Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе
продукции"
В соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.95 N 275-ФЗ выручка от части произведенной продукции, полученной от СРП, поступающая в федеральную собственность, является доходным источником федерального бюджета, а продукция, полученная от СРП субъектом РФ, используется в соответствии с законодательством этого субъекта.
Согласно ст.10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 N 24-ФЗ государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными за исключением отнесенных к категориям ограниченного доступа (ч.1), запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о деятельности государственной власти, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов (ч.3).
Именно к этой категории и относится информация о финансово-экономических аспектах соглашений (СРП), которая, с одной стороны, характеризует насколько успешно, выгодно для страны и ее субъектов действует исполнительная власть, заключая СРП, а с другой - характеризует рациональность использования финансовых и природных ресурсов.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни (абзац 2 п.1 ст.12 названного Закона).
Однако в настоящее время договоры о СРП не носят открытого характера. Так, 22.06.94 Правительство РФ (в лице Министра топлива и энергетики) и глава администрации Сахалинской области, с одной стороны, заключили соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции с компанией "Сахалин Энерджи инвестмент компани, ЛТД" (т.н. проект "Сахалин-2").
В Договоре (соглашении) отсутствует даже юридический адрес компании, и лишь в ст.1 упоминается, что она зарегистрирована на Бермудских островах, но когда, с каким уставным капиталом - неизвестно. Сами условия соглашения и любая иная информация, документы, полученные от другой стороны, родственных ей организаций, их подрядчиков, субподрядчиков, консультантов и т.п. являются конфиденциальными (ст.21). Таким образом, фактически засекреченными оказались принципы финансирования, требования к организации подрядных работ; привлечение предприятий российской промышленности к работам по проекту; использование и распределение углеводородов, размеры и даты выплаты бонусов, возмещение затрат на геологоразведочные работы, понесенных до даты заключения СРП, налоги и платежи и т.п. Это позволяло, например, администрации Сахалинской области не показывать в проекте областного бюджета на 1999 год ежеквартальное поступление двух миллионов долларов, причитавшихся области за геологоразведочные работы, не представлять своевременно данных по плановым платежам за недра, данных о доходах от реализации российской доли углеводородов, что препятствует представительному органу в принятии обоснованных бюджетно-финансовых документов (бюджета, сметы внебюджетного фонда и т.п.).
Во избежание повторения подобных случаев, для обеспечения "прозрачности" соответствующих соглашений о разделе продукции, своевременного анализа их экономической эффективности и предлагается внести в Закон "О соглашениях о разделе продукции" поправки, исключающие оговорки о конфиденциальности соглашений (за исключением геологической, геофизической, геохимической и иной научно-технической информации), а также обязывающие официально опубликовывать данные о контрагенте соглашения, условиях и порядке раздела продукции, сведения о налогах и иных платежах (экономику-проекта) и тексты договоров между РФ и ее субъектами о распределении произведенной продукции, полученной государством в результате СРП.
Справка: принятие указанных дополнений в закон не требует финансовых затрат и внесения других изменений в действующее законодательство.
В связи с принятием настоящего Закона не потребуется признавать утратившими силу, подлежащими приостановлению, изменению акты федерального законодательства.
Депутат Сахалинской
областной Думы |
С.А.Пономарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.