Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы"
Необходимость разработки представленного законопроекта обусловлена осуществлением реформы налогового законодательства и инициирована кризисным состоянием отечественной горнодобывающей промышленности.
Данный законопроект устраняет противоречия, существующие в действующем законодательстве. В частности, сегодня для исчисления суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в качестве налогооблагаемой базы признается стоимость добытых и реализованных полезных ископаемых или продуктов их передела, являющихся первым товарным продуктом. Для железорудных предприятий это может быть как товарная железная руда, так и железорудный концентрат или даже железорудные окатыши, стоимость которых в два-три раза выше. Такая подмена объекта платежа некорректна. Концентрат или окатыши не залегают в недрах и работы по его поиску и разведке не ведутся. Добавленная стоимость концентрата и других продуктов передела создается на обогатительных фабриках, а не при добыче полезных ископаемых из недр. Представленный законопроект преодолевает это противоречие.
Законопроект предполагает дифференцировать и изменить ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по железным рудам и цветным металлам, в частности, снизить ставку отчислений по железной руде с 3,7% до 1,5%, а по цветным металлам с 8,2 до 4,0% от стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
Обоснованием является тот факт, что железорудная промышленность России полностью на многие десятилетия обеспечена разведанными запасами руд. Поэтому в 1997-98 гг. на нужды собственно отрасли израсходовано только 21% произведенных ею отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Остальная часть отчислений железорудных предприятий направлена на разведку других, дефицитных в России полезных ископаемых (хрома, марганца и т.д.). При кризисном экономическом положении железорудных предприятий столь резкое перераспределение изъятых у них средств в пользу других отраслей неправомерно. Указанные расходы на разведку недостающих в России типов руд должны нести не только горняки, но и их потребители, в частности металлурги, экономические возможности которых гораздо выше, чем у горняков. Все вышесказанное относится и к случаю руд цветных металлов.
Как известно, в соответствии с ст.44 Закона "О недрах" недропользователи, возместившие государству за счет собственных средств расходы на поиски и разведку разрабатываемых месторождений освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Законопроект предполагает взимать по нулевой ставке отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части полезных ископаемых добытых из месторождений, разведанные в период до 1960 г. в связи с невозможностью определения затрат на разведку этих месторождений. Кроме того, при подготовке данного законопроекта учитывалось, что если месторождение эксплуатируется с момента разведки, то есть в течение 40 лет, то государство уже многократно окупило все расходы на его поиски и разведку. Если же месторождение, разведанное более 40 лет назад, до сих пор не вовлечено в эксплуатацию, то необходимы специальные стимулирующие меры для инвестиций в его разработку, к которым относится и освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы"
По данным Госкомстата России доля затрат поиски и разведку руд черных и цветных металлов в общем объеме геологоразведочные работ в течение 1992 - 1998 годов постоянно снижается, что связано с достаточно высокой обеспеченностью горнодобывающих предприятий разведанными запасами. В связи с этим более половины выплаченных горнорудными предприятиями отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) используются для поиска других полезных ископаемых.
Анализ отчетных данных за 1996 - 1998 годы (см. таблицу) свидетельствует, что доля затрат на геологоразведочные работы по рудам черных металлов по отношению к объему товарной продукции горнорудных железорудных предприятий не превышает 0,9%, по рудам цветных и редких металлов - 4,0%.
Снижение ставок по железным рудам с 3,7% до 1,8% и по цветным рудам с 8,2% до 4,0 % приведет к уменьшению поступлений в бюджеты различного уровня:
- федеральный бюджет - 68,5 млн.руб;
- бюджеты субъектов Российской Федерации - 205,6 млн.руб;
- предприятий (за счет уменьшения доли отчислений на ВМСБ, оставляемых в их распоряжении) - 68,5 млн.руб.
Одновременно снизится себестоимость товарной продукции предприятий на 342,6 млн.руб., что даст дополнительно 102,8 млн.руб. налога на прибыль, в том числе в федеральный бюджет 37,7 млн.руб., бюджеты территорий - 65,1 млн.руб. Одновременно оборотные средства предприятий пополнятся на 240 млн.руб., что позволит повысить объем производства как минимум на 1,2 млрд.руб.
В горнорудном производстве величина нормируемых оборотных средств на рубль произведенной товарной продукции в 1998 и первом полугодии 1999 г. составляла 15,9%. Так, по 12 предприятиям железорудной промышленности при выпуске товарной продукции в 1998 г. в размере 9122 млн.руб. потребность в оборотных средствах составила 1445,9 млн.руб., а в первом полугодии 1999 г. при выпуске продукции стоимостью 6927 млн.руб. - 1108 млн.руб.
Таким образом, на каждый рубль оборотных средств было получено 6 руб. товарной продукции. При этом практически все предприятия испытывали серьезный недостаток собственных оборотных средств. Привлечение заемных средств ведет к дополнительному росту затрат и снижению прибыли.
Недостаток оборотных средств в первую очередь сказывался на выполнении горно-подготовительных работ, от объема которых прямо зависит производство товарной продукции (минерального сырья).
Исходя из налогового бремени горных предприятий в размере 20 коп. на 1 руб. товарной продукции бюджеты различных уровней получат дополнительно 240 млн.руб. различных налогов. То есть снижение суммы отчислений на ВМСБ будет практически полностью компенсировано за счет снижения затрат на добычу полезных ископаемых и роста производства.
Статистические показатели доли сектора черных
и цветных металлов в общем объеме ГРР
Показатели | 1996 год | 1997 год | 1998 год |
1. Общий объем ГРР, млн.руб. в т.ч. доля: черных металлов, % цветных и редких металлов, % 2. Объем ГРР по: - черным металлам - по цветным и редким металлам 3. Объем товарной продукции: - железорудных предприятий - по добыче и обогащению цветных металлов 4. Доля затрат на ГРР к тов. продукции: - по черным металлам - по цветным и редким металлам 5. Действующие ставки ВМСБ - по черным металлам - по цветным металлам 6. Начислено на воспроизводство минерально-сырьевой базы: - по черным металлам - по цветным металлам (без РАО "Норильский никель") |
13209,8 0,4 3.0 52,8 396,3 9615,4 6500,0 0,5 6,1 3,7 8,2 145,8 173,9 |
15827,0 0,6 2,4 95,0 379,8 10267,9 7725,6 0,9 4,9 3,7 8,2 186,6 301,0 |
15549,5 0,6 2,4 93,3 326,5 11839,9 9973,3 0,8 3,3 3,7 8,2 225,4 409,0 |
Перечень законов и иных нормативных актов,
подлежащих отмене, изменению и дополнению в случае принятия
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О ставках отчислений
на воспроизводство минерально-сырьевой базы"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" подлежат изменению и дополнению нормативные акты Министерства налогов и сборов о взимании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, соответствующие нормативные правовые акты других федеральных органов государственного управления и соответствующие правовые акты субъектов Российской Федерации.
Справка
о состоянии законодательства в данной
сфере правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" в настоящее время регулируются:
1) Законом Российской Федерации "О недрах";
2) Федеральным законом "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы";
3) Положением о порядке лицензирования пользования недрами (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3314-I от 15 июля 1992 года), действующим в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
4) приказами и инструкциями федеральных министерств и ведомств:
- Инструкция о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами. Письмо Министерства финансов Российской Федерации (04.02.93. N 8), Государственной налоговой службы Российской Федерации (30.01.93. N 17) и Федерального горного и промышленного надзора России (04.02.93 N 01-17/41);
- "О размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации (21.03.96. N ПВ-6-04/200) и Министерства финансов Российской Федерации (21.03.96. N 7-09-03)
Принятие предлагаемого Федерального закона позволит сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы - законов в данной сфере правового регулирования.
Предложения о разработке нормативных правовых актов,
принятие которых необходимо для реализации Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы"
В случае принятия Федерального "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" должен быть разработан и введен в действие пакет инструктивных документов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяющих порядок реализации указанного Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.