Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3 и 12 Федерального
закона "О статусе военнослужащих"
1. Статьей 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" был регламентирован порядок обеспечения военнослужащих денежным содержанием (денежным довольствием). Однако в связи с отменой Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" абзаца второго и введением новой редакции абзаца третьего указанной статьи оказался разрушен порядок установления денежного содержания военнослужащих (расчетный базис) и механизм его повышения.
В итоге, при повышении оплаты труда федеральных государственных служащих и пропорциональным ему повышении денежного содержания военнослужащих существующая в настоящее время удельная пропорция в материальном обеспечении военнослужащих и федеральных государственных служащих сохранится, а в денежном выражении будет увеличиваться, в ущерб военнослужащим.
2. Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что военная служба является "особым видом" федеральной государственной службы. В связи с этим материальное обеспечение военнослужащих должно быть приравнено к материальному обеспечению федеральных государственных служащих, а с учетом "особого вида" военной службы, к чему относится, например, существенное ограничение воинскими уставами прав и свобод личности, постоянный профессиональный риск здоровью и жизни, особенности дислокации войск, связанная с прохождением службы периодическая смена места жительства, многолетнее отсутствие жилья и пр., материальное обеспечение военнослужащих должно быть даже более высоким, чем у федеральных государственных служащих.
Однако начиная с 1997 года разрыв в денежном содержании военнослужащих и приравненных к ним категорий федеральных государственных служащих увеличивается и достиг к середине 2000 года примерно 1,5...2 кратной величины, в ущерб военнослужащим.
В силу особенностей дислокации войск и порядка военной службы примерно у 80% семей военнослужащих единственным источником существования является денежное содержание военнослужащих. Сегодня обеспеченность такой семьи из трех человек составляет 25 - 65% прожиточного минимума, в зависимости от должности военнослужащего и региона дислокации войсковой части. Неудовлетворительное, даже по российским меркам, материальное обеспечение военнослужащих превратилось сегодня в ключевую внутреннюю угрозу не только социальной стабильности и способности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований выполнять поставленные задачи, но и собственно в угрозу их существованию.
3. Настоящим законопроектом предлагается создать новый порядок расчета денежного содержания военнослужащих. Кроме того, привести денежное содержание военнослужащих к уровню, который был бы не ниже оплаты труда федеральных государственных служащих, а также исключить в дальнейшем возможность существенного дисбаланса в материальном обеспечении военнослужащих и федеральных государственных служащих для чего:
а) продублировать в настоящем законе положение Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", что военная служба является особым видом федеральной государственной службы;
б) в связи с этим установить, что: оклады по воинской должности и оклады по воинскому званию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже уровня должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностным окладам за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных служащих; на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, распространяются социальные гарантии, которые предоставляются федеральным государственным служащим;
в) вводится (приложениями 1 и 2) соответствие воинских должностей (основных типовых воинских должностей) и воинских званий военнослужащих государственным должностям и квалификационным разрядам соответствующих категорий федеральных государственных служащих;
г) устанавливается срок (до 1 июля 2001 года) и порядок (равномерно поэтапно в течение года) приведение денежного содержания военнослужащих в соответствие оплате труда федеральных государственных служащих.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3 и 12 Федерального
закона "О статусе военнослужащих"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предлагает до 1 июля 2001 года установить военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинской должности и оклады по воинскому званию не ниже уровня должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностным окладам за квалификационный разряд соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
Принятие данного законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации в сумме не более 37 млрд. рублей в год с выплатой пенсий гражданам, уволенным с военной службы.
Поквартальное распределение дополнительного финансирования при увеличении денежного содержания военнослужащих до уровня оплаты труда федеральных государственных служащих дано в прилагаемых таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Поквартальное распределение дополнительного финансирования
при увеличении денежного содержания военнослужащих до уровня оплаты
труда федеральных государственных служащих
Квартал | 3 квартал 2000 г. |
4 квартал 2000 г. |
1 квартал 2001 г. |
2 квартал 2001 г. |
Всего |
% | 20% | 25% | 25% | 30% | 100% |
Сумма | 7,4 млрд. руб. |
9,25 млрд. руб. |
9,25 млрд. руб. |
11,1 млрд. руб. |
37,0 млрд. руб. |
В том числе на выплату пенсий |
3,26 млрд. руб. |
4,07 млрд. руб. |
4,07 млрд. руб. |
4,9 млрд. руб. |
16,3 млрд. руб. |
Таблица 2
Поквартальное распределение дополнительного финансирования
при увеличении денежного содержания военнослужащих до уровня оплаты
труда федеральных государственных служащих
Квартал | 3 квартал 2000 г. |
4 квартал 2000 г. |
1 квартал 2001 г. |
2 квартал 2001 г. |
Всего |
% | 20% | 25% | 25% | 30% | 100% |
Сумма | 7,4 млрд. руб. |
9,25 млрд. руб. |
9,25 млрд. руб. |
11,1 млрд. руб. |
37,0 млрд. руб. |
В том числе на выплату пенсий |
3,26 млрд. руб. |
4,07 млрд. руб. |
4,07 млрд. руб. |
4,9 млрд. руб. |
16,3 млрд. руб. |
Сумма т.ч. Минобороны |
5,06/2,26 млрд.руб. |
6,32/2,82 млрд.руб. |
6,32/2,82 млрд.руб. |
7,6/3,4 млрд.руб. |
25,3/11,3 млрд.руб. |
ВВ МВД | 0,5/0,2 млрд.руб. |
0,6/0,2 млрд.руб. |
0,6/0,3 млрд.руб. |
0,8/0,3 млрд.руб. |
2,5/1,0 млрд.руб. |
ФСБ | 0,5/0,3 млрд.руб. |
0,7/0,4 млрд.руб. |
0,7/0,4 млрд.руб. |
0,7/0,4 млрд.руб. |
2,6/1,5 млрд.руб. |
ФПС | 0,5/0,4 млрд.руб. |
0,7/0,4 млрд.руб. |
0,7/0,4 млрд.руб. |
0,7/0,3 млрд.руб. |
2,6/1,5 млрд.руб. |
ФАПСИ | 0,3/0,1 млрд.руб. |
0,4/0,1 млрд.руб. |
0,4/0,1 млрд.руб. |
0,4/0,2 млрд.руб. |
1,5/0,5 млрд.руб. |
СВР | 0,2/0,1 млрд.руб. |
0,3/0,1 млрд.руб. |
0,3/0,1 млрд.руб. |
0,3/0,2 млрд.руб. |
1,1/0,5 млрд.руб. |
МЧС | 0,2 млрд. руб. |
0,4 млрд. руб. |
0,4 млрд. руб. |
0,4 млрд. руб. |
1,4 млрд. руб. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.