Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость"
Законопроектом предлагается исключить освобождение от НДС при экспорте товаров, приобретенных на стороне. Это позволит предотвратить хищение средств из федерального бюджета.
Оценка льгот по налогу на добавленную стоимость по экспорту за 1998 год по Санкт-Петербургу показала, что в консолидированный бюджет недопоступило 1027,4 млн. рублей. По сравнению с 1997 годом отмечается рост данной льготы в 1,8 раза при падении объемов производства промышленной продукции и объемов экспорта. Объем экспорта по Санкт-Петербургу за 1998 год составил к 1997 году 92,1 процента. Кроме того, из федерального бюджета за 1998 год возмещено НДС на расчетные счета организациям, осуществляющим экспортные поставки товаров (работ, услуг), 122,9 млн. рублей. За 1 квартал 1999 года эти возмещения составили уже 105,4 млн.руб. Многим организациям произведены зачеты НДС в счет уплаты других налогов. Следует отметить, что наибольший удельный вес среди экспортеров занимают организации-перекупщики.
Налоговыми органами установлены многочисленные факты использования коммерческими организациями налогового механизма по НДС в целях необоснованного изъятия средств из федерального бюджета. Действующим Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" освобождены от налога обороты по реализации на экспорт товаров как собственного производства, так и приобретенных. Возмещение экспортерам из бюджета НДС' по товарам, приобретенным у других организаций, и породилопрактику хищений бюджетных средств по специально разработанным схемам.
Так, 18 предприятий Санкт-Петербурга за короткий срок предъявили к возмещению из федерального бюджета НДС на общую сумму 125 млн.руб. по экспортируемым приборам, приобретенным на стороне.
Экспорт приборов производился по специально разработанной схеме, с созданием подставных фирм, зарегистрированных по подложным документам (потерянным паспортам). Эти фирмы являлись одновременно поставщиками приборов и импортерами услуг, не отчитывались в налоговых органах и не уплачивали НДС в бюджет. Производители экспортируемых приборов не установлены. Проверить достоверность контрактов по импорту услуг и их исполнение не представляется возможным.
Валюта из-за рубежа по экспортным контрактам не поступала. Зачисление инвалютных средств на счета экспортеров и рублевых средств на счета поставщиков произведены российским банком за счет выданного им же банку-нерезиденту, зарегистрированному в офшорной зоне, однодневного кредита в сумме, необходимой для зачисления экспортной валютной выручки по паспортам сделок. Необходимые для погашения кредита суммы поступали банку-нерезиденту от резидентов - клиентов данного российского банка, выступавших в роли поставщиков приборов, по заключенным ими контрактам на импорт услуг с нерезидентами, являющимися покупателями по экспортному контракту. Зачисление средств на счета участников сделки (экспортеров, поставщиков, импортеров, банка-нерезидента), являющихся клиентами данного российского банка, производилось в течение одного дня, при этом денежные средства дважды конвертировались.
Аналогичные схемы используются предприятиями алкогольной, пивоваренной промышленности, а также предприятиями, осуществляющими экспорт металла, химической продукции, программных продуктов.
Многие организации оформляют фиктивные сделки по перекупке товаров у специально созданных фирм-однодневок для последующего экспорта этих товаров и получения возмещения входного НДС из федерального бюджета.
Предлагаемая поправка к Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" позволит защитить интересы федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость"
Принятие настоящего закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В то же время закон, несомненно, приведет к увеличению поступлений в федеральный бюджет.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения,
дополнения или принятия которых потребует представляемый
к рассмотрению данный законопроект
Принятие федерального закона "О внесении изменения, в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не требует отмены, изменения, дополнения каких либо действующих законов или подготовки новых.
В связи с этим предложения о разработке дополнительных нормативных актов не представляются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.