Проект федерального закона N 90032619-3
"О защите прав и законных интересов предпринимателей"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Обеспечение прав предпринимателей
Глава III. Органы государственной власти, регулирующие
деятельность субъектов малого предпринимательства
Глава IV. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с государственной и общественной защитой прав и законных интересов физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации и признанных в соответствии с настоящим Федеральным законом предпринимателями, а также определение условий и порядка возмещения ущерба, причиненного предпринимателям по вине государственных органов, осуществляющих регулирование и контролирующих их деятельность.
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение и защита прав граждан в сфере предпринимательства при осуществлении производственной и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
Статья 2. Законодательство о защите прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации
Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации, регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об основах предпринимательской деятельности и о государственной поддержке малого предпринимательства, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Предприниматель - гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании государственной регистрации (далее - индивидуальный предприниматель), глава крестьянского (фермерского) хозяйства, а так же осуществляющий предпринимательскую деятельность гражданин - учредитель (участник) коммерческой организации, в том числе признаваемой в соответствии с законодательством субъектом малого предпринимательства. Деятельность предпринимателя осуществляется на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли.
Семейное предприятие - предприятие, образованное физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и использующим труд лиц, признаваемых в соответствии с семейным законодательством его близкими родственниками. Участие указанных лиц в деятельности семейного предприятия не признается использованием труда наемных работников.
В соответствии с настоящим Федеральным законом субъектами малого предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели, в том числе семейные предприятия, а также организации, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством.
Органы власти, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства, - органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства.
Статья 4. Принципы осуществления защиты прав и законных интересов предпринимателей
Защита прав и законных интересов предпринимателей осуществляется органами государственной власти на основе принципов:
свободы предпринимательства, означающего право каждого гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или участника (учредителя) юридического лица заниматься предпринимательской деятельностью без каких-либо ограничений, за исключением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства;
личной ответственности, означающего полную в соответствии с законом ответственность лица за правомочность деятельности организации, участником которой оно является;
объективности и равенства, то есть равного отношения ко всем формам осуществления предпринимательской деятельности;
открытого и свободного доступа со стороны общественности к информации государственных органов.
Глава II. Обеспечение прав предпринимателей
Статья 5. Порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства подлежат регистрации в государственных органах с момента подачи заявления установленного образца и оригинала учредительных документов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации предприятий и юридических лиц.
Субъект малого предпринимательства считается созданным с момента предоставления указанных документов. Открытие кредитной организацией счета субъекту малого предпринимательства осуществляется по завершению государственной регистрации и его постановке на налоговый учет.
Статья 6. Лицензирование субъектов малого предпринимательства
Ограничение правоспособности субъекта малого предпринимательства на основании его статуса, а также любое вмешательство в предпринимательскую деятельность субъекта малого предпринимательства и предъявление к нему требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, исключительно в целях защиты интересов общественной безопасности, соблюдения экологических, санитарных и противопожарных норм, предусматривается осуществление отдельных видов деятельности на основе специальных разрешений (лицензий). Осуществление на территории Российской Федерации отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, производится на основании единой лицензии. Введение органами государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления иных видов лицензирования не допускается.
Выдача специальных разрешений субъектам малого предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии должен быть выдан уполномоченным органом в письменной форме и содержать мотивированную причину отказа.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности, не могут допускать сокращения сроков действия выдаваемых лицензий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Плата за предоставление документов, необходимых для получения лицензии, с заявителей не взимается.
При выдаче специальных разрешений (лицензий) запрещается требовать от субъекта малого предпринимательства выполнения условий и требований, не относящихся к данному виду предпринимательской деятельности.
Статья 7. Контроль за деятельностью субъектов малого предпринимательства
Контроль за деятельностью субъектов малого предпринимательства реализуется в форме контрольных мероприятий, проводимых уполномоченными органами государственной власти, в том числе проведения инспекционных проверок, ревизий и иных установленных законодательством действий.
Органы государственной власти, контролирующие деятельность субъектов малого предпринимательства, осуществляют проведение проверок субъектов малого предпринимательства в плановом комплексном порядке. Периодичность плановых проверок субъектов малого предпринимательства, деятельность которых сопряжена с производством продукции либо оказанием услуг, могущих в случае нарушений быть источником непосредственной опасности для жизни и здоровья граждан, не должна превышать двух раз в год. Периодичность проверок иных субъектов малого предпринимательства не должна превышать одного раза в год.
Внеплановые проверки и иные контрольные мероприятия в отношении субъекта малого предпринимательства допускаются исключительно на основании конкретной информации о нарушениях и при наличии предписания за подписью руководителя контролирующего органа.
Полномочия правоохранительных органов по контролю за осуществлением деятельности субъектов малого предпринимательства, кроме случаев проведения следственных действий, ограничены правом проверки наличия документа, подтверждающего факт государственной регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, и разрешения на право заниматься определенным видом деятельности, если его необходимость установлена в законодательстве.
Расходы на проведение контрольных мероприятий финансируются за счет средств государственных органов, проводящих такие мероприятия. Взимание платы с субъектов малого предпринимательства при проведении контрольных мероприятий не допускается.
Статья 8. Прекращение деятельности субъектов малого предпринимательства
Прекращение деятельности субъектов малого предпринимательства допускается:
по решению его учредителей (участников) либо органов, уполномоченных на то учредительными документами;
по решению суда, с признанием судом недействительной регистрации в связи с допущенными при создании субъекта малого предпринимательства нарушениями, если они носят неустранимый характер;
по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных и нормативных актов;
по решению суда, вследствие признания несостоятельным (банкротом) субъекта малого предпринимательства.
Порядок прекращения деятельности субъектов малого предпринимательства определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Реализация прав предпринимателей на аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают ведение реестров государственного и муниципального имущества, предоставляемого в аренду. Информация об отдельных объектах, занесенных в реестры, должна быть доступна заинтересованным лицам.
При сдаче в аренду субъекту малого предпринимательства, в том числе индивидуальному предпринимателю, объекта недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещается взимание платежей, кроме установленной по договору арендной платы.
В случае проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, существенным конкурсным условием может являться только ставка арендной платы.
Не допускается включение в договор аренды положений, предусматривающих изменение условий договора в одностороннем порядке.
Статья 10. Ограничения, устанавливаемые в целях защиты прав и законных интересов предпринимателей
Условия заключаемых с индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства договоров, которые ограничивают права предпринимателей по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов предпринимателей, являются ничтожными.
Нарушение органами государственной власти, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, а также их должностными лицами, указанного условия является основанием для обращения предпринимателей в федеральный орган по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с требованием о наложении штрафа на указанные органы и их должностных лиц.
Статья 11. Консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства
Федеральный орган исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства заключает договора с уполномоченными организации, осуществляющими аудиторскую деятельность, а также предоставляющими услуги по налоговому и юридическому консультированию, об оказании услуг субъектам малого предпринимательства с предоставлением льгот по их оплате.
Средства на выплату соответствующих компенсации указанным уполномоченным организациям за счет федерального и иных бюджетов должны предусматриваться в государственной программе поддержки предпринимательства.
Статья 12. Особенности деятельности семейных предприятий
Семейное предприятие может осуществлять свою деятельность без дополнительной регистрации. Регулирование деятельности семейного предприятия осуществляется в соответствии с положениями, применяемыми для регулирования деятельности физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Ответственность за результаты деятельности семейного предприятия возлагается на участника данного предприятия, зарегистрированного в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
Порядок налогообложения, освобождения семейных предприятий от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством, с учетом того, что незарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей участники семейного предприятия не несут налоговых обязательств, возникающих в результате деятельности семейного предприятия.
Доход семейного предприятия для целей налогообложения рассматривается как доход гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Распределение прибыли между участниками семейного предприятия происходит на усмотрение предпринимателя.
Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также семейное предприятие вправе использовать наемный труд. Наемный работник не является предпринимателем, а также участником семейного предприятия. Отношения между предпринимателем и наемным работником регулируются в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Глава III. Органы государственной власти, регулирующие деятельность
субъектов малого предпринимательства
Статья 13. Предоставление информации государственными органами власти, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства
1. Государственный орган, регулирующий деятельность субъектов малого предпринимательства, обязан предоставить предпринимателю информацию, определенную законодательством Российской Федерации.
2. Должностное лицо государственного органа, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства, осуществляющее контрольные мероприятия в отношении предпринимателя, обязано по требованию предпринимателя предоставить ему следующие документы и информацию:
документ, являющийся основанием для проведения указанного контрольного мероприятия;
копию положения, утвержденного уполномоченным органом государственной власти, о порядке проведения таких контрольных мероприятий;
сведения о должностных лицах, принявших решение о проведении контрольного мероприятия.
3. Должностное лицо государственного органа, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства, осуществляющее контрольные мероприятия в отношении предпринимателя, обязано сделать отметку в журнале инспекторских проверок о проведении данного контрольного мероприятия с указанием документа, являющийся основанием для его проведения, должностных лиц, принявших решение о его проведении, и его даты.
Журнал инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства является официальным документом для регистрации всех проверок субъекта малого предпринимательства, проводимых контролирующими органами, и ведется в течение всего времени осуществления им предпринимательской деятельности.
4. Должностное лицо государственного органа, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства, осуществляющее контрольные мероприятия в отношении субъекта малого предпринимательства, в любом случае обязано уведомить предпринимателя о его праве получить информацию, указанную в настоящей статье. При этом должностное лицо обязано проинформировать его о правах и гарантиях, предоставляемых предпринимателю в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Нарушение требований, установленных настоящей статьей, в том числе предоставление предпринимателю недостоверной или неполной информации, является основанием для обращения последнего в федеральный орган по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с заявлением о привлечении к ответственности указанных должностных лиц.
Статья 14. Ответственность должностных лиц государственных органов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства
Должностные лица государственного органа, в нарушение настоящего Федерального закона подписавшие решение о проведении контрольных мероприятий в отношении субъекта малого предпринимательства, несут солидарную ответственность за ущерб, причиненный последнему в результате этих мероприятий.
Иск о возмещении ущерба по указанным основаниям может быть предъявлен в суд в течение одного года со дня обнаружения такого ущерба
Статья 15. Возмещение ущерба предпринимателям
Возмещение ущерба, понесенного предпринимателем в результате незаконных действий должностных лиц государственного органа, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства, производится за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Средства, уплаченные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона должностными лицами государственных органов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, в виде штрафов перечисляются федеральным органом исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в федеральный и региональный фонды поддержки малого предпринимательства.
Статья 16. Срок рассмотрения жалоб и заявлений предпринимателей федеральным органом исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Жалобы и заявления предпринимателей подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.
Статья 17. Информирование предпринимателей федеральным органом исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
1. В целях информирования предпринимателей и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях в сфере регулирования предпринимательской деятельности федеральный орган исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в своем официальном издании публикует следующую информацию:
сведения об изменений полномочий органов государственной власти, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, и положений о порядке проведения ими контрольных мероприятий;
сведения о союзах, ассоциациях и иных общественных объединениях и организациях предпринимателей в Российской Федерации;
сведения об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
сведения о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов предпринимателей.
2. Федеральный орган исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства обязан вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о должностных лицах, совершивших правонарушения при проведении контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, и о санкциях, примененных федеральным органом исполнительной власти к ним.
3. Требования к содержанию и порядку ведения информационных баз данных, указанных в настоящей статье, устанавливаются законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Статья 18. Страховая поддержка предпринимателей
Федеральный орган исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства заключает договора с уполномоченными организациями, осуществляющими страховую деятельность и предоставляющими услуги по страхованию субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Выплата компенсаций уполномоченным страхователям осуществляется за счет средств федерального и иных бюджетов в соответствии с государственной программой поддержки предпринимательства.
Статья 19. Проведение федеральными органами исполнительной власти публичных слушаний по вопросам реализации и совершенствования законодательства Российской Федерации о предпринимательской деятельности
1. Федеральный орган исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, иные федеральные органы исполнительной власти, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства, налоговые и правоохранительные органы вправе проводить публичные слушания в целях анализа реализации законодательства Российской Федерации о предпринимательской деятельности, перспектив его совершенствования, выявления проблем правоприменительной практики, связанных с защитой прав и законных интересов предпринимателей.
Публичные слушания проводятся по инициативе федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, налоговых и правоохранительных органов, общественных организаций.
2. Решение о проведении публичных слушаний, их теме, дате проведения, составе участников принимается руководителями федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, налоговых и правоохранительных органов или их заместителями.
Результатом публичных слушаний может быть принятие рекомендаций для федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, налоговых и правоохранительных органов о подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Рекомендации принимаются большинством участников публичных слушаний. Рекомендации и материалы проведенных слушаний подлежат опубликованию в открытой печати.
3. Регламент проведения публичных слушаний утверждается федеральным органом, принявшим решение о проведении публичных слушаний.
Статья 20. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства
Нормативные акты органов государственной власти, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, непосредственно затрагивающие права и законные интересы предпринимателей должны быть согласованы с федеральным органом исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Нормативные акты органов государственной власти, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Статья 21. Предписания федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
1. Предписания федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства представляют собой указания по вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов предпринимателей и (или) с устранением нарушений законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов о предпринимательской деятельности, обязательные для исполнения всеми органами исполнительной власти, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, физическими лицами, на территории Российской Федерации.
2. Предписания федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства направляются по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами в целях прекращения и предотвращения нарушений прав предпринимателей и по другим вопросам, входящим в компетенцию федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
3. Предписания федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства вступают в силу немедленно с момента их вынесения. Указанные предписания подлежат изменению либо отмене федеральным органом исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в соответствии с вступившим в законную силу решением суда.
Статья 22. Полномочия федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по наложению штрафов
1. Федеральный орган исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства налагает штрафы на должностных лиц государственных органов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, в размере до 40 минимальных размеров оплаты труда за:
проведение контрольных мероприятий в отношении субъекта малого предпринимательства без законных на то оснований;
нарушение порядка проведение контрольных мероприятий в отношении субъекта малого предпринимательства, установленного соответствующим государственным органом, регулирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, в том числе непредставление предпринимателю информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, при проведении контрольных мероприятий;
отказ или уклонение от внесения записей в журнал инспекторских проверок о проведении контрольных мероприятий в отношении субъекта малого предпринимательства.
предоставление предпринимателю документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов предпринимателей, содержащих недостоверную информацию;
2. Штраф уплачивается в течение десяти дней с даты получения должностным лицом решения федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. При неуплате штрафа в указанный срок штраф взыскивается в судебном порядке по иску федерального органа исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
3. Уплата штрафа не освобождает должностное лицо от исполнения обязанности устранить нарушение.
Статья 23. Защита прав и законных интересов предпринимателей федеральным органом исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в судебном порядке
В целях защиты прав и законных интересов предпринимателей федеральный орган исполнительной власти по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства вправе:
обращаться в суд с исками и заявлениями в защиту государственных или общественных интересов;
обращаться в суд с исками и заявлениями об отмене действия нормативных актов государственных органов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, нарушающих права и законные интересы последних, о признании решений государственных органов в отношении отдельных предпринимателей незаконными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов предпринимателей.
Статья 24. Защита прав и законных интересов предпринимателей общественными объединениями
1. Общественные объединения предпринимателей, их союзы и ассоциации федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов предпринимателей в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения предпринимателей вправе:
обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов предпринимателей, понесших ущерб в результате незаконных действий государственных органов, регулирующих предпринимательскую деятельность в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;
осуществлять контроль за соблюдением порядка финансирования и расходования средств федеральными и региональными фондами поддержки малого предпринимательства;
создавать ассоциации и союзы, а также собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов предпринимателей.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации в течении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. Правительству Российской Федерации в течении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.