своей деятельности независим от Правительства Российской Федерации.
2. Президент, или вице-президент НСБР участвует в заседаниях Правительства по вопросам, имеющим отношение к денежно-кредитной политике и сбережениям.
3. НСБР совместно с Правительством и Банком России готовит ежегодный Меморандум "О сбережениях и процентной политике".
4. НСБР совместно с правительством и Банком России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики.
5. НСБР совместно с Правительством участвует в управлении имуществом Национального Гарантийного Фонда (ст.4, п.3 настоящего закона).
Статья 20. Особые обязанности Правительства по отношению к НСБР
1. ОАО НСБР является основной проводящей системой средств Федерального бюджета. Правительство обеспечивает перевод на обслуживание в ОАО НСБР не менее 51% общего количества подразделений Федерального казначейства.
2. Правительство обеспечивает перевод на обслуживание в ОАО НСБР бюджетных, текущих и расчетных счетов структурных подразделений федеральных министерств и ведомств в том числе, но не исключительно:
- МВД;
- МПС;
- МАП;
- МНС;
- Федеральная пограничная служба;
- Федеральная дорожная служба;
- Таможенный комитет Российской Федерации;
- Министерство образования;
- Министерство здравоохранения;
- Министерство труда и социальной политики;
- Министерство юстиции.
3. Правительство обязывает юридические организации, в отношении которых обладает правом собственности или контроля деятельности, вести свои счета, в том числе и валютные, исключительно через НСБР.
4. НСБР получает от Правительства исключительные права уполномоченного банка /Агента/ по операциям с ГКО.
5. НСБР получает от Правительства исключительные права уполномоченного банка (Агента) по операциям, связанным с осуществлением финансовой амнистии, в случае ее проведения в соответствии с федеральным законом.
6. НСБР получает от Правительства и Пенсионного Фонда России исключительные права на обслуживание счетов Пенсионного Фонда России.
7. Правительство содействует или предоставляет преимущественное право размещения инвестиций НСБР в высокотехнологичные, наукоемкие, высокоэффективные, капиталоемкие инвестиционные проекты с участием государства (бюджетного финансирования или Правительственных гарантий).
8. Правительство берет на себя обеспечение кредитов НСБР для решения социальных проблем государства, оборонного заказа, агропромышленного комплекса.
Статья 21. Отношения НСБР с органами власти субъектов Российской Федерации
1. НСБР в своей деятельности независим от органов власти субъекта Федерации.
2. Социально значимые (не приносящие) дохода отделения и филиалы НСБР в субъекте Федерации действуют (открываются, реорганизуются, закрываются) на основании соглашения (договора) между НСБР и субъектом Федерации и фиксируются в специальном перечне.
3. Убытки социально значимых отделений и филиалов НСБР, внесенных в специальный перечень, списываются на паритетной основе НСБР и субъектом Федерации за счет уменьшения налогооблагаемой базы НСБР соответственно по системе федеральных и региональных налогов.
4. В соглашении о социально значимых отделениях и филиалах НСБР в субъекте Федерации могут быть оговорены предельные расходы по их содержанию.
5. Субъект Федерации вправе установить для НСБР иные льготы и привилегии по деятельности социально значимых отделений и филиалов.
Статья 22. Отношения НСБР с Банком России
1. НСБР является кредитной организацией с особым статусом и правами, установленными настоящим законом.
2. НСБР действует на основании данного федерального закона и не получает лицензии от Банка России.
3. Требования законов "О Центральном Банке России" и "О банках и банковской деятельности применяются в деятельности НСБР в той части, в которой они не противоречат настоящему закону.
4. Президент НСБР входит в состав Национального банковского Совета.
Статья 23. Отношения НСБР с общественными организациями
1. В целях совершенствования сберегательной системы Российской Федерации, укрепления стабильности и позитивности сберегательных ожиданий граждан при НСБР создается Национальный Сберегательный Совет (далее по тексту НСС).
2. НСС состоит из представителей:
- Ведущих профсоюзных объединений страны - 12 человек;
- Ведущих политических партий страны,
представленных в Государственной Думе - 12 человек;
- РАН (Российская Академия Наук) - 12 человек;
- Ассоциации Российских банков - 12 человек;
- Общественных организаций вкладчиков НСБР - 12 человек.
3. Представителей от общественных организаций вкладчиков в состав НСС выдвигает Всероссийская конференция вкладчиков НСБР которая проводится раз в четыре года. Организация и проведение конференции возлагается на Наблюдательный Совет НСБР.
4. Финансирование конференции осуществляется за счет средств НСБР.
5. Заседания НСС проходят не реже чем один раз в два месяца.
6. Председателем НСС является Президент НСБР.
Статья 24. Функции Национального Сберегательного Совета
НСС осуществляет следующие функции:
- рассматривает проекты основных направлений развития денежно-кредитной политики, политики сбережений, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;
- осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области сектора финансовых услуг;
- рассматривает иные вопросы экономической политики, связанные с развитием сберегательного дела и сохранением ценности вкладов;
- представляет интересы вкладчиков в отношениях с Правительством России, с международными организациями вкладчиков, общественностью.
Глава V. Операции НСБР
Статья 25. Операционное поле НСБР
НСБР осуществляет все операции, предусмотренные законодательством России для кредитных организаций с учетом требований настоящего закона.
Статья 26. Принципы депозитной политики НСБР
1. НСБР проводит демократическую депозитную политику соорентированную на интересы мелких и средних вкладчиков.
2. Для целей настоящего закона принимаются следующие стандарты вкладов:
малый вклад - вклад в объеме годового фонда среднестатистической
по стране заработной платы;
средний вклад - вклад в объеме трех годовых фондов
среднестатистической по стране заработной платы;
крупный вклад - вклад в объеме пяти годовых фондов
среднестатистической по стране заработной платы;
рентный вклад - любой вклад, превышающий объем крупного вклада.
3. Малый, средний и крупный вклад рассматриваются как сбережения отложенного спроса.
Рентный вклад рассматривается как капитализированное сбережение, приносящее доход.
4. В отношении малых и средних вкладов НСБР осуществляет процентную политику, обеспечивающую:
а) полную защиту ценности вклада от инфляции;
б) полную защиту ценности вклада от заявленной (официальной) денежными властями девальвации рубля по отношению к доллару США (USD) в размере не менее 10 процентов;
в) получение определенного вознаграждения.
5. В отношении крупных вкладов НСБР осуществляет процентную политику обеспечивающего:
а) полную защиту вклада от инфляции;
б) полную защиту ценности вклада от заявленной (официальной) денежными властями девальвации рубля по отношению к доллару США (USD) в размере не менее 10 процентов;
6. В отношении рентных вкладов НСБР осуществляет процентную политику обеспечивающего:
а) полную защиту вклада от инфляции.
Статья 27. Правовые гарантии и порядок возврата вкладов в НСБР
1. Правительство России и НСБР в соответствии с настоящим законом обеспечивает сохранность и возврат вкладов в НСБР всем имуществом Национального Гарантийного фонда и имуществом НСБР.
2. Сохранность и возврат вкладов, в случае экономического кризиса, повлекшего кризис кредитно-финансовой системы и падение курса рубля, осуществляется в следующем порядке:
а) Суммы малого и среднего вкладов индексируются до полной ценности вклада на момент его внесения и подлежат возврату по требованию вкладчика в валюте России.
б) Сумма крупного вклада индексируется до полной ценности вклада на момент его внесения и подлежит возврату четырьмя равными долями, через разные интервалы времени в течение года в валюте России. При этом вкладчик может 1/4 вклада получить ценными бумагами Национального Гарантийного фонда.
в) Сумма рентного вклада индексируется до полной ценности вклада на момент формирования 75% его основного тела подлежит возврату четырьмя разными долями в течение двух лет. При этом 1/2 вклада возвращается ценными бумагами Национального Гарантийного фонда.
3. Порядок конвертации обязательств НСБР и НГФ устанавливается Федеральным законом об "НГФ".
Статья 28. Гарантийные расписки НСБР
Крупный и рентный вклад на срок не менее 2 лет может быть по воле вкладчика сертифицирован Гарантийной распиской НСБР.
Гарантийная расписка НСБР - вид именной ценной бумаги, удостоверяющий право собственности на размещенный в НСБР денежный вклад определенной величины.
Гарантийная расписка НСБР может быть использована в обращении как финансовый инструмент залоговых отношений.
Гарантийная расписка НСБР предъявленная в срок, оговоренный договором вклада, учитывается по номиналу с оплатой процентов.
Гарантийная расписка НСБР, обремененная в залоге, повлекшим изменение лиц в обязательстве и предъявленная к досрочному учету, значит расторжение договора вклада. В указанном случае процент по вкладу не выплачивается.
Гарантийная расписка НСБР не может быть представлена к учету ранее 6 месяцев после ее выдачи владельцу.
При сертификации вклада Гарантийной распиской НСБР депозитный счет автоматически блокируется до операции учета Гарантийной расписки.
По нотариально заверенному договору, Гарантийная расписка НСБР может быть передана другому лицу без уведомления НСБР.
Гарантийная расписка НСБР подлежит специальному изготовлению, защищающего ее от подделок.
Статья 29. Принципы кредитной политики НСБР
НСБР проводит консервативную, сбалансированную по структуре портфеля кредитную политику, с минимально допустимым уровнем кредитных рисков.
Приоритетными направлениями кредитования для НСБР являются сферы производственной деятельности и народного (личного) потребления.
Процентные ставки по кредитам НСБР должны носить разумный, стимулирующий развитие производства и потребления, характер и вести к укреплению экономических позиций и деловой репутации НСБР.
Статья 30. Особенности структуры кредитного портфеля НСБР
1. Как правило, не менее 30% кредитного портфеля НСБР должно формироваться за счет потребительских кредитов.
НСБР проводит процентную политику по потребительским кредитам, привлекательную для социально незащищенных слоев населения.
2. Как правило, не менее 15% кредитного портфеля НСБР должно формироваться за счет ипотечных кредитов.
Ипотечные кредиты НСБР ограничиваются в объемах использованием при строительстве социального жилья.
Стандарты социального жилья для целей деятельности НСБР устанавливаются Советом директоров НСБР.
Не допускается использование ипотечного кредитования для строительства элитарного жилья.
3. Инвестиционные кредиты, как правило, должны составлять не менее 25% кредитного портфеля НСБР.
Инвестиции в отечественную промышленность осуществляются в соответствии с п.6 ст.20 настоящего закона.
Статья 31. Особенности операций НСБР с ценными бумагами
1. НСБР покупает и продает государственные ценные бумаги.
Объем покупок государственных ценных бумаг не должен превышать 10% объема кредитного портфеля.
2. НСБР берет в обеспечение, покупает и продает корпоративные ценные бумаги, при этом объем покупок корпоративных ценных бумаг на фондовом рынке не должен превышать 2% объема кредитного портфеля.
3. НСБР покупает и продает облигации, депозитные сертификаты, простые и переводные векселя, чеки со сроками погашения не более шести месяцев.
4. В случае необходимости, по договоренности с Банком России, НСБР ведет согласованные операции на открытом рынке.
Статья 32. Операции НСБР с драгоценными металлами и иностранной валютой
1. НСБР покупает, хранит и продает драгоценные металлы и иные валютные ценности.
2. НСБР покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями.
3. Обязательный резерв НСБР формируется на золотовалютной основе и устанавливается в объеме 5% привлеченных средств.
Резерв НСБР рассматривается как часть золото-валютного резерва государства и используется в критических обстоятельствах для стабилизации курса рубля.
Порядок использования резервов НСБР для стабилизации курса рубля определяется соглашением между Правительством России, Банком России и НСБР.
Статья 33. Обеспечение кредитных операций НСБР
1. Обеспечением для кредитов НСБР могут выступать:
- золото и другие драгоценные металлы, иностранная валюта;
- векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
- государственные и корпоративные ценные бумаги;
- государственные гарантии (поручительство Минфина России);
- недвижимость.
2. Списки векселей, государственных и корпоративных ценных бумаг, а также недвижимость пригодных для обеспечения кредитов определяются Советов директоров.
Статья 34. Обслуживание НСБР банковских операций представительных и исполнительных органов государственной власти
НСБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, а также иных лиц.
Статья 35. Операции с недвижимостью
1. НСБР, с целью достижения своей главной задачи, имеет право совершать операции с недвижимостью в том числе покупать, продавать, управлять, пользоваться, создавать имущественные комплексы сдавать и брать их в концессию.
2. Порядок управления недвижимостью учета и контроля за ее использованием определяется Собранием ОАО НСБР.
3. НСБР может иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Оборот земель, находящихся в собственности НСБР определяется земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Производственная и торговая деятельность НСБР
1. НСБР разрешается заниматься производственной деятельностью.
2. НСБР разрешается заниматься крупнооптовой торговлей в сфере экспортно-импортных операций.
3. Производственные и торговые предприятия созданные НСБР организуются и действуют в рамках Финансово-промышленной группы, в которой НСБР играет роль Центральной (Управляющей) компании.
Статья 37. Международная деятельность
Для осуществления своих функций НСБР может открывать свои представительства и филиалы в иностранных государствах, приобретать доли (акции) кредитных и иных коммерческих организаций.
Увеличение уставного капитала НСБР за счет средств нерезидентов регулируется настоящим законом.
Глава VI. Организация НСБР
Статья 38. Централизованная система управления НСБР
НСБР образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, и полным подчинением территориальных образований (отделений, филиалов).
Статья 39. Территориальные учреждения НСБР
Территориальные учреждения НСБР не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать имущественные решения, выдавать гарантии и поручительства, другие обязательства без разрешения вышестоящего руководства.
Задачи и функции территориальных учреждений НСБР определяются Положением о территориальных учреждениях НСБР, утверждаемым Советом директоров НСБР.
Статья 40. Структура территориальных учреждений НСБР
Структура территориальных учреждений управления НСБР состоит из:
- Генеральная Дирекция НСБР/местоположение город Москва;
- Территориальных (республиканских, краевых, областных) управлений;
- Районных управлений;
- отделений.
Статья 41. Безопасность и система инкассации НСБР
С целью достижения поставленных задач НСБР создает в форме самостоятельных структурных подразделений службы безопасности, охраны и инкассации.
2. Задачи, функции, штат и смета, указанных в п.1 служб, определяются Положением о службе безопасности и охраны НСБР и Положением о службе инкассации НСБР. Положения утверждаются собранием акционеров НСБР.
Глава VII. Персонал, принципы организации заработной платы
и социальное обеспечение в НСБР
Статья 42. Принципы организации заработной платы в НСБР
1. Заработная плата в НСБР строится на основании внутренней тарифно-разрядной сетки (ТРС НСБР) и Положения о заработной плате.
2. ТРС НСБР содержит 15 разрядов.
Первый разряд равен 0,75 от уровня показателя средней заработной платы по стране в текущем году.
3. Пятнадцатый разряд идет с коэффициентом 25 и определяет величину заработной платы высшего должностного лица - Президента НСБР.
4. Вице-президент и Председатель Наблюдательного Совета НСБР имеют тарифный коэффициент 20; члены Совета директоров - 18; члены Наблюдательного Совета и Контрольно-ревизионной комиссии - 14.
5. Тарификация иных должностей штатного расписания осуществляется в соответствии с Положением об организации заработной платы в НСБР.
6. Дополнительные формы оплаты труда (премиальные) возможны только при условии получения структурным подразделением позитивного хозяйственного результата и в пределах до 30% основного фонда заработной платы.
7. Заработная плата персонала НСБР, включая Президента НСБР, является открытой для общественности.
Статья 43. Пенсионный фонд НСБР
Для дополнительного пенсионного обеспечения персонала НСБР учреждается негосударственный Пенсионный фонд. Счета и ресурсы Пенсионного фонда НСБР ведутся и размещаются только через НСБР.
Статья 44. Страховая компания НСБР
Страхование имущества, коммерческих рисков, жизни и здоровья организаций и учреждений, работников и служащих сферы НСБР осуществляется через Страховую компанию НСБР.
Счета и ресурсы Страховой компании ведутся и размещаются через НСБР.
Статья 45. Особые требования к персоналу НСБР
Персонал НСБР согласно перечню должностей, утвержденному советом директоров:
не имеет права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности);
не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях;
могут получать кредиты на личные нужды только в НСБР.
Глава VIII. Особенности выплаты дивидендов акционерам НСБР
Статья 46. Виды акций НСБР
Не разрешается эмиссия акций с гарантированной выплатой дивидендов.
Статья 47. Максимальный уровень дивидендов по акциям НСБР
Максимальный уровень дивидендов по акциям НСБР не может быть выше выплаты уровня годового процента по депозиту, размещенного в банке сроком на 1 год.
Глава IX. Аудит НСБР
Статья 48. Аудит НСБР
Государственная Дума по предложению Совета Директоров НСБР, ежегодно, до 1 декабря, принимает решение об аудите НСБР и утверждает Постановлением Государственной Думы аудиторскую фирму, имеющую лицензию Российской Федерации.
НСБР обязан в соответствии с заключенным с аудиторской фирмой договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.
Глава X. Заключительные положения
Статья 49. Ликвидация и реорганизация НСБР
Ликвидация и реорганизация ОАО НСБР могут осуществляться только в порядке принятия Федерального закона.
Статья 50. Банкротство НСБР
ОАО НСБР не может быть объявлено банкротом по суду до полного расчета с вкладчиками.
Статья 51. Вступление в действие настоящего Федерального закона
1. Правительство Российской Федерации в течение месяца после подписания Президентом настоящего закона создаст Комиссию по учреждению ОАО НСБР и НГФ.
2. Правительственная Комиссия в течение 4-х месяцев осуществляет комплекс мер по преобразованию АО "Сбербанк" и учреждению ОАО НСБР.
3. Правительственная Комиссия в течение 4-х месяцев осуществляет комплекс мер по учреждению НГФ.
4. Правительственная Комиссия в течении 4-х месяцев осуществляет комплекс мер по учреждению унитарного предприятия для ведения Реестра держателей акций ОАО НСБР.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.