Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
Изменения и дополнения, которые предлагается внести в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направлены на совершенствование реализации конституционного принципа, касающегося территориальной основы местного самоуправления, на оптимизацию уровня организации местного самоуправления и государственной власти в целях приближения органов местного самоуправления к населению при решении ими вопросов местного значения и выполнения ими отдельных государственных полномочий, которыми они в соответствии с законами наделяются, а также на совершенствование механизма государственно-правовой ответственности органов местного самоуправления, глав местного самоуправления и иных выборных должностных лиц местного самоуправления за нарушение Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, уставов муниципальных образований и за игнорирование решений федеральных судов.
В связи с этим предлагается отнести к ведению Российской Федерации регулирование особенностей организации местного самоуправления не только в приграничных территориях и закрытых административно-территориальных образованиях (пункт 16 статьи 4 Федерального закона), но и в городах федерального значения, столицах и административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с численностью населения свыше 50 тысяч человек, закрытых военных городках.
В пункте 1 статьи 12 Федерального закона предлагается уточнить территориальные органы муниципальных образований, исключив из числа территорий муниципальных образований район (уезд), поскольку наличие таких муниципальных образований, как районы (уезды), приводит к фактическому отсутствию либо ликвидации самостоятельного местного самоуправления на низовом уровне - в городских и сельских поселениях, где на практике образуется лишь территориальное общественное самоуправление, и тем самым ущемляется конституционное право населения на осуществление местного самоуправления в формах прямого волеизъявления (референдум, выборы, сходы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Территории муниципальных образований предполагается устанавливать в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Предлагается также внести изменения и дополнения в статью 49 Федерального закона, установив полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и федеральных органов государственной власти, касающиеся применения мер государственно-правовой ответственности в отношении органов местного самоуправления, глав местного самоуправления и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Так, в случае издания органом, главой или иным выборным должностным лицом местного самоуправления правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такое противоречие установлено повторно соответствующим судом, а равно в случае применения органом, главой или иным выборным должностным лицом местного самоуправления либо по их поручению подчиненными им органами и их должностными лицами правовых актов, признанных соответствующим судом противоречащими законодательству, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо Президент Российской Федерации вправе прекратить полномочия главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации вправе распустить представительный орган местного самоуправления.
Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления, прекращением полномочий главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления соответственно законом субъекта Российской Федерации, указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), федеральным законом, указом Президента Российской Федерации должны назначаться новые выборы.
Предлагается предоставить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президенту Российской Федерации право в случае прекращения полномочий главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления на период до вступления в должность вновь избранного главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления назначать временно исполняющего обязанности главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления.
Предусматривается, что предложения по вопросу о прекращении полномочий главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления и предложения о том, чтобы Президент Российской Федерации направил обращение о роспуске представительного органа местного самоуправления, могут быть внесены также соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти, органами прокуратуры Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.