Обоснование
необходимости принятия Федерального закона
"О театре и театральной деятельности в Российской Федерации"
Участники парламентских слушаний, прошедших в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в октябре 1997 года, признавая важнейшую роль сценического искусства в формировании нравственного, духовного и культурного потенциала общества, единодушно пришли к выводу о необходимости разработки проекта федерального закона "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации".
Эта позиция была полностью поддержана широкой театральной общественностью на проходившем в марте 1999 года Всероссийском театральном форуме "Театр: время перемен", а в ходе подготовки к нему - на зональных конференциях работников театров во Владивостоке, Омске, Краснодаре, Санкт-Петербурге.
Специфика театра как особого института, история которого насчитывает в нашей стране около трех столетий, далеко не всегда находит отражение в общем законодательстве. Традиции театрального искусства, театральной школы в России, признаваемые как огромная ценность практически всем мировым сообществом, зачастую оказываются незащищенными из-за разрозненности, а иногда и противоречивости нормативных правовых актов, действующих в этой сфере.
Потребность в законе вызвана и тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации о культуре, других нормативных правовых актах не подкрепляются конкретными механизмами реализации. Такие механизмы, а также специфика применения общих норм гражданского, трудового законодательства может быть учтена лишь в специальном отраслевом законе.
Главными проблемами, которые требуют правового регулирования, являются:
отсутствие в законодательстве самих понятий "театр", "театральная деятельность";
отсутствие четких критериев придания театрам статуса "государственных", "муниципальных";
правовой вакуум в регулировании отношений участников создания и публичного показа театральных постановок в живом исполнении (режиссеров-постановщиков, артистов, продюсеров);
недостаточность правовой базы для регулирования отношений театров со зрителями (потребителями);
отсутствие системного подхода в установлении льгот при налогообложении и установлении таможенных пошлин и сборов на объекты, связанные со специфической театральной деятельностью;
неурегулированность деятельности организаций, составляющих инфраструктуру театрального рынка;
отсутствие законодательного разрешения вопросов "подвижности" в театральных труппах, упорядоченной "миграции" творческих работников театральных профессий;
неразрешенность вопросов управления театрами как специфическими творческо-производственными коллективами;
отсутствие механизмов адекватной социальной защиты творческих работников театров, необходимость которой объективно определяется специфическими характеристиками их профессиональной деятельности.
Дальнейшее откладывание решения этих и других актуальных проблем правового регулирования театральной деятельности может привести к утрате тех завоеваний отечественного театра, которыми гордится страна, и которые играют важнейшую роль в развитии общественной жизни России.
Нормативно-правовая база театральной деятельности, адекватная современным требованиям, - это насущная необходимость нашего времени. Тем более, что подобную базу уже имеют библиотечная и архивная системы, музеи и кинематограф. Именно эту роль и должен сыграть предлагаемый проект федерального закона "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации", разработанный на основе Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре с привлечением мирового и отечественного опыта регулирования этой сферы общественной жизни.
Законопроект нацелен на разрешение следующих задач в сфере театральной деятельности:
формирование механизмов защиты конституционных прав граждан России на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям в сфере сценического искусства;
обеспечение правовых, экономических и социальных условий сохранения единого театрального пространства страны, развития межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей;
создание правовых гарантий поддержки и сохранения стационарного государственного и муниципального театра, а также развития театров иных организационных форм и форм собственности, реализации инновационных проектов, касающихся организации театрального дела;
защита прав на театральную постановку ее создателей и участников;
последовательное утверждение политики государственного протекционизма в отношении театрального искусства, его творцов и театральных организаций;
обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, системы социальной защиты работников театров, создание условий для обновления творческих составов театров.
Необходимость принятия такого закона вызвана прошедшей за последние годы сменой политической и экономической систем, перераспределением властных полномочий между Центром и регионами, другими коренными изменениями в общественной жизни страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального Закона
"О театре и театральной деятельности"
Проект Федерального Закона "О театре и театральной деятельности предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета по следующим статьям в объемах предусмотренных Федеральным Законом "О Федеральном бюджете на 2000 год":
Ст7. п2. абзац 3 -
выделение инвестиций на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт театральных зданий и сооружений, модернизацию оборудования - 39,2 млн.руб.;
абзац 4 -
полное или частичное финансирование театров - 49,7 млн.руб.;
абзац 5 -
размещение на конкурсной основе целевых творческих заказов на выполнение театрами независимо от их проектов и мероприятий, предусмотренных федеральными и иными целевыми программами в области культуры и искусства, а также выделение субвенций театрам, проводящим льготную ценовую политику по отношению к эмоционально незащищенным слоям населения - 12,5 млн.руб.;
абзац 6 -
участие в организации и финансировании международных, всероссийских, межрегиональных и региональных театральных фестивалей, конкурсов и смотров, международных театральных обменов - 38,0 млн.руб.;
абзац 7 -
ежегодное выделение бюджетных средств на создание и закупку драматических и музыкально-драматических произведений, постановку спектаклей по этим произведениям, реализацию инновационных проектов, осуществление гастрольной деятельности - 15,0 млн.руб.;
абзац 8 -
учреждение для выдающихся деятелей театра, молодых талантливых авторов и исполнителей государственных и муниципальных стипендий, призванное содействовать созданию новых произведений театрального искусства - 8,6 млн.руб.;
Ст8. п1. -
1. Органы государственной власти выделяют бюджетные средства, необходимые для подготовки в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования актеров, режиссеров, балетмейстеров, театральных критиков, других специалистов театральных профессий, проведения в отраслевых научных институтах исследований в области театрального искусства. - 49,4 млн.руб.
Представленный Федеральный Закон не потребует увеличения в 2000 году расходов из федерального бюджета на театры и театральную деятельность. В последующие годы затраты на эти цели будут определяться ежегодно Федеральным Законом "О федеральном бюджете на соответствующий год".
Перечень
нормативных правовых актов, требующих изменения в связи с введением
в действие Федерального закона "О театре и театральной деятельности
в Российской Федерации"
Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.