Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в Федеральный закон "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний"
Исполнение Федерального закона РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний" от 24.07.98 г. N 125-ФЗ, применительно к конкретным промышленным предприятиям, выявило ряд существенных недостатков, указывающих на противоречие действующих норм закона целям и принципам, сформулированным в статьях 1 и 4 этого Закона.
Так, в части 4 пункта 1 статьи 1 Закона указано, что он направлен на "обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и проф. заболеваний"
Статья 4. в качестве основного принципа называет "экономическую заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и проф. заболеваний"
Первые шаги по применению положений вышеназванного закона показали, что по сравнению с ранее действующей системой прямого индивидуального возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников, нынешняя система, устанавливающая уплату страховых взносов в виде фиксированного страхового тарифа от сумм начисленных к оплате труда, никак не стимулирует работодателей улучшать условия труда и избегать производственного травматизма. Наоборот, сложилась ситуация, когда в независимости от того 1 или 100 человек получат травму или проф. заболевание на производстве, работодатель будет платить страховой взнос в одинаковом размере.
Предусмотренный в части 2 статьи 22 Закона механизм дифференциации страховых взносов в зависимости от "состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию" путем установления скидок и надбавок к страховому тарифу был приостановлен на 2000 год Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 10-ФЗ.
Таким образом, на сегодняшний день закон не достигает своей цели и прямо противоречит прописанным в нем принципам.
Более того, даже с учетом действия, указанных в статье 22 Закона скидок и надбавок к страховому тарифу, норма, ограничивающая скидку к тарифу 40 процентным барьером, фактически не решает проблемы мотивации работодателей к улучшению условий труда.
Наглядно демонстрируют это конкретные факты исполнения вышеуказанного закона целым рядом крупных промышленных предприятий Кемеровской области.
Так, например, ОАО "Кокс", являясь производителем коксохимической промышленности, относится к отрасли "черная металлургия" и имеет 11 класс профессионального риска. Для отрасли с данным показателем риска установлен страховой тариф в размере 4,3% от суммы начисленной к оплате труда. Следуя нормам вышеуказанных законов, сумма страховых отчислений, подлежащих к уплате в 2000 году составит 4 миллиона 230 тысяч рублей. Фактические затраты ОАО "Кокс" на выплаты в возмещение вреда за текущий год составили 384 200 рублей.
Таким образом, сумма, рассчитанная в соответствии с новым законодательством, превышает фактические выплаты в 11 раз.
Даже если применить максимальную скидку до 40% тарифа, суммы выплат все равно будут превышать ранее выплачиваемые пострадавшим на производстве в 4,4 раза.
КОАО "Азот", крупнейшее химическое предприятие страны, имеет 8 класс профессионального риска. Для предприятия установлен страховой тариф в размере 3,1% от начисленного фонда оплаты труда. Сумма страховых отчислений для КОАО "Азот" за 2000 год составит 12,4 млн. рублей, что в 41,3 раза превысит сумму выплаченную предприятием в 1999 году (0,3 млн. руб.)
У ОАО "Химволокно" страховые суммы превысят фактические выплаты в возмещение вреда в 20,3 раза.
У ОАО " Трест "Кемеровопромстрой" в 15,7 раз.
У ОАО "ЦОФ "Березовская" в 16 раз.
При этом сами пострадавшие на данных предприятиях будут получать суммы возмещения в прежнем объеме.
Возникает вопрос, куда пойдет огромная разница между страховыми взносами и суммами, выплачиваемыми работникам предприятия.
Налицо пример совершено необоснованного увеличения бремени расходов промышленного предприятия (при всеобщем декларировании необходимости оказания поддержки отечественному товаропроизводителю и снижения налогового бремени).
Применение отвлеченных, средне-отраслевых цифр для установления страхового тарифа к конкретно-определенному предприятию с неизбежностью будет приводить к перекосам в одну, либо другую сторону.
На мой взгляд, такое положение дел недопустимо и ситуация настоятельно требует скорейшей корректировки положений закона.
Мне представляется, что сложившуюся ситуацию можно поправить путем внесения дополнений в Федеральный закон РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний", предусматривающих зависимость сумм страховых выплат от фактических затрат конкретного предприятия на выплаты в возмещение вреда. Разница должна составлять не более 20%.
Принятие вносимого проекта Федерального закона не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия дополнительных законов и иных нормативных актов.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Принятие указанного дополнения к закону приблизит его к реальной жизни, исключит возможные перекосы, будет стимулировать работодателей заботиться о безопасных условиях труда своих работников, и, что немаловажно, не будет являться препятствием для работодателей в увеличении фонда оплаты труда. На сегодняшний день, увеличивая заработную плату своим работникам работодатель будет вынужден увеличить страховые отчисления, причем вне зависимости от уровня безопасности труда и количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Внесение вышепредложенных дополнений позволит разрешить и эту проблему.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.