Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" разработан с целью совершенствования правового положения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, предоставления им действительно необходимых правовых и социальных гарантий при осуществлении ими своих полномочий.
Внесением изменений и дополнений в названный Федеральный закон решается ряд насущных правовых проблем законопослушного функционирования членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, упорядочения их страховых компенсаций и пенсионного обеспечения.
Практика деятельности известного числа депутатов Государственной Думы и отдельных членов Совета Федерации показала, что эти категории лиц пользуются неприкосновенностью, далеко выходящей за рамки российской Конституции и в этой чрезмерной части по сути мешающей надлежащему поддержанию законности и правопорядка. Такой объем неприкосновенности все более очевидно противоречит принципу равенству прав и свобод граждан и равного возложения на них обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В этой связи законопроект предлагает привести неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в полное соответствие с Конституцией Российской Федерации, сократить объем исключительных иммунитетов, предоставляемых этим категориям лиц.
Следуя российской Конституции, исключаются положения статьи 19 названного Федерального закона о том, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть подвергнуты допросу, а также привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Исключается также распространение особой, отличающейся от обычной неприкосновенности на занимаемые этими категориями лиц жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, на их переписку. Устанавливается правило, что такая неприкосновенность действует лишь в отношении принадлежащих этим категориям лиц документов и багажа, находящихся при них, за исключением случаев, когда досмотр багажа предусмотрен федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Изменен в сторону большей гибкости момент внесения Генеральным прокурором в соответствующую палату Федерального Собрания представления о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
В новой редакции корректировка статьи 20 названного Федерального закона допускает возможность повторного обращения Генерального прокурора в соответствующую палату Федерального Собрания в период до момента готовности дела для передачи в суд с просьбой о согласии соответствующей палаты на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
В интересах членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы статья 20 названного Федерального закона дополняется также нормой о том, что орган дознания, следователь или суд сообщают соответствующей палате Федерального Собрания об отмене решения о прекращении уголовного или административного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
Вносимыми дополнениями в статьи 22, 23 и часть первую статьи 29 названного Федерального закона страховые случаи, влекущие выплату компенсации членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также их улучшенное медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение связываются только с осуществлением ими своих полномочий.
Исключаются как социально необоснованные все нормы статей 26 и 29 указанного Федерального закона о пожизненной ежемесячной доплате к государственной пенсии бывшим депутатам Государственной Думы. При этом предполагается, что в случае необходимости отдельные пенсионные льготы лицам, являвшимся депутатами Государственной Думы, могут быть установлены только основополагающим актом в области пенсионного обеспечения - федеральным законом о государственных пенсиях, обеспечивающим комплексный, сбалансированный подход ко всей этой сложной системе социальной поддержки по возрасту, инвалидности и т.д.
Наконец, из статьи 28 указанного Федерального закона изымается положение о том, что депутату Государственной Думы может предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью более 48 рабочих дней. Полагаем, что в современных социально-экономических условиях и названная продолжительность отпуска вполне достаточна для восстановления депутатом Государственной Думы своих трудовых сил.
2. Справка о состоянии законодательства о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы регулируется имеющимся соответствующим Федеральным законом. Отдельные элементы статусов регламентируются также другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона (законопроекта)
Изменения, вносимые в действующий названный Федеральный закон, при необходимости могут быть отражены также в будущих Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и Трудовом кодексе Российской Федерации.
4. Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие федерального закона (законопроекта)
Принятие вносимого федерального закона (законопроекта) не потребует упомянутых отмены, изменения, дополнения или принятия законов и иных нормативных правовых актов, насколько они еще не были отменены, изменены, дополнены или приняты затрагиваемыми данным федеральным законом (законопроектом) нормами недавно вступившего в силу Федерального-закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
5. Финансово-экономическое обоснование
Реализация вносимого федерального закона (законопроекта) не потребует каких-либо затрат из федерального и других бюджетов. Напротив, она даст существенную экономию этим бюджетам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.