Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации
от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и проекту
федерального закона "О внесении дополнения в статью 6 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций"
Состояние экономики Российской Федерации в современный период в значительной мере характеризуется следующими факторами:
незагруженностью мощностей промышленных предприятий (в среднем не более чем на 40 процентов от проектных мощностей);
ненасыщенностью российского рынка по очень многим товарным позициям, особенно в результате скачкообразного роста курса доллара после 17 августа 1998 года;
отсутствием доступного для промышленности дешевого источника оборотных средств, что не позволяет воспользоваться первыми двумя факторами с целью остановки падения производства, загрузки простаивающих мощностей, насыщения рынка, повышения заработной платы, увеличения налогооблагаемой базы, одним словом, выхода из экономического кризиса.
Целями предлагаемых проектов федеральных законов являются:
организация дешевого, доступного для промышленности источника оборотных средств, практически полностью обеспечивающего любые темпы роста объемов производства в условиях не насыщенности рынка и низкой загруженности существующих производственных мощностей;
создание экономических условий по выходу из кризиса промышленности Российской Федерации путем государственной поддержки роста объемов производства;
образование источника финансирования промышленных предприятий с исключительно целевым использованием - на расширенное воспроизводство;
увеличение налогооблагаемой базы и доходной части бюджетной сферы.
Поставленные цели достигаются тем, что промышленные предприятия, обеспечивающие прирост объема производства и реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года свыше 5 процентов, освобождаются от уплаты налогов на прибыль и добавленную стоимость в части прироста объемов производства и реализации продукции свыше 5 процентов.
Понижающие ставки налогов применяются при условиях:
превышение объемов производства в текущем периоде по сравнению с базовым периодом 1999 года;
оплаты налоговых платежей в размере не менее суммы, подлежащей внесению в бюджет в отчетном периоде;
направления не менее 75 процентов средств, высвободившихся в результате предоставление налоговых льгот, на пополнение оборотных средств и увеличение прироста объемов производства;
направления не менее 20 процентов средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот, на заработную плату работников данного предприятия.
Предлагаемый нами метод полностью отвечает Посланию Президента Российской Федерации от 9 апреля 1999 г. N Пр-452 Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике на 2000 год", в котором в частности записано: "Третье направление - изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, объемов производства. Это создает мощные стимулы для модернизации производства, увеличение внешних и внутренних инвестиций".
Как следует из расчетной оценки прилагаемого "Финансово-экономического обоснования проектов федеральных законов...", данная законодательная инициатива позволяет при приросте объемов производства 15 процентов и более обеспечить большую часть оборотных средств, которые являются необходимым экономическим условием указанного прироста объемов производства.
Недостающая часть необходимых оборотных средств может быть получена за счет других источников:
региональных и местных налогов, исключающих взимание налоговых платежей с дополнительно производственной и реализационной товарной продукции;
оплаты энергоносителей в рассрочку;
собственных финансовых средств предприятий;
давальческого сырья;
дешевых кредитных (заемных) ресурсов и внешних инвестиций, которые, хотя и в крайне ограниченных объемах, но все же присутствуют в современных экономических условиях.
В Волгоградской области дешевый источник оборотных средств был найден за счет постепенного отказа от налогов на прирост объемов производства, доходов и прибыли, что полностью отвечает Посланию Президента Российской Федерации от 9 апреля 1999 г. N Пр-452 Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике на 2000 год".
Как показывают расчетные и фактические данные, даже частичный отказ от региональных и местных налогов с прироста объемов производства обеспечивает значительную часть необходимых оборотных средств при приросте объемов производства до 20 процентов (на цикл изготовления и реализации продукции) без привлечения заемных (кредитных) ресурсов.
Одной из форм реализации указанной экономической идеи являются введение дифференцированных понижающих налоговых ставок в зависимости от темпов роста объемов производства и их применение при условии оплаты налоговых платежей в размере не менее сумы, подлежащей внесению в бюджет и внебюджетные фонды. Реализация данной идеи способствовала остановке падения производства в нашем регионе. Согласно статическим данным объем промышленного производства по Российской Федерации в 1998 году составил по сравнению с уровнем 1997 года 94,8 процента, по Волгоградской области - 99,9 процента. В 1999 году в Волгоградской области наблюдается рост промышленного производства, который составил 15 процентов.
Другой формой внедрения вышеназванной идеи служит создание зон экономического развития (ЗЭР) на территории промышленных предприятий, мощности которых загружены не более чем на 10 процентов от проектных. Предприятия ЗЭР на 10 лет освобождены от областных и местных налогов на имущество, землю и прибыль. С одной стороны это является внутренним источником пополнения оборотных средств для прироста объемов производства. С другой стороны - служит экономической гарантией внешним инвесторам в части снижения инвестиционного риска (возраста вложенных средств) и получения прибыли.
Ярким примером достижения первых положительных результатов является крупнейшим в Европу металлургический завод "Красный Октябрь", целиком вошедший в ЗЭР в декабре 1998 года. Если в IV квартале 1998 года завод выплавил 32,9 тыс.т стали и выпустил 23,2 тыс.т проката, то в 1 квартале 1999 года эти показатели составили 40,7 тыс. и 32,4 тыс.т, соответственно. Если в декабре 1998 года затраты на рубль товарной продукции были 102, 6 коп., то в 1 квартале 1999 года - 98,8 коп. ЗЭР в значительной мере способствовала росту производства в 1999 году: стали выплавлено 159 тыс.т, проката - 138 тыс.т. Для сравнения: в 1998 году эти цифры составляли 77 тыс.т и 62 тыс.т, соответственно.
Необходимо подчеркнуть, что предлагаемый экономический метод наряду с другими формами государственного регулирования рынка, широко и с большим успехом применяется в Республике Беларусь, находящейся в сходной экономической ситуации (незагруженные производственные мощности, ненасыщенный рынок).
На протяжении последних трех с половиной лет в Республике Беларусь (после спада в 1990-95 гг.) прирост валового промышленного продукта в физическом измерении устройство достигает 10 процентов в год. В 2000 году планируется достигнуть уровня промышленного производства 1990 года.
Таким образом, учитывая опыт Республики Беларусь, Волгоградской области и других регионов Российской Федерации, можно утверждать, что принятие настоящих проектов федеральных законов позволит достигнуть вышеназванных целей, включая устойчивый рост промышленного производства.
Принятие настоящих проектов законов не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В случае принятия настоящих законопроектов необходимо учесть их при принятии второй части Налогового кодекса.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проектов федеральных законов
"О внесении дополнений в статью 6 Закона Российской Федерации
от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"
и "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации
от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
В случае принятия федеральных законов "О внесении дополнений в статью 6 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" необходимо внести изменения и дополнения в:
1) Закон Российской Федерации от 06.02.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
2) Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
3) Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
4) Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Финансово экономическое обоснование проектов федеральных законов
"О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации
от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
и "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации
от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"
В соответствии с официальными статистическими данными среднегодовые объемы производства в Российской Федерации в период с 1990 года по 1998 год снизились в 2,5 раза.
Одной из главных, определяющих причин падения объемов производства являлось отсутствие дешевых кредитных ресурсов и внешних инвестиций, вследствие чего товаропроизводители не имели необходимых оборотных средств не только на расширенное, но и на простое воспроизводство.
Предлагаемые проекты законов решают проблему изыскания дешевого источника оборотных средств если не для всех, то для значительной доли предприятий в масштабах Российской Федерации.
В условиях ненасыщенности российского рынка по очень многим товарным позициям и низкой загруженности (в среднем не более чем на 40 процентов) мощностей промышленных предприятий решение проблемы дешевого и общедоступного источника оборотных средств, в принципе, позволяет резко увеличить объемы производства и реализации продукции. При этом возможно удешевление производимой продукции, повышение зарплаты работникам промышленности, стабильная проплата естественным монополиям за поставляемые энергоносители и топливосырьевые ресурсы, резкое увеличение налогооблагаемой базы, а значит поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, решение проблемы стабильной выплаты и повышения пенсий, стипендий, пособий, зарплаты работникам бюджетной сферы.
Как известно, доля оборотных средств в себестоимости продукции для многих отраслей промышленности, включая машиностроение, химию и нефтехимию (за исключением отдельных отраслей, например, оборонной промышленности), составляет от 20 до 30 процентов.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" позволяет при условии расширенного воспроизводства получить экономические показатели: для действующей ставки налога на прибыль - 30 процентов и уровня рентабельности производства - 20 процентов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Объем произ- водства (ус- ловных денеж- ных единиц) |
Прибыль предприятия (условная единица) |
Поступление в бюджет (ус- ловных денеж- ных единиц) |
Дополнительные средства, ос- тающиеся в распоряжении предприятий, на прирост объ- емов производства и увеличе- ние оборотных средств, на до- полнительные поступления в фонд зарплаты |
|
(условных де- нежных еди- ниц) |
(в % от при- роста объемов производства) |
100 20 6,0 0 0
105 21 6,3 0 0
110 22 6,3 0,3 3,0
115 23 6,3 0,6 4,0
120 24 6,3 0,9 4,5
125 25 6,3 1,2 4,8
130 26 6,3 1,5 5,8
140 28 6,3 2,1 5,25
150 30 6,3 2,7 5,40
160 32 6,3 3,3 5,50
Как следует из последнего столбца таблицы 1, доля дополнительных оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятия, составляет несколько процентов от прироста объема продукции. Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в значительной мере способствует решению проблемы доступа предприятий к источнику оборотных средств, но решает указанную проблему частично.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" позволяет при условии расширенного воспроизводства получить следующие экономические показатели для действующей ставки налога на добавленную стоимость - 20 процентов (см. таблицу 2).
Таблица 2
Объем произ- водства (ус- ловных денеж- ных единиц) |
Поступление в бюджет (ус- ловных денеж- ных единиц) |
Дополнительные средства, остающиеся в рас- поряжении предприятий, на прирост объемов производства и увеличение оборотных средств, на дополнительные поступления в фонд зарплаты |
|
(условных денежных единиц) |
(в % от прироста объ- емов производства) |
100 20 0 0
105 21 0 0
110 21 1 10
115 21 2 13,3
120 21 3 15
125 21 4 16
130 21 5 16,7
140 21 7 17,5
150 21 9 18
160 21 11 18,3
Из последнего столбца таблицы 2 следует, что доля дополнительных оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятия, при приросте объемов производства 15 процентов и более, превышает 10 процентов от прироста объемов производства в денежном выражении.
Таким образом, принятие обоих указанных проектов федеральных законов обеспечивает большую часть оборотных средств, которые являются необходимым экономическим условием роста объемов производства.
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации |
Е.П.Ищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.