Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О государственном регулировании деятельности в области экспорта
лома цветных металлов"
На протяжении ряда лет в Российской Федерации неуклонно растет количество хищений металлосодержащего имущества с целью его реализации в виде металлолома. Такая ситуация возникла после того, как Указом Президента Российской Федерации N 245 от 6 марта 1995 г. были сняты ограничения на экспорт многих товаров и услуг, в том числе на экспорт лома цветных металлов. В соответствии с данным указом, частные юридические лица получили право принимать, а граждане и индивидуальные предприниматели - сдавать лом цветных металлов. Экспорт лома меда увеличился с 28,6 тыс. тонн в 1995 году до 356,5 тыс. тонн в 1998 году, а лома алюминия соответственно с 11,9 тыс. тонн до 367,3 тыс. тонн. Неограниченный спрос на лом цветных металлов на зарубежных рынках, а, следовательно, коммерческая привлекательность рассматриваемого вида деятельности, привели к его криминализации и значительному росту числа сопутствующих преступлений.
Число зарегистрированных хищений цветных металлов и изделий из них в России возросло с 4 тысяч в 1993 году до 74 тысяч в 1999 году. Тенденция роста числа хищений продолжает сохраняться и в настоящее время.
В 1999 году только на предприятиях электроэнергетики совершено почти двадцать одна тысяча фактов хищений, в том числе украдено более одиннадцати тысяч тонн оборудования, проводов высоковольтных линий, кабелей (десятки тысяч километров) и другого имущества. По фактам хищений правоохранительными органами возбуждено свыше 11 700 уголовных дел. Общая сумма причиненного материального ущерба, включая затраты на восстановительные работы, составила свыше 1,9 млрд. рублей. В процессе этих хищений зарегистрирован 721 несчастный случай, в том числе со смертельным исходом - 544. Особенно неблагоприятное положение наблюдается в Республике Татарстан, Приморском, Красноярском краях, в Пермской, Самарской, Орловской, Ростовской, Ленинградской областях. "Рекордсменами" по числу хищений лома цветных металлов являются Свердловская и Челябинская области и г.Санкт-Петербург.
Хищение лома цветных металлов также наносит огромный ущерб функционированию железнодорожного транспорта. Случаи хищения дорогостоящего оборудования, содержащего цветные металлы, на железной дороге в последнее время значительно участились, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных происшествий. Общий ущерб за 1999 год по отрасли от этого вида преступлений превысил 75 млн. рублей.
Принятие федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не решило проблемы вывоза цветных металлов, так как согласно п.2 статьи 1 действие данного закона не распространяется на внешнеторговую и таможенную деятельность, в связи с чем ограничения на вывоз из страны металлолома не действуют.
В Указе Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. N 616 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики", постановлениях Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 822 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" и от 4 апреля 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов" не в полной мере решены вопросы государственного регулирования в области экспорта лома цветных металлов и, как следствие, не происходит снижения числа хищений лома цветных металлов.
Предлагаемый проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов" призван восполнить данный пробел в законодательстве Российской Федерации и устанавливает правовые основы деятельности в области экспорта лома цветных металлов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, сохранения сырьевой обеспеченности отечественной металлургии и возмещения потерь государства, возникающих при неконтролируемом экспорте лома цветных металлов.
Законопроект состоит из 7 статей, включающих общие положения, вопросы ограничений в области экспорта лома цветных металлов с территории Российской Федерации, порядка осуществления деятельности в области экспорта лома цветных металлов, меры государственной поддержки металлургического производства Российской Федерации, международного сотрудничества и ответственности за нарушение законодательства в данной сфере.
В законопроекте в рамках законодательства Российской Федерации решается проблема введения в правовое русло и упорядочения неконтролируемого на сегодняшний день экспорта лома цветных металлов.
Вводится правовая норма, в которой лом цветных металлов признается стратегически важным сырьем Российской Федерации, и, в соответствии с которой, налагается запрет до 1 января 2005 года на экспорт лома цветных металлов с территории Российской Федерации, за исключением экспорта лома цветных металлов, осуществляемого в рамках международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом, вводятся временные ограничения действия закона и перечень цветных металлов, содержащихся в ломе цветных металлов, и утверждаемого Правительством Российской Федерации, на которые распространяется действие настоящего закона.
Также вводится порядок осуществления деятельности в области экспорта лома цветных металлов, в соответствии с которым правоустанавливающие документы, выданные субъектам предпринимательской деятельности в данной сфере, подлежат переоформлению с учетом положений настоящего закона и требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации. Эти меры позволят конкретизировать ряд постановлений Правительства Российской Федерации в части детализации ограничения деятельности хозяйствующих субъектов в области оборота лома цветных металлов (см. перечень).
Принятие проекта федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов" позволит сохранить сырьевую базу отечественной металлургии, повысить конкурентоспособность продукции последней, уменьшить сферу теневой экономики в России, снизить криминализацию сферы заготовки и оборота лома цветных металлов, число жертв среди людей, вовлеченных в эту сферу, а также уменьшить вероятность катастроф техногенного характера.
Справка
о финансово-экономическом обосновании принятия федерального закона
"О государственном регулировании деятельности в области экспорта
лома цветных металлов"
Реализация федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Упущенная выгода государства (налоговые поступления и таможенные пошлины) при действии федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов", по мнению специалистов, будет значительно меньше, чем положительный экономический эффект от увеличения загрузки сырьем мощностей отечественных металлургических предприятий, от усиления конкурентоспособности их продукции, от уменьшения области теневой экономики, от снижения криминализации сферы заготовки и оборота лома цветных металлов, вероятности возникновения катастроф техногенного характера и гибели людей, вовлеченных в сферу противоправной добычи лома цветных металлов.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения,
дополнения или принятия которых потребует принятие Федерального
закона "О государственном регулировании деятельности в области
экспорта лома цветных металлов"
Введение в действие Федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов" не потребует внесения изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, а также их отмены или принятия новых федеральных законов.
Потребуется принять постановление Правительства, утверждающее перечень цветных металлов, содержащихся в ломе цветных металлов, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Потребуется привести в соответствие с настоящим Федеральным законом следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 822 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 304 "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 г. N 1035 "О государственной поддержке акционерного общества "Кольчугинский завод по обработке цветных металлов имени С.Орджоникидзе".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 г. N 408-р "О продлении распоряжения Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка начисления и уплаты налога на добавленную стоимость предприятиями алюминиевой промышленности".
5. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 6 "О внесении изменений и дополнений в список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 1999 г. N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения".
6. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 7 "О внесении изменений и дополнений в список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1996 г. N 1194 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия.
7. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1748 "О поставке на экспорт в 1999-2000 годах сырья цветных металлов, содержащего драгоценные металлы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.