Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Шилова А.Е.
судей: Лазаревой М.А, Житниковой О.В.
при секретаре: Моревой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заместителя руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцева М.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 августа 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чеканов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения.
В обоснование иска указал, что он является собственником земельного участка площадью 549 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Распоряжениями N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, " N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в перераспределении земельных участков. Решением Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в перераспределении земельных участков, со ссылкой на то, что образование земельного участка происходит путем перераспределения земельного участка истца и земельного участка, из которого возможно образовать самостоятельный земельный участок.
Считая, что данный отказ нарушает его права, просил суд признать распоряжение Департамент градостроительства г.о.Самара N N от ДД.ММ.ГГГГ "об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков" незаконным. Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, возобновив работу по заявлению Чеканова В.Н. о перераспределении земельных участков, государственная собственность на который не разграничена и находящегося в частной собственности.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22 августа 2019г. административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N. На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению заявления Чеканова В.Н.
В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства г.о. Самара просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Чеканова В.Н. по доверенности Климкин О.Г. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Судом установлено, что Чеканов В.Н. является собственником земельного участка площадью 549 кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена 300 кв.м и более с доступом к территории общего пользования.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен статьей 39.29 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что перераспределение земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
При этом необходимо учитывать, что если перераспределение участка происходит за счет иных земель, находящихся в государственной или муниципальной, собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, является основанием для принятия решения об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Из материалов дела следует, что на основании Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила), образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Предельные минимальные размеры земельного участка, расположенного в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) согласно решению Думы г.о. Самара от 2 февраля 2017 года N 175 "О внесении изменений в статьи 29, 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61", составляют 300 кв.м.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1266-О, указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, а также топографическим материалам Департамента, в данном случае возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с видом разрешенного использования "для садоводства" путем увеличения площади с 299 до 300 кв.м и более с доступом к территории общего пользования.
В силу вышеприведенных положений закона (подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29. Земельного кодекса РФ) имеет значение сам факт возможности образования земельного участка с учетом требований, предъявляемых земельным законодательством.
По существу из анализа положений закона (статьей 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ) следует, что возможность перераспределения земельных участков допускается только за счет земель, из которых не представляется возможным образование новых земельных участков.
Судебная коллегия полагает, что площадь перераспределяемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, может быть увеличена с 299 кв.м до 300 кв.м и более и образован самостоятельный земельный участок с доступом к территории общего пользования.
Таким образом, административный истец просит по существу путем перераспределения приобрести в собственность часть земельного участка, из которого можно сформировать новый самостоятельный земельный участок, что безусловно указывает на наличие оснований, влекущих отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участков в силу требований подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, у Департамента имелись основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда со ссылкой на заключение кадастрового инженера ООО " "данные изъяты"" ФИО1, о том, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 299 кв.м, не обеспечивается доступом к землям общего пользования и ограничен крутым спуском с прилегающим оврагом.
Согласно имеющимся в материалах дела топографическим материалам, земельный участок площадью 299 кв.м имеет доступ к проезду общего пользования (улица) и рельеф участка только в части ограничен уклоном земли (л.д. N).
Изложенное свидетельствует о том, что из перераспределяемого земельного участка площадью 299 кв.м может быть образован самостоятельный земельный участок.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неверную оценку представленных по делу доказательств в их совокупности и взаимной связи, что, в свою очередь, привело к незаконности принятого судом первой инстанции решения по делу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Чеканова В.Н. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 августа 2019 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Чеканова В.Н. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.