Пояснительная записка к проекту Федерального Закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об актах
гражданского состояния"
В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. На основании Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина.
С 20 ноября 1997 года вступил в действие Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", который определил органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг.
Практика применения Федерального закона "Об актах гражданского состояния" показывает его несовершенство, отрыв от насущных проблем граждан, наличие юридических коллизий, требующих решения.
Все это усугубляется отсутствием каких-либо методических рекомендаций или инструкций по применению названного Федерального закона по линии Министерства юстиции Российской Федерации.
Названный Федеральный закон лишил сельские и поселковые администрации местного самоуправления права регистрировать акты гражданского состояния.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального Закона "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления отделены от государственной власти и имеют собственную компетенцию.
В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Вследствие неурегулированности вопроса о праве осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния органами местного самоуправления, граждане, проживающие в отдаленных сельских поселениях, в настоящее время вынуждены совершать поездки в города и районные центры субъектов Российской Федерации, где расположены государственные органы записи актов гражданского состояния. Все это вызывает справедливое гражданское негодование и возмущение населения, их дополнительные материальные расходы на эти цели.
Ранее действовавшим Кодексом о браке и семье РСФСР (ст.142 КоБС РСФСР) разрешалось совершать производство государственной регистрации актов гражданского состояния исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов. Федеральным Законом "Об актах гражданского состояния" органы местного самоуправления правом осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния не наделены.
Внесение дополнения в п.1 ст.4 Федерального Закона "Об актах гражданского состояния" о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации актов гражданского состояния является самой принципиальной поправкой, исходя из которой вносятся поправки в целый ряд статей названного закона, она обусловлена жизненной необходимостью в интересах людей.
Поправка вносимая в п.2 ст.6 дает ответ на вопрос какие органы местного самоуправления и при каком условии могут заниматься регистрацией актов гражданского состояния.
Считаю, что на печати органа местного самоуправления, наделенного законом субъекта Российской Федерации государственными полномочиями по регистрации актов гражданского состояния, которой будут скрепляться записи актов гражданского состояния, должен быть изображен Государственный герб Российской Федерации. Это будет еще раз подчеркивать единство Российской Федерации, являться отличительным признаком актов гражданского состояния от других актов, выпускаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, их равное значение на всей территории Российской Федерации. Это обоснование следует отнести к поправке "б" в п.1 ст.8.
Поправка "б" предлагаемая в п.1 ст.9 при ее принятии позволяет гражданам обращаться в случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния не только по месту хранения первого экземпляра записи актов гражданского состояния, но и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и на территории которых данные записи актов гражданского состояния были составлены, в их архивы записей актов гражданского состояния.
Предложения об исключении в ст.9 п.2 абзаца 3 продиктовано необходимостью исключить имеющуюся в настоящее время возможность использования повторного свидетельства в корыстных целях. В случае, если лицо, в отношении которого ранее была составлена запись акта гражданского состояния умерло, родственникам умершего или другому заинтересованному лицу может быть выдана справка о регистрации акта гражданского состояния, подтверждающая факт регистрации рождения умершего, заключения им брака, и т.д. А дополнение ст.9 п.3 четко определяет, кому выдается повторное свидетельство о смерти.
Поправка "ж" предлагаемая в п.5 ст.9 позволит упорядочить работу с выдачей гражданам повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и уплатой государственной пошлины, приведет к сокращению сроков исполнения запросов и почтовых расходов.
Дополнение, предлагаемое в п.2 ст.12, вызвано тем, что сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния необходимы для работы целому ряду организаций кроме названных в п.2 ст.12, нормы о том, что органы записи актов гражданского состояния должны предоставлять сведения содержатся, например, в п.4 ст.4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в ст.ст.85 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в ряде постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в развитие федеральных законов. Принятие поправки позволит органам, занимающимся государственной регистрацией актов гражданского состояния, работать в правовом поле определяемом федеральными законами, будет способствовать сохранению конфиденциальной информации.
В статье 40 закона нет четкого механизма, исключающего двойную регистрацию усыновления ребенка: по месту вынесения решения суда об усыновлении и по месту жительства усыновителей. Предлагаемая в ст.40 поправка позволит исключить это, будет способствовать сохранению тайны усыновления (удочерения).
Дополнение в п.2 ст.69 вносится с той целью, чтобы включить в закон еще одно основание для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, такие случаи часта встречаются в практике работы, с ее принятием отпадет необходимость в составлении органами записи актов гражданского состояния заключения о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.
Принятие предлагаемой поправки в п.1 ст.74 гарантирует гражданам восстановление записей актов гражданского состояния и получение свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. В этом случае необходимо учитывать и сложности имеющие место в вопросах регистрации актов гражданского состояния между Российской Федерацией и другими странами СНГ.
Предложенная редакция п.4 ст.76 более полно и в концентрированном виде учитывает изменения и дополнения, которые предлагается внести в закон.
Предлагаемое увеличение сроков хранения актовых книг в органах записи актов гражданского состояния с семидесяти пяти до ста лет со дня составления записей актов гражданского состояния (п.п.1, 2 ст.77) вызвано тем, что граждане обращаются в эти органы за выдачей повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, а государственные архивы повторных свидетельств не выдают, изменения в актовые записи не вносят, у граждан же и по прошествии семидесяти пяти лет часто возникает необходимость внесения изменений в актовые записи. Если оставить прежний срок хранения, то в этом случае получить повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния с учетом необходимых изменений не представляется возможным.
Председатель Правительства Республики Карелия,
член Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации |
С.Катанандов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.