Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации"
Настоящий законопроект имеет своей целью законодательно сохранить источники формирования средств, необходимых для целенаправленного и устойчивого финансирования работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Российской Федерации (федеральных дорог общего пользования).
Потеря этих источников обернется ухудшением состояния действующих и прекращением строительства новых автомобильных дорог общего пользования, а также инженерных сооружений, что нанесет существенный ущерб развитию дорожного хозяйства в целом по Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в настоящее время национальная сеть дорог не удовлетворяет потребностям населения и нуждам национальной безопасности и обороны, не в полной мере решает необходимые для укрепления государственности задачи территориальной связанности отдельных регионов и населенных мест.
Доходы Федерального дорожного фонда Российской Федерации в 1999 году составили 33,048 млрд. рублей. За счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации было введено 2280 километров дорог и 24259 погонных метров мостов и путепроводов.
Объем ввода новых дорог и мостов, а также дорожных работ по содержанию и ремонту существующей сети однозначно определяется финансовым потенциалом федеральных дорожных налогов.
В целях сохранения действующей сети федеральных автомобильных дорог общего пользования и строительства новых автомобильных дорог необходимо дополнить статью 13 "Федеральные налоги и сборы" части первой Налогового кодекса Российской Федерации подпунктами "федеральный дорожный налог", а также "акцизы, служащие источниками образования Федерального дорожного фонда Российской Федерации". Это позволит направить на финансирование федеральных дорожных работ средства от поступления акцизов на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно, бензин автомобильный с иными октановыми числами, дизельное топливо, масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, а также сжатый и сжиженный газ.
Одновременно, в статье 14 "Региональные налоги и сборы" предлагается слова "дорожный налог" заменить словами "региональный дорожный налог".
Все выше перечисленное позволит средства от поступления дорожных налогов и акцизов в размере 126,7 млрд. рублей в 2001 году направить для финансирования указанных работ.
Одновременно из сумм, поступивших от федеральных налогов, могут выделяться субвенции, субсидии и дотации на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации"
Частью первой и проектом части второй Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены налоги и сборы, направляемые целевым назначением на финансирование работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Российской Федерации (федеральных автомобильных дорог общего пользования), то есть фактически предусмотрена ликвидация Федерального дорожного фонда Российской Федерации и резкое снижение доходов территориальных дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
Потеря этих источников обернется ухудшением состояния действующих и прекращением строительства новых автомобильных дорог общего пользования, а также инженерных сооружений на них, что нанесет существенный ущерб развитию дорожного хозяйства в целом по Российской Федерации.
Кроме того, фактически это приведет к остановке реализации президентской программы "Дороги России", отказу от международных обязательств Российской Федерации по созданию Евроазиатской транспортной инфраструктуры и сделает невозможным участие Российской Федерации в совместных проектах, осуществляемых за счет кредитов Международного банка реконструкции и развития, что значительно снизит уровень инвестиций в реальный сектор экономики.
Необходимо отметить, что в настоящее время национальная сеть дорог не удовлетворяет потребностям населения и нуждам национальной безопасности и обороны, не в полной мере решает необходимые для укрепления государственности задачи территориальной связности отдельных регионов и населенных мест.
Резкое сокращение средств на указанные цели приведет к снижению транспортно-эксплуатационного состояния сети федеральных автомобильных дорог и резкому увеличению транспортной составляющей в себестоимости внутреннего валового продукта, и, как следствие, к ухудшению макроэкономической ситуации в целом по Российской Федерации и к следующим негативным последствиям:
фактическому свертыванию программы дорожного строительства в части федеральных автодорог, путепроводов и мостов;
прекращению финансирования инвестиционных субвенций и дотаций субъектам Российской Федерации, в том числе субъектам, не имеющим собственных источников финансирования дорожного хозяйства, что приведет к ликвидации одного из наиболее действенных и политически эффективных механизмов экономического взаимодействия федерального центра и регионов (в настоящее время 28 субъектов Российской Федерации не имеют налогооблагаемой базы для формирования территориального дорожного фонда в объемах, достаточных для содержания сети автомобильных дорог общего пользования);
остановке строительных работ на сотнях объектов (включая строительство уникальных объектов, имеющих общегосударственное значение), консервация которых потребует по самым скромным оценкам выделения средств из федерального бюджета в размере 11 млрд. рублей;
ослаблению геополитических и экономических связей с северными территориями, районами Дальнего Востока и Сибири и, как следствие, стагнации хозяйственной деятельности слаборазвитых районов Российской Федерации;
снижению уровня безопасности дорожного движения, что при перманентном увеличении автопарка повлечет за собой резкий рост количества дорожно-транспортных происшествий, гибели людей, материальному ущербу;
росту социальной напряженности: банкротству или закрытию более 1000 дорожно-строительных организаций и увольнению более 200000 человек;
уменьшению доходной части бюджетов всех уровней, вследствие закрытия дорожных организаций, выплаты пособий по безработице, что составит 21,9 млрд. рублей;
сокращению объема производства в реальном секторе экономики, непосредственно связанном с дорожным строительством (производство строительных материалов, дорожной техники), что неизбежно, приведет к росту безработицы и сокращению налоговых отчислений в размере 17,3 млрд. рублей;
увеличению расходов федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности подрядным организациям, выполняющим работы на переходящих объектах, в размере более 5 млрд. рублей.
Фактически единственным налогом, предусмотренным частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, который может быть источником формирования дорожных фондов, является транспортный налог, относящийся к региональным налогам. Объем поступлений от взимания указанного налога по расчетам составит 14,5 млрд. рублей (в условиях и ценах 1999 года), в итоге потери дорожных фондов в целом по России составят 107,8 млрд. рублей по сравнению с фактическим поступлением налоговых платежей в дорожные фонды в размере 122,3 млрд. рублей в 1999 году.
Принятие указанного проекта федерального закона позволит обеспечить финансирование дорожных работ в размере 129,6 млрд. рублей, что всего лишь на 7,3 млрд. рублей превышает фактический уровень инвестиций в дорожное хозяйство 1999 года.
Приложение
Потери бюджетов всех уровней в условиях резкого сокращения дорожного
строительства
в млрд. рублей
N N |
Причины сокращения доходной части бюджетов | Потери |
1. | Уменьшение доходной части бюджетов всех уровней, вследствие закрытия дорожных организаций, выплаты по- собий по безработице. |
21,9 |
2. | Сокращение объема производства в реальном секторе эко- номики, непосредственно связанном с дорожным строи- тельством |
17,3 |
3. | Консервация более 300 объектов дорожного строительства | 11 |
4. | Погашение кредиторской задолженности подрядным органи- зациям, выполняющим работы на переходящих объектах до- рожного строительства |
5 |
Итого: 55,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.