Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге"
За время, прошедшее после вступления в действие Федерального закона "О лизинге", стало очевидным, что в существующей редакции закон создает определенные препятствия для развития лизинга в России. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что на сегодняшний день участники лизингового сектора вынуждены работать не в рамках одного законодательного акта, а в рамках ГК РФ, другого законодательства, регулирующего лизинг, и Федерального закона "О лизинге". Лизинговые компании столкнулись с противоречиями, правовыми коллизиями, которые возникли в связи с принятием Федерального закона "О лизинге". С точки зрения участников лизингового сектора, действующая редакция закона не только не уменьшает, а напротив, увеличивает инвестиционные риски. Соответственно инвестиционная среда в России ухудшилась с принятием указанного закона. Лизинговые компании столкнулись с проблемами кредитования лизинговых сделок как российскими, так и западными банками, что привело к снижению притока инвестиций.
Все изменения и дополнения к Федеральному закону "О лизинге" можно разделить на три большие группы: унификация закона с другими законодательными актами, устранение внутренних противоречий закона и регламентирование вопросов, не урегулированных законом на сегодняшний день.
Самое большое количество изменений связано с устранением противоречий между Федеральным законом "О лизинге" и Гражданским кодексом РФ. В первую очередь это вызвано различиями в терминологии и определениях, используемых в названных законодательных актах. Поскольку ГК РФ вводит понятие "финансовая аренда (лизинг)", то с целью единообразного толкования правовых норм необходимо в законе использовать аналогичную терминологию.
Аналогичные изменения внесены и в отношение понятий даваемых в действующем законе, которые утрачивали один или несколько отличительных признаков финансовой аренды (лизинга). Это касается как непосредственно понятия "лизинг" (ст.2), так и классификации подвидов лизинга (п.3 ст.7). Существующая классификация подвидов лизинга вступает в противоречие со статьей 665 ГК РФ, в которой установлено в качестве обязательного признака финансовой аренды (лизинга) - приобретение имущества, передаваемого в лизинг.
Внесены поправки в нормы существующего закона о привлечении заемных средств в рамках лизинговой сделки (пункт 1 статьи 2 и пункт 4 статьи 5), которыми предусмотрена возможность использования одновременно всех возможных источников финансирования, что будет способствовать увеличению объема лизинговых сделок.
Доработаны положения действующего закона о залоговых обязательствах субъектов лизинга. Так, пунктом 1 статьи 14 существующего закона предусмотрена возможность передачи лизингополучателем в залог предмета лизинга, что противоречит пункту 1 статьи 335 ГК РФ, устанавливающей, что правом передать в залог имущество обладает только лицо, которому это имущество принадлежит на основе права собственности или права хозяйственного ведения. Нельзя также рассматривать риск изъятия заложенного имущества как бесспорное нарушение лизингодателем условий договора (пункт 2 статьи 14), так как согласно пункта 1 статьи 617 ГК РФ, переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Пункт 3 статьи 14 закона о последующем залоге вступает в противоречие со статьей 342 ГК РФ, которой установлен единственный случай запрета на последующий залог - запрет в предшествующих договорах о залоге.
Пересмотрены нормы закона о существенных условиях договора финансовой аренды (лизинга). Помимо предмета лизинга, являющегося существенным условием договора финансовой аренды (лизинга) в соответствии с ГК РФ, согласно пункту 4 статьи 15 действующего закона, к существенным условиям договора лизинга отнесено еще очень большое количество других условий. Данный перечень является необоснованно расширенным, так как в него включены условия, которые урегулированы законодательными актами. Поправками исключены из списка существенных условий договора финансовой аренды (лизинга) условия, которые регламентированы диспозитивными нормами действующего законодательства.
Статья 13. существующего закона в части положений о бесспорном изъятии предмета лизинга приведена в соответствие с требованиями статьи 619 ГК РФ. Между указанными правовыми нормами прослеживалось несоответствие, так как рассматривая последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения одних и тех же обязанностей лизингополучателем, они предусматривали различные основания расторжения договора финансовой аренды (лизинга).
В поправках урегулирован вопрос о судьбе лизингового имущества по окончании действия договора финансовой аренды (лизинга). В настоящее время закон содержит противоречивые положения относительно судьбы имущества по завершении сделки - возврат имущества, если иное не предусмотрено договором (пункт 6 статьи 15) и в тоже время переход права собственности к лизингополучателю, опять же если иное не предусмотрено договором (пункт 1 статьи 19). Кроме того, положения пункта 1 статьи 19 действующего закона приведены в соответствие с положениями пункта 1 статьи 624 ГК РФ, регулирующего выкуп арендованного имущества.
Пункт 1 статьи 7, пункты 2 и 3 статьи 10 и статья 24 существующего закона регламентируют сделки международного лизинга. Данные нормы вступают в противоречие друг с другом и не соответствуют действующему законодательству и международным обязательствам Российской Федерации, устанавливающим порядок определения применимого к сделке права. Указанные нормы унифицированы с положениями Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге и Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Вопросы, связанные с разрешением споров (статья 24) исключены из текста действующего закона, так как должны рассматриваться в гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве, а не в гражданском законодательстве каковым является Федеральный закон РФ "О лизинге".
Поправки сняли запрет на совмещение функций кредитора и лизингополучателя (статья 9) как ограничивающий возможность совершения целого ряда коммерческих сделок.
Скорректирована глава III "Экономические основы лизинга", которая в настоящее время неоправданно вторгается в сферу ведения предпринимательской деятельности, которая в силу установленных ГК РФ свободы договора и свободы предпринимательства в большей степени должна быть регламентирована самими участниками лизингового сектора. Кроме того, в положениях указанной главы поправками исключены ряд неточностей и внутренних противоречий.
Поправками предусмотрена обязанность лизинговых компаний по обязательному страхованию предмета лизинга, приобретенного с использованием бюджетных средств, что позволит снизить риск невозврата государственных средств.
Реализация внесенного проекта федерального закона не потребует дополнительных государственных материальных затрат.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.