Пояснительная записка
к проекту Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений
в статью 73 Семейного Кодекса Российской Федерации"
В период становления гражданского правового общества в нашей стране принципиальное значение приобретает правовая поддержка наименее защищенной части общества - детей, и семьи, как основы благополучия детей и государства.
Проблема сохранения для ребенка семьи в настоящее время чрезвычайно обострилась. Количество детей, лишившихся родительского попечения постоянно растет. За последние годы неимоверно возросло число родителей, лишенных родительских прав:
Семейный Кодекс Российской Федерации является основным правовым документом, регулирующим вопросы сохранения семьи и защиты детей. Ограничение родительских прав, лишение родительских прав, отобрание ребенка - это основные нормы защиты детей от произвола родителей.
Лишение родительских прав - это крайняя мера, применение ее должно происходить в исключительных случаях, когда родители представляют угрозу жизни; здоровью детей, и нет никакой надежды на изменение их отношения к детям.
Казалось бы, Семейный Кодекс Российской Федерации предусматривает промежуточную меру, которую можно рассматривать, как профилактическую ограничение родителей в родительских правах.
Но, во-первых, эта мера на практике применяется крайне редко, так как в условиях, когда отсутствует развитая система социальной помощи семье и детям, трудно ждать внезапного (за шесть месяцев) изменения поведения родителей. Поэтому представители и органов опеки и попечительства, и судьи, и прокуратура, считая ограничение в родительских правах излишним промежуточным звеном, за которым все равно неизбежно последует лишение родителей родительских прав, крайне редко прибегают к использованию данной нормы.
Во-вторых, эту норму не используют и в тех случаях, когда необходимо длительное стойкое ограничения в родительских правах. Например, того из родителей, который проживает отдельно от ребенка и использует свои чувства любви и привязанности к ребенку в такой эгоистической форме, которая приобретает форму преследования, нанося ребенку непоправимый вред. На практике в таких случаях крайне редко используется ограничение родителей в родительских правах, так как судебные органы не усматривают оснований для лишения родительских прав, а ограничение в родительских правах рассматривают, как норму, обязательно предшествующую лишению родительских прав в тех случаях, когда родители не изменяют своего поведения.
Заниженное использование нормы ограничения родительских прав не практике приводит к грубейшим нарушениям прав детей на жизнь в семье, так как лишение родителей родительских прав, как правило, приводит к их окончательной деградации. Это гораздо больнее бьет по детям, чем по их родителям.
В трактовке Семейного Кодекса (статья 73) ограничение в родительских правах приравнено к отобранию ребенка у родителей. Таким образом, как бы аннулируется самостоятельность этой крайне необходимой для защиты прав детей нормы.
Например, в случае, когда необходимо ограничить родительские права родителя, проживающего отдельно от ребенка, нет необходимости производить отобрание. В то же время, в случае совместного проживания ребенка с родителем, лишенным родительских прав, который представляет угрозу жизни и здоровью ребенка, необходимо применять дополнительную меру его защиты отобрание ребенка.
Цель данного законопроекта, не внося больших изменений в Федеральный Закон, добиться более четкого разграничения правовых норм: "ограничение в родительских правах", "лишение родительских прав" и "отобрание ребенка". Таким образом, добиться более частого применения нормы "ограничение родительских прав" в качестве меры профилактической.
Справка о финансово-экономическом обосновании
Дополнительного финансирования для реализации данного законопроекта не потребуется.
Перечень
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации,
изменение которых потребует принятие Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статью 73 Семейного
Кодекса Российской Федерации"
Принятие настоящего Федерального закона не потребует внесения изменений, дополнений либо отмены действующих законодательных и нормативных правовых актов.
Информация
о состоянии законодательства в сфере прав и обязанностей
родителей (ограничение родительских прав)
Законодательство Российской Федерации о правах и обязанностях родителей составляют:
1. Конституция Российской Федерации, статья 38, закрепляющая право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 8.12.95 г. (с учетом изменений) - раздел IV "Права и обязанности родителей и детей".
3. Гражданско-процессуальный Кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года (с учетом последующих изменений) в части применения процессуальных норм при решении вопросов об ограничении родительских прав.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96 г. N 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей".
Предложения
о необходимости разработки нормативных правовых актов, принятие
которых потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в статью 73 Семейного Кодекса Российской Федерации"
Для реализации данного законопроекта разработки и принятия дополнительных нормативных правовых актов не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.